Слайд 2Конфликт
Конфликт (от лат. conflictus — столкнувшийся) - это
столкновение двух или более сторон, осознающих разнонаправленность собственных интересов
Конфликтология: –
это дисциплина, которая занимается изучением закономерностей таких процессов, как возникновение, развитие, разрешение и завершение конфликта.
Слайд 3Цель участия в конфликте
Выиграть
Выиграть хоть что то
Не проиграть
Проиграть как
можно меньше
Сохранить лицо
Слайд 4Причины конфликтов:
Объективные
Необходимость делить ограниченные ресурсы: деньги, территорию, людей «мама,
учитель, девушка/юноша, «электорат»)
Субъективные:
Неправильная интерпретация действий другого человека
Иллюзия игры с нулевой
суммой («если я выиграю, ты проиграешь»)
Иллюзия хорошего человека и плохого парня
Зеркальная иллюзия (партнеры приписывают себе одинаковые хорошие качества, а оппонентам – одинаковые плохие)
Слайд 5Структура конфликта
Предмет конфликта: то, по поводу чего происходит конфликт. Правильнее:
зона конфликта, т.к. предметы конфликта могут добавляться или уменьшаться
Конфликтанты: подстрекатели,
нападающие, жертвы, сочувствующие, наблюдатели. Роли могут меняться.
Представления сторон о ситуации
Мотивы
Действия
Слайд 6Динамика конфликта
Предконфликтная ситуация – как правило, возникает в ситуации острой
нехватки ресурсов
Инцидент. Первое столкновение сторон. Может и не быть связан
с предметом конфликта
Конфликтоген – слово или действие, которое может привести к конфликту
Демонстрация превосходства
Проявление агрессии
Проявление эгоизма
Слайд 7Эскалация конфликта
Кульминация конфликта: когда
Страшно продолжать
Нечем продолжать
Выход из конфликта.
Постконфликтная ситуация
– она никогда не равняется предконфликтной, это всегда опыт.
Слайд 10Конфликт «Учитель – родители»
Причины
Разные представления сторон о средствах воспитания
Недовольство родителя
методами обучения педагога
Личная неприязнь
Мнение родителя о необоснованном занижении оценок ребенку
Способы
решения:
Открытый равноправный диалог
Проявление эмпатии: «я Вас понимаю»
Поиск общих целей
Поиск конструктивных решений
Слайд 11Алгоритм решения школьных конфликтов
Решение принимать в спокойном состоянии. Воспользоваться
специальными приемами для восстановления спокойствия
Анализ конфликта по плану:
Описание
Участники
Баланс сил
Зона конфликта
Стратегии
поведения
Результат
Слайд 12Открытый диалог участников конфликта. При разборе межгрупповых конфликтов участников одной
группы не садят вместе!
Выявление общей цели. Способы решения проблемы.
Анализ выводов,
которые помогут избежать конфликтов в дальнейшем.