Слайд 1
Элементарные опыты как средство формирования положительного отношения детей старшего дошкольного
возраста к объектам природы
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное
образовательное
учреждение высшего образования
«Владимирский государственный университет имени
Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»
Педагогический институт
Кафедра педагогики и психологии дошкольного и начального образования
Выполнила:
Научный руководитель:
Слайд 2Актуальность исследования
Положительное отношение детей к объектам природы в последнее время
все чаще становится объектом повышенного внимания ученых, преподавателей и педагогов.
Это связано не столько с реализацией личностно-ориентированного и деятельностного подхода к развитию, воспитанию и обучению детей, сколько с необходимостью создания целостной взаимосвязанной системы целей, задач, содержания, форм, методов и средств.
Экспериментирование как познавательно-исследовательская деятельность, направленная на исследование объектов окружающего мира и проведение опытов с ними, включена в направления работы по познавательному развитию старших дошкольников в соответствии с новыми ФГОС ДО.
Слайд 3Проблема исследования
Анализ теории и практики дошкольного образования показывает, что существуют
противоречия между признанием значимости процесса формирования положительного отношения дошкольников к
объектам природы как компонента его личностного развития и неразработанностью методики осуществления данного процесса в ходе элементарных опытов.
Слайд 4Объект и предмет исследования
Объект исследования: процесс формирования положительного отношения к
объектам природы у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия
формирования положительного отношения старших дошкольников к объектам природы посредством элементарных опытов.
Слайд 5Цель исследования
теоретически обосновать и в ходе опытно-экспериментальной работы выявить эффективность
педагогических условий формирования положительного отношения старших дошкольников к объектам природы
посредством элементарных опытов.
Слайд 6Задачи исследования
Рассмотреть психолого-педагогические предпосылки формирования положительного отношения к объектам природы
у дошкольников,
Определить значение включения элементарных опытов в педагогическую работу с
детьми старшего дошкольного возраста,
Раскрыть педагогические условия формирования положительного отношения старших дошкольников к объектам природы посредством элементарных опытов,
Провести опытно-экспериментальную работу по формированию положительного отношения к объектам природы у детей старшего дошкольного возраста посредством элементарных опытов.
Слайд 7Гипотеза исследования
Использование элементарных опытов для формирования положительного отношения к объектам
природы у старших дошкольников будет наиболее эффективно при выполнении следующих
педагогических условий:
- создание открытого образовательного пространства экспериментально-исследовательской деятельности, создающего возможности для привлечения внимания детей и ответных проявлений природных объектов;
- поэтапность организации элементарных опытов и их связь с другими видами деятельности детей с целью формирования положительного отношения;
- мотивирование дошкольников к осмыслению результатов элементарных опытов с объектами природы в ходе совместной деятельности с воспитателем.
Слайд 8База исследования – МБДОО «Детский сад №112» «Росинка» г. Владимир
Две старшие возрастные группы:
экспериментальная,
контрольная.
Слайд 9Первое педагогическое условие
создание открытого образовательного пространства экспериментально-исследовательской деятельности, создающего возможности
для привлечения внимания детей и ответных проявлений природных объектов.
Слайд 10Реализация первого педагогического условия
В группе был создан уголок элементарных опытов,
чтобы дети в любое время в свободной деятельности могли удовлетворить
свои исследовательские интересы.
Слайд 11Реализация первого педагогического условия
Важную роль в реализации данного условия играл
выбор объектов и тематики элементарных опытов:
возрастные возможности детей,
их интересы,
сезонный
принцип, чтобы дети могли наглядно видеть изменения в окружающих природных объектах.
Роль снега в жизни растений
Слайд 12Реализация первого педагогического условия
Опыт «Что будет, если огород не пропалывать?»
Слайд 13Реализация первого педагогического условия
Опыт с огурцом
Слайд 14Второе педагогическое условие
поэтапность организации элементарных опытов и их связь с
другими видами деятельности детей с целью формирования положительного отношения.
Слайд 15Реализация второго педагогического условия
Первый этап - подготовка и мотивация.
Следующий важный
этап – это начало опыта. Педагог ставил перед детьми общую
задачу, проблему. Затем предлагал им высказать свою гипотезу, обосновать свое предположение.
На заключительном этапе мы подводили итоги опыта и вместе с детьми формулировали выводы.
Слайд 16Реализация второго педагогического условия
Результаты, полученные в ходе опытов, также обязательно
включались в другие виды деятельности детей:
результаты опыта обобщались в беседе,
мы просили детей, рассказать родителям о том, что у нас получилось в группе,
проводимые опыты дети старались зарисовать и поместить схемы в уголке, для того, чтобы остальные дети могли провести данный эксперимент.
Слайд 17Третье педагогическое условие
мотивирование дошкольников к осмыслению результатов элементарных опытов с объектами
природы в ходе совместной деятельности с воспитателем.
Слайд 18Реализация третьего педагогического условия
В начале эксперимента мы объясняли детям, что
именно мы собираемся проверить, предлагали предсказать результаты исследований, обсуждали гипотезу:
«Что нужно сделать? Почему?».
Мы связывали результаты этой деятельности с повседневной жизнью, с наблюдениями дома и на улице, с трудом в уголке природы и на огороде, использовали в играх детей.
Почему растение плачет?
Слайд 19Диагностика
положительного отношения детей старшего дошкольного возраста к объектам природы
Методика «Лес благодарит и сердится», автор – И.В. Цветкова,
Методика
выявления субъективного отношения к объектам природы, автор - В.А. Зебзеева.
Слайд 20
Динамика результатов в экспериментальной группе
Результаты определения динамики сформированности уровня положительного
отношения к объектам живой природы в экспериментальной группе (в %)
Слайд 21Динамика результатов в контрольной группе
Результаты определения динамики сформированности уровня положительного
отношения к объектам живой природы в контрольной группе (в %)