Слайд 1Александр Беляев – русский и советский писатель-фантаст, журналист и юрист.
Считается первым советским писателем, который работал исключительно в жанре научной
фантастики.
Слайд 2Беляев Александр Романович (1884— 1942), писатель. Родился 16 марта 1884
г. в Смоленске в семье священника. С раннего детства Беляев
жил в мире, созданном его воображением. Мальчик жаждал приключений, тайн и подвигов. Отец отдал его учиться в духовную семинарию, однако сын пошёл собственным путём. После окончания семинарии он поступил в юридический лицей в Ярославле и одновременно учился в Московской консерватории по классу скрипки, занимался журналистикой. По возвращении в Смоленск работал присяжным поверенным, был музыкальным критиком и театральным рецензентом в газете «Смоленский вестник» (через несколько лет стал её главным редактором).
Слайд 3В 1913 г. Беляев отправился в поездку по Европе. Это
путешествие дало массу впечатлений, которые позже отразились в книгах: он
летал на гидроплане, забирался в горы, спускался в кратеры потухших вулканов, исследовал жизнь городской бедноты. Два года спустя случилось несчастье: тяжёлая болезнь — костный туберкулёз позвоночника — на долгое время приковала Беляева к постели. Лишённый возможности передвигаться, он погрузился в чтение: изучал книги по медицине, биологии, истории, технике, следил за новейшими достижениями науки. Встав на ноги, ещё долгое время вынужден был носить специальный корсет, преодолевая сильную боль.
Слайд 4С 1923 г. Беляев жил в Москве. Его литературная деятельность
началась в 1925 г., когда журнал «Всемирный следопыт» опубликовал рассказ
«Голова профессора Доуэля» (переработан в одноимённый роман в 1937 г.). В его прозе захватывающие фантастические сюжеты сочетаются с точными знаниями и проницательными гипотезами. Главной героиней большинства произведений стала наука с сенсационными открытиями, которые могут служить во благо человечества или использоваться ему во вред, ради корыстных целей. Мотивы добра, справедливости, гуманизма, ответственности учёного пронизывают романы и повести Беляева («Человек-амфибия», 1928 г.; «Продавец воздуха», «Властелин мира», оба 1929 г.; «Ариэль», «Человек, нашедший своё лицо», оба 1941 г., и др.).
Слайд 5Рисуя картины будущего, Беляев делал прогнозы, казавшиеся в те годы
несбыточными: описывал пересадку человеческих органов, использование энергии ветра, добывание воды
в пустыне, искусственные дожди, планеризм, цельнометаллические дирижабли, рассуждал о внутриатомной энергии. В 30-х гг., когда к мысли о покорении космического пространства многие относились скептически, Беляев на страницах своих романов уже летал на Луну, совершал межпланетные путешествия, запускал в космос ракеты и научные станции. К. Э. Циолковский, с которым Беляев начал переписываться, горячо поддерживал писателя и с увлечением читал его космические произведения («Прыжок в ничто», 1933 г.; «Воздушный корабль», 1934—1935 гг.). Беляев использовал разные жанры — от волшебной сказки до романа-памфлета. Он признан одним из основоположников современной российской научной фантастики. Умер 6 января 1942 г. в городе Пушкине под Ленинградом.
Слайд 6Краткое содержание «Голова профессора Доуэля»
Научно-фантастический роман «Голова профессора Доуэля» Беляева
впервые был опубликован в виде рассказа в 1925 году, а
впоследствии был дополнен и несколько изменен. Идея написания произведения пришла к писателю в тот период, когда он в течение трех лет был прикован к постели.
Втайне от общественности в своей лаборатории Керн ставит опыты по оживлению голов. Совершенно случайно его новая ассистентка узнает о том, что удачным опытам он обязан живой голове своего бывшего руководителя, умершего не так давно по неизвестным причинам. Хирург успешно прячет его голову в лаборатории и заставляет работать. Пользуясь знаниями профессора, Керн осуществляет еще несколько удачных операций.
Брике получает тело известной певицы и сбегает из лаборатории, как только начинает ходить. Однажды на отдыхе она знакомится с Арманом, который узнает тело погибшей подруги с головой незнакомой ему девушки. Арману и его другу Артуру становится известно, что она видела голову профессора. Догадываясь, что его сотрудница постоянно беседует с головой и знает обо всех махинациях, хирург отправляет девушку в психиатрическую клинику, где избавляются от ненужных людей. Артур с друзьями совершает нападение на клинику и вызволяет Мари. Керн устраивает публичную демонстрацию своих работ. Его допрашивает полиция, устраивает обыск в лаборатории, но ничего не находит. После повторных обысков, девушка видит обезображенную голову Доуэля. Тот общается с сыном и успевает перед кончиной пролить свет на все преступления хирурга. Однако Керн сводит счеты с жизнью.
Слайд 7Человек-амфибия
Роман повествует об уникальном событии: ради спасения жизни ребенка ему
вживили жабры акулы.
История необычайного юноши-амфибии и его несчастливой любви печальна,
но очень увлекательна. Яркий подводный мир, ловцы жемчуга — все это переплетается и выстраивается в удивительный роман. Знание сюжета «Человека-амфибии» только подогревает интерес к полному содержанию произведения. Убедиться в этом достаточно просто – нужно взять в руки книгу и начать читать.
Слайд 8«Ариэль» краткое содержание
В тайной индийской школе детей обучают оккультным
наукам, из них готовят жрецов и экстрасенсов, используя гипноз и
запугивая страшными наказаниями. Среди учащихся выделяется Ариэль – юноша с крепкой и выносливой психикой, который под воздействием препаратов и особых методик научился летать. В результате молодой человек бежит из школы, надеясь найти своих родных, о которых ничего не помнит. Во время этих поисков он встречает множество людей: бедные боготворят летающего человека, а богатые хотят или сделать из него развлечение, или использовать в своих целях. Когда Ариэль попадает в Англию и находит свою сестру, то вместо радости испытывает глубокое разочарование. Здесь так же людям нужны только деньги, они жадны и невежественны, относятся ко всему свысока и не знают настоящих чувств. Юноше строго запрещено летать и даже упоминать о своей индийской возлюбленной из касты отверженных. Молодому человеку ничего не остается, как собрать вещи и вновь вернуть в Индию, которую он теперь ощущает своей Родиной.
Слайд 9«ПРОДАВЕЦ ВОЗДУХА»
Метеоролог Георгий Клименко с якутом-проводником Николой спасают очень странного
человека. Вскоре сами из-за страшной бури оказываются в кратере, ход
из которого приводит их на секретную фабрику. Там один коммерсант делает воздух жидким, пакует его в «жемчужины», чтоб выгодно продать. Атмосфера Земли, человечество страдают. Но советский геолог, благодаря помощи красной армии, побеждает буржуя.
Главная мысль не зависит от политического строя – нельзя безгранично использовать природу в своих мелких целях. И, конечно, добро (в лице красной армии) всегда побеждает.
Действительно, герои спасают человека, который тут же убегает, прижимая к груди странный цилиндр. Окажется, что это и есть коммерсант Бэйли. Для работы своей фабрики он использует научные труды шведского ученого. Бэйли не волнует, что его деятельность может обернуться экологической катастрофой. И уже люди, растения и животные страдают от недостатка кислорода.
Пленники Бэйли устраивают якуту побег, чтобы он рассказал всем о фабрике. Между Георгием и Норой – дочерью ученого начинается роман. Но понимая, что является лишь средством давления на собственного отца, Нора убивает себя. В подвалах, где при экстремально низких температурах хранится «жемчуг», она снимает скафандр. И замерзает насмерть за секунду. Прочтя её предсмертную записку, отец поддерживает Клименко в борьбе.
Тут подоспела армия, которую успел привести сообразительный якут, но Бэйли использует новое (кислородное!) оружие. Страдают огромные территории Сибири и даже Европы, но герои не сдаются – врываются к нему в кабинет, а он даже не ожидал такого поворота. В ужасе Бэйли глотает несколько «жемчужин». От тепла тела кислород расширяется, взрыв – и «коммерческий король воздуха» Бэйли взлетел на воздух.
Слайд 10«Властелин мира» — роман о проблемах телепатии, власти человека над
миром и над самим собой. Герой романа — гениальный инженер-бионик
Штирнер изобретает аппарат для передачи мысли на расстояние, и не просто передачи, а для зомбирования, гипноза и подавления воли…
Александр Беляев всегда оставался интереснейшим и оригинальным писателем именно потому, что ему удавалось сочетать остроту авантюрного сюжета, предвосхищение грядущих научных открытий и гуманистические традиции «высокой литературы».