Слайд 1Актуальные вопросы СКД
Функции и принципы СКД
Слайд 2определение
Функция в переводе означает роль, круг деятельности или основное назначение
чего-либо.
Принципы – основополагающие требования, которые предъявляются к какому-либо процессу.
Слайд 3ФУНКЦИИ
Ариарским М.А. были вычленены три основные функции СКД.
функция обеспечения
непрерывного образования масс, вовлечения их в активный процесс овладения ценностями
отечественной и мировой культуры;
функция включения масс в социальное, научно-техническое, художественное и прикладное творчество;
функция организации рационального отдыха.
Слайд 4Многие авторы (А.Д.Жарков, Т.Г. Киселева, Ю.Д.Красильников, Ю.А. Стрельцов и др.)
по сути, используют эти функции, но формулируют их более лаконично:
-
информационно-просветительная;
- культуротворческая;
- рекреативно-оздоровительная + КОММУНИКАТИВНАЯ
Слайд 5Современные ФУНКЦИИ СКД
адаптивно-нормативная функция – хоминизация личности: освоение формирующимся
индивидом основ санитарно-гигиенической культуры, культуры речи и других элементарных человеческих
качеств, адаптация к социуму и его культуре, приобретение способности к самоконтролю и саморегуляции поведения;
образовательно-развивающая функция – освоение ценностей культуры, последовательный процесс социализации, инкультурации и индивидуализации личности;
преобразовательно-созидательная функция – вовлечение личности в процесс создания ценностей культуры, в различные формы художественного, технического, социального творчества;
Слайд 6эколого-охранительная функция – формирование экологической культуры, сохранение культурного наследия, природной
и культурной среды;
информационно-просветительная функция – накопление, хранение и распространение информации,
культурно-просветительная деятельность, формирование интеллектуальных и иных качеств, необходимых члену информационного общества ХХI века.
Слайд 7интегративно-коммуникативная функция – диалог культур, взаимовлияние локальных цивилизаций, формирование культуры
деловых и и неформальных отношений;
рекреативно-игровая функция – формирование празднично-обрядовой и
игровой культуры, обеспечение зрелищно-развлекательного досуга и психологической разрядки.
Слайд 8Вывод: Поскольку функции СКД явление динамичное, можно говорить об их
распределении и перераспределении на различных этапах развития общества.
Слайд 9ПРИНЦИПЫ
Все принципы СКД можно разделить на 3 группы:
Общеидеологические принципы (НАУЧНОСТИ,
СВЯЗИ С ЖИЗНЬЮ И ПР.)
Общепедагогические принципы (ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА, КОМПЛЕКСНОСТИ,СИСТЕМАТИЧНОСТИ И
ПРЕЕМСТВЕННОСТИ)
Специфические принципы СКД (ДОБРОВОЛЬНОСТИ, ОБЩЕДОСТУПНОСТИ, ИНИЦИАИВЫ, СПМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ДУХОВНОГО НАПОЛЕНИЯ ДОСУГА)
Слайд 10подитог
Поскольку ФУНКЦИИ СКД явление динамичное, можно говорить об их распределении
и перераспределении на различных этапах развития общества.
ПРИНЦИПЫ СКД как наиболее
общие положения, которые отражают объективно существующие, внутренне обусловленные, необходимые и устойчивые связи и отношения, складывающиеся в процессе создания, освоения, сохранения и распространения ценностей культуры и предопределяют ее направленность, характер, содержание и формы.