Слайд 1
Алгоритм выявления, профилактики и устранения семейного
неблагополучия
Слайд 2“Дети – это наша старость. Правильное воспитание - это наша
счастливая старость, плохое воспитание-это, будущее горе, это наши слезы, это
наша вина перед другими людьми, перед всей страной”.
А. С. Макаренко
Слайд 3Основная причина неблагополучия многих семей - отсутствие средств к нормальному
существованию, угроза безработицы, неполноценное питание, рост цен на продукты питания,
услуги. Резкое увеличение стрессовых ситуаций сказывается на детях. Отсутствие в семьях заботы, психологическая депривация, физическое и сексуальное насилие толкает детей к побегам. Именно семейное неблагополучие является предпосылкой разных деформаций процесса социализации личности ребенка, что проявляется, в конечном счете, в безнадзорности либо беспризорности несовершеннолетних.
Слайд 4Алгоритм выявления, профилактики и устранения семейного неблагополучия:
Слайд 51. СОВМЕСТНАЯ РАБОТА:
•Органы социальной защиты населения;
•Отдел образования;
•Органы внутренних дел;
•Здравоохранения;
•Служба
занятости населения;
•Сельская администрация;
•ОДН.
Слайд 62. ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ О СЕМЕЙНОМ НЕБЛАГОПОЛУЧИИ:
• Классные руководители;
• Воспитатели д/с;
• Педагоги школы;
• Врачи;
• Участковый
инспектор;
• Жители поселка;
• Родственники;
• Соседи;
• Друзья.
Слайд 7
3. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ИСТОЧНИКОМ ЯВЛЯЕТСЯ:
• Документы социально-медицинского патронажа;
• Документы психолого-педагогического консилиума в
школе;
• Материалы психодиагностики;
• Результаты рейдов;
• Жалобы и заявления граждан;
• Материалы о правонарушениях;
• Преступления несовершеннолетних.
Слайд 8
4. ПОКАЗАТЕЛИ НЕГАТИВНОГО ВЛИЯНИЯ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ НА РЕБЕНКА
НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ –
50%
•Бродяжничество;
•Агрессивность;
•Хулиганство;
•Кражи;
•Вымогательство;
•Правонарушения;
•Аморальные формы поведения;
•Неадекватные реакции на замечания взрослых.
Слайд 9НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ - 70%.
•Низкая успеваемость;
•Неврастения;
•Отсутствие навыков личной гигиены;
•Неуравновешенность
психики;
•Подростковый алкоголизм;
•Подростковая проституция;
•Болезни;
•Недоедания;
•Уклонение от учебы.
Слайд 10НАРУШЕНИЯ ОБЩЕНИЯ - 40%
•Конфликты с учителями;
•Частое употребление неформальной лексики;
•Суетливость
или гиперактивность;
•Конфликты с родителями;
•Контакты с криминогенными группировками.
Слайд 115. ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕРЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА НЕБЛАГОПОЛУЧНУЮ СЕМЬЮ.
•Принудительное лечение от
алкоголизма;
•Лишение родительских прав;
•Консультирование;
•Обучающие консультации для родителей;
•Помощь общественных организаций;
Пропаганда
здорового образа жизни;
•Пропаганда семейных ценностей;
•Оказание материальной помощи;
•Административные штрафы;
•Постоянный патронаж;
•Взаимодействие всех служб в раннем выявлении и индивидуальный подход к решению проблем каждой семьи.
Слайд 12ПРИЕМЫ (МЕТОДЫ) КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ.
1. УБЕЖДЕНИЕ-разъснение и
доказательство правильности и необъективности определенного поведения либо недопустимости какого-то поступка;
2.
МОРАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА – по отношению к детям из неблагополучных семей, где ребенок чувствует себя лишним, ненужным;
Слайд 133. ВОВЛЕЧЕНИЕ В ИНТЕРЕСНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - поручение дела, которое приведет
к успеху, укрепит веру в собственные силы:
4. ГОТОВНОСТЬ СОПЕРЕЖИВАТЬ -
это часто отсутствует в неблагополучных семьях;
5. НРАВСТВЕННОЕ УПРАЖНЕНИЕ по формированию нравственных качеств.
Слайд 14 ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕ?
1 . Материально-бытовые условия.
2.
Эмоционально-нравственный климат.
3, Режим дня ребенка в семье.
4. Методы
и приемы воздействия взрослых на детей
5. Семейный досуг.
6. Уровень педагогической культуры родителей.
Слайд 15 БЕСЕДА УЧИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ РЕБЕНКА ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ.
1 . Что я хорошего могу сказать о подростке? (с
целью психологического расположения к себе родителей, привлечения их в союзники. )
2. Что меня беспокоит в нем? (то самое, что является предметом вызова родителей в школу, прихода к ним домой, обсуждения на родительском собрании. )
3. Каковы, по нашему общему мнению причины, этого отрицательного явления, факта? (это вызывает на откровенность, а значит, позволит выявить истинные причины)
Слайд 164. Какие меры следует предпринять и со стороны школы? (выработка
общей стратегии и тактики воспитания и перевоспитания)
5. Каких общих требований,
общих принципов перехода к ребенку следует придерживаться, чтобы меры были эффективными? (в этой ситуации родители откровенно становятся на сторону учителя и активно ему помогают.)
Слайд 17Задача всего педагогического коллектива работающих с подростками, воспитывающихся в неблагоприятных
условиях среды, которые сами они изменить пока не в состоянии,
сформировать внутреннюю устойчивость личности, критическое восприятие отрицательных факторов!