Слайд 1Особенности советской земельной политики
Выполнила:
студентка группы ЮЗ-171
Куликова Анна Андреевна
Слайд 2Земельное право России после 1917 г.
1 период - землеустройство в
условиях преобладания единоличного крестьянского хозяйства (20-е гг. ХХ в.)
2 период
- землеустройство в период сплошной коллективизации (1929-1934 гг.)
3 период - землеустройство в годы колхозно-совхозной системы хозяйствования (1935-1980-е гг.).
Слайд 31917 год стал переломным для России во всех отраслях жизни
человека. В том числе значительные изменения произошли и в области
земельной политики: Первым шагом к изменениям стал принятый в 1917-м году Декрет о земле, отменивший частную собственность на землю. Следующий декрет ВЦИК «О социализации земли» (1918 г.) передал землю в пользование всего трудового народа. В 1919 году по принятому ВЦИК Положению «О социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию» Земля перешла в государственную собственность.
Слайд 4Но не смотря на высокие идеи, реализованные в законе, все
было не столь гладко. В связи с низким поступлением хлеба
по государственным заготовкам и продразвёрстке 25 марта (7 апреля) 1917 года Временное правительство ввело «хлебную монополию», предполагавшую передачу всего объёма произведённого хлеба государству за вычетом установленных норм потребления на личные и хозяйственные нужды. В этой ситуации крестьяне не могли воспользоваться результатами своих трудов, поскольку все выращенное зерно было необходимо отдавать.
Слайд 5Методы, применявшиеся советской властью при заготовках в период продовольственной диктатуры,
вызывали рост крестьянского недовольства, переходившего в вооружённые выступления крестьян. Продналог
был первоначально установлен на уровне примерно 20 % от чистого продукта крестьянского труда (то есть для его уплаты требовалось сдать почти вдвое меньше хлеба, чем при продразвёрстке), причём впоследствии его намечалось снизить до 10 % урожая и перевести в денежную форму. 21 марта 1921 года продразвёрстка была заменена продналогом, что положило начало переходу к новой экономической политике.
Слайд 6Земельный кодекс РСФСР был принят 30 октября 1922 года и
введён в действие с декабря того же года. Он «навсегда
отменял право частной собственности на землю», недра, воды и леса в пределах РСФСР. Трудовые хозяйства, в которых был временный недостаток рабочей силы, или пострадавшие от стихийных бедствий могли сдавать землю в аренду при условии, что арендаторы всю имеющуюся в их пользовании землю обрабатывали собственным трудом. Сдача земли в аренду разрешалась на срок не более одного севооборота (при трёхполье — три года, при четырёхполье — четыре года и т. д.).
Слайд 7Колхозы являлись производственными кооперативами, при вступлении в которые участники безвозмездно
передавали в коллективную собственность юридического лица (обобществляли) свои средства производства
(скот, сельхозтехника, инвентарь, семена, постройки и т. д.). Земельные участки выбывали из единоличного пользования, объединялись и передавались колхозам в бессрочное безвозмездное пользование, оставаясь в государственной собственности. В личной собственности семьи оставался жилой дом с небольшим приусадебным участком. Было чересчур ограничено личное подворье. Так, согласно действующему тогда земельному законодательству площадь приусадебных участков у рабочих совхоза не могла превышать 0,3 га; у учителей, врачей и других специалистов, проживающих и работающих в сельской местности - 0,25 га, у других постоянных жителей сельской местности - 0,15 га. Если же рабочий совхоза менял работу, то его приусадебный участок урезался до 0,15 га. Колхозы просуществовали до 1992 года и были реорганизованы по результатам приватизации в другие формы собственности.
Слайд 8И к концу 80-х годов значительная часть ученых и практиков
пришли к выводу о том, что:
необходимо осуществить передачу земли и
другого имущества в собственность крестьян, с тем чтобы основным стимулом в их работе стало чувство собственника (и связанная с ним экономическая заинтересованность );
оптимизировать структуру землепользования только административными методами невозможно - нужны рыночные саморегуляторы ;
только экономическая мотивация способна побудить отказаться правообладателя от ненужной ему земли.
Причем эта мотивация должна сочетать в себе негативную составляющую - плата за землю, и позитивную - земельный рынок, позволяющий с выгодой для себя уступить ненужную землю.