такое,
За чудные эти часы
Лесного – не сна, а покоя,
Безмолвной морозной
красы.
Когда над изгибом тропинки
С разлатых недвижных ветвей
Снежинки, одной порошинки,
Стряхнуть опасается ель.
За тихое, лёгкое счастье –
Не знаю, чему иль кому –
Спасибо, но, может, отчасти
Сегодня – себе самому.
Анализ
Стихотворение написано в 1966 году. В разгаре идеологическая атака на журнал «Новый мир», который возглавляет поэт, запрещен популярнейший спектакль по его поэме «Теркин на том свете». Выстоять в этих обстоятельствах ему помогает бойцовский дух и неизменная поддержка семьи. По жанру – пейзажная лирика, 3 строфы с перекрестной рифмовкой. Стих начинается с благодарности. Столичный житель, он описывает отнюдь не городской пейзаж. Житейские неурядицы отступали перед величественным покоем вечной природы. «За чудные эти часы»: все дела отложены на потом, как завороженный, поэт любуется «безмолвной морозной красой». Во второй строфе обращает на себя внимание устаревший просторечный оборот «разлатые» (ветви, расходящиеся в сторону и кверху). В лесу стоит звенящая тишина, все замерло и затаилось, даже еловая лапа не дрогнет: «снежинки стряхнуть опасается». В финале сердце героя-созерцателя переполняется «тихим, легким счастьем». Он прожил с женой уже больше тридцати лет, вместе они воспитали двух дочерей. Впрочем, заключительные строки подсказывают еще один источник душевного равновесия: собственное сердце. Потому и «спасибо себе самому». Минута единения с миром, отрешенности от суеты, возможность отдышаться, прислушаться к себе, понять, куда двигаться дальше. Это почти блаженное состояние и стало поводом к созданию стиха. Впрочем, для автора это время – уже фактически начало конца: спустя несколько лет его вынудят уйти из журнала, а врачи поставят неутешительный диагноз. Зима еще не раз придет к порогу дачного домика в Красной Пахре, навестят угасающего писателя и верные друзья. Собственно, он и скончается во второй половине декабря, в окружении все той же чуткой «морозной красы». В стихе россыпь легчайших эпитетов (чудные часы, безмолвной красы, тихое счастье). Уменьшительно-ласкательные словечки, подчеркивающие настроение автора (снежинки, тропинки, порошинки). Разговорная лексика смешивается с возвышенной, интонация задумчивая, растроганная. Почти фольклорный оборот (морозная краса). Ряд отрицаний, в том числе, в приставках слов (не сна, а покоя, недвижных, не знаю).«Спасибо за утро такое» А. Твардовского – благодарность за каждый счастливый прожитый день.