Разделы презентаций


Аналитические материалы национального исследовательского университета

Содержание

«Глобальная конкурентоспособность российского образования»

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Аналитические материалы национального исследовательского университета ВШЭ
Максимова С. А.

Аналитические материалы национального исследовательского университета ВШЭМаксимова С. А.

Слайд 2
«Глобальная конкурентоспособность российского образования»

«Глобальная конкурентоспособность российского образования»

Слайд 3«Условия глобальной конкурентоспособности требуют от нас усиления практической направленности образования»

В. В. Путин

«Условия глобальной конкурентоспособности требуют от нас усиления практической направленности образования» В. В. Путин

Слайд 4Указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития

РФ на период до 2024 года», в котором объявлено «обеспечение

глобальной конкурентоспособности российского
образования, вхождение РФ в число


ведущих стран мира по качеству общего образования»

Объективная потребность в исследовании

10

Указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года», в

Слайд 5Ключевые подходы реализации государственного заказа
прямое сравнение российского образования с системами

образования в других странах по степени их вклада в глобальную

конкурентоспособность страны (экономика, культура, социальное устройство)

Первый подход:

изучение трех типов индикаторов конкурентоспособности образования: (1) функционирование образовательной системы в целом (охват, финансирование, дифференциация); (2) характеристики образовательного процесса на уровне образовательных организаций (структура, условия, кадры, содержание, технологии); (3) образовательные результаты

Второй подход:

Ключевые подходы реализации государственного заказапрямое сравнение российского образования с системами образования в других странах по степени их

Слайд 6Цели и задачи исследования
Структура аналитических материалов
Задачи:

Цель: Определить подходы к

определению уровня реальной глобальной конкурентоспособности каждого уровня российского образования
представить обзор

позиций России в различных международных мониторингах как очевидных показателях глобальной конкурентоспособности
критически проанализировать и определить уровень российского образования
выбрать приоритеты для концентрации усилий по развитию российского образования в условиях ограниченности ресурсов
Цели и задачи исследованияСтруктура аналитических материаловЗадачи: Цель: Определить подходы к определению уровня реальной глобальной конкурентоспособности каждого уровня

Слайд 7Россия
Международные индикаторы лидерства в дошкольном образовании
Общепризнанные индикаторы отсутствуют
Чаще всего

используют в исследованиях и сравнениях:
охват детей раннего (до 3-х

лет) и дошкольного (3-7) возраста

В 60% стран свыше 90% 4-х летних детей посещают ДОО (данные ЮНЕСКО) и 30% стран более 90% 3-х летних детей
Негосударственный сектор в ДОО (Россия) – 1,4 общей численности воспитанников
Доступность ДОО детей до 3-х лет в два раза ниже, чем для детей старше этого возраста
Однако корректных исследований не проводилось

89% 4-х летних детей посещают ДОО, 100% охват детей от 3 до 7 лет
(комментарий по достижению показателя)

Россия Международные индикаторы лидерства в дошкольном образованииОбщепризнанные индикаторы отсутствуютЧаще всего используют в исследованиях и сравнениях: охват детей

Слайд 8Дошкольное образование
Дошкольное образование должно обеспечивать раннюю социализацию ребенка, освоение базовых

социальных и когнитивных навыков и умений, развитие творческих способностей

Значение этого

уровня в ракурсе экономических показателей доказано нобелевским лауреатом по экономике Дж. Хекманом

Потери валового внутреннего продукта (ВВП), если родители вынуждены не работать из-за отсутствия мест в ДОО (до 3-х лет), составляет

0,4%

Дошкольное образование	Дошкольное образование должно обеспечивать раннюю социализацию ребенка, освоение базовых социальных и когнитивных навыков и умений, развитие

Слайд 9Россия
Международные индикаторы лидерства в дошкольном образовании
Соотношение педагогов и детей,

характеристики педагогов:
в странах ОЭСР на одного педагога 14 детей Австралия,

Словения (10 детей), в России – 11 детей

Доступность ДО
количество часов посещения детских садов в неделю, которое обеспечивается государством.
Россия – 52-60 часов, Чехия, Италия: 45 – 55 часов

Вовлеченность матерей с детьми дошкольного возраста в рынок труда:
В России вовлеченность составляет 64%

в странах ОЭСР – 53%,
однако вовлеченность матерей,
имеющих детей до 3-х лет, составляет всего 20%

Россия Международные индикаторы лидерства в дошкольном образованииСоотношение педагогов и детей, характеристики педагогов:в странах ОЭСР на одного педагога

Слайд 10Россия
Международные индикаторы лидерства в дошкольном образовании
В России зарегистрировано около

30 таких программ (ФИРО).
В России ДО благополучно по таким показателям,

как дисциплина, мебель и безопасность

Содержание дошкольного образования:
(полнота представленности образовательных программ, признанных необходимыми международными экспертами; разнообразие программ, качество и содержание взаимодействия педагогов с детьми)

Международные индикаторы: пространство и обстановка, рассуждения с использованием языка, взаимодействие, структура программы, родители, персонал, режим личной гигиены ребенка, охват родительским образованием.

Общий индекс России – 3,32, Греция – 5,Финляндия – 5,34.

Россия Международные индикаторы лидерства в дошкольном образованииВ России зарегистрировано около 30 таких программ (ФИРО).В России ДО благополучно

Слайд 11Ключевые проблемы дошкольного российского образования
Недостаточное финансирование
Отсутствие согласованных международных показателей качества

дошкольного образования
Низкая вовлеченность родителей (семьи) в работу дошкольных образовательных организаций
2
3
1

Ключевые проблемы дошкольного российского образованияНедостаточное финансированиеОтсутствие согласованных международных показателей качества дошкольного образованияНизкая вовлеченность родителей (семьи) в работу

Слайд 12Общее образование. Глобальная конкурентоспособность:
критерии и индикаторы
Планируемые образовательные результаты
В российских

образовательных стандартах меньше, чем в странах ОЭСР, представлены исследовательские и

проектные задачи, направленные на освоение навыков кооперации и социального действия, мало задач на знание современных технологий

Всеобщий доступ и продолжительность
В России продолжительность 11 лет, в ОЭСР – 12/13 лет, Корея, Индонезия – 9 лет

Финансирование образования
В России в 2014 году на каждого обучающегося системы общего образования было потрачено чуть менее 5 тыс. долларов США, это в два раза меньше, чем в странах ОЭСР, в Люксембурге (20 тыс.) – лидер. Главное по этому показателю – результативность вложенных средств

Общее образование. Глобальная конкурентоспособность: критерии и индикаторыПланируемые образовательные результатыВ российских образовательных стандартах меньше, чем в странах ОЭСР,

Слайд 13Международные сопоставительные исследования качества образования
Timss – 2015

Pisa – 2015

Pirls – 2016
Математика 4 класс Математика
7 место из 49 20-30 место из 70
Математика 8 класс
6 место из 39
Естествознание 4 класс Естествознание
4 место из 47 30-34 место из 70
Естествознание 8 класс
7 место из 39
Продвинутая математика Чтение Чтение
1 место 19-30 место из 70 1 место из 50

Международные сопоставительные исследования качества образованияTimss – 2015          Pisa

Слайд 14Российские школьники показывают низкие результаты при выполнении задач на применение

знаний.

Российские школьники показывают низкие результаты при выполнении заданий, где требуется

совместное командное решение (навыки soft skills)

Вклад российских школьников в мировую базу талантливых детей ниже, чем у США по исследованиям PISA (15-летний возраст): 1,7%, средний по ОЭСР – 3,7%

Уровень равенства в качестве образования России высокий – 81,2%, ОЭСР – 69,9% (в одной организации дети с различными академическими способностями)

Выводы по сравнительному анализу международных исследований

1

3

4

2

Российские школьники показывают низкие результаты при выполнении задач на применение знаний.Российские школьники показывают низкие результаты при выполнении

Слайд 15Выводы по сравнительному анализу международных исследований
5
По параметру академической резильентности Россия

занимает 32 место среди 43 стран (участницы исследования PISA). Этот

параметр определяется долей обучающихся, входящих в нижние 25% по индексу PISA по экономическому, социальному и культурному состоянию в своей стране, и показывающих высокие показатели образовательных результатов (устойчивость обучающихся к плохим социально-экономическим условиям).

Проблема равных возможностей, социальных стартов

Советские механизмы выравнивания социального неравенства разрушены, а новые не созданы.
Выводы по сравнительному анализу международных исследований5По параметру академической резильентности Россия занимает 32 место среди 43 стран (участницы

Слайд 16Выводы по сравнительному анализу международных исследований
6
По качеству граждановедческого образования Россия

занимает 7 место (средний балл учащихся 547, средний в ОЭСР

– 517)

Работа с талантами: критерий (участие в международных олимпиадах): 2017 год – команда России (38 участников – 38 медалей, 18 золотых, 14 серебряных, 6 бронзовых)

7

8

Международные исследования по вопросам преподавания и обучения – TALIS. Квалификация педагогов и условия их работы (доля учителей старше 50 лет – 38%, на 3% выше показателя в ОЭСР, доля молодых учителей до 30 лет выше (14% против 10% по ОЭСР). Покупательная способность учителей в России существенно ниже (16 786 долларов США ежегодно, 42 000 долларов США в странах ОЭСР). Российские учителя работают больше своих коллег в странах ОЭСР, рабочая неделя российских учителей 46 часов, в странах ОЭСР не более 38. Только у нас 1/3 рабочего времени учителя уходит на «бумаги».

Выводы по сравнительному анализу международных исследований6По качеству граждановедческого образования Россия занимает 7 место (средний балл учащихся 547,

Слайд 17Выводы по сравнительному анализу международных исследований
9
Индекс профессионализма интегрирует показатели профессиональной

подготовки (знание), самостоятельность в вопросах преподавания (автономность) и включенность в

профессиональное взаимодействие (партнерское взаимодействие)

Россия занимает первое место!
Внутри этого индекса показатель «автономность»
(выбор программы и учебных материалов, способов преподавания и т.д.) самый низкий из перечисленных выше 3-х показателей
Выводы по сравнительному анализу международных исследований9Индекс профессионализма интегрирует показатели профессиональной подготовки (знание), самостоятельность в вопросах преподавания (автономность)

Слайд 18Перспективы достижения Россией конкурентоспособности на уровне
общего образования
Приоритетным направлением в повышении

конкурентоспособности российской системы образование должно стать формирование системы профилактики и

преодоления школьной неуспешности

При стабильно высоких показателях в формировании базовых предметных знаний, универсальные навыки (4К), умения исследовательской, проектной и прикладной деятельности – на низком уровне

Это предполагает изменение и содержания и технологий обучения
Перспективы достижения Россией конкурентоспособности на уровнеобщего образованияПриоритетным направлением в повышении конкурентоспособности российской системы образование должно стать формирование

Слайд 19Перспективы достижения Россией конкурентоспособности на уровне
общего образования
С учетом результатов анализа

по критерию инклюзивности образования, существенных различий в доступности образования для

ОО, находящихся в разных социально-экономических условиях, требуется ликвидировать различия в ресурсном обеспечении школ, находящихся в сложных социальных условиях.
(Центры «Точка роста», новая инфраструктура ОО – проект «Современная школа»)
Для обеспечения высокого качества образования всех детей, в том числе и из социально неблагополучных семей (резильентность), необходимо реализовывать приоритет «социальных лифтов» (проекты «Успех каждого ребенка», «Социальная активность»), методику «второй шанс».
Перспективы достижения Россией конкурентоспособности на уровнеобщего образованияС учетом результатов анализа по критерию инклюзивности образования, существенных различий в

Слайд 20Перспективы достижения Россией конкурентоспособности на уровне
общего образования
Гармонизация отношений в школе

между всеми участниками образовательных отношений (технологий не названо)


Непрерывное образование учителей,

выявление и система поддержки лидеров образовательных организаций (в каждом проекте обязательно есть обучение педагогов различными фондами по преодолению ими выше указанных проблем)
Перспективы достижения Россией конкурентоспособности на уровнеобщего образованияГармонизация отношений в школе между всеми участниками образовательных отношений (технологий не

Слайд 21Национальный проект «Образование»
Цель: обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение РФ

в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования
Цель:

воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ исторических и национально-культурных традиций
Национальный проект «Образование»Цель: обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение РФ в число 10 ведущих стран мира по

Слайд 22Национальный проект «Образование»
Структура проекта включает 10 федеральных проектов:
Современная школа
Успех каждого

ребенка
Цифровая образовательная среда
Учитель будущего
Молодые профессионалы
Новые возможности для каждого
Социальная активность
Экспорт образования
Социальные

лифты для каждого

10

Национальный проект «Образование»Структура проекта включает 10 федеральных проектов:Современная школаУспех каждого ребенкаЦифровая образовательная средаУчитель будущегоМолодые профессионалыНовые возможности для

Слайд 23Особенности реализации федеральных проектов в регионе
Масштабность (10 проектов)
Использование методологии

гибкого проектирования (непредсказуемый результат, творчество на каждом этапе проектирования, акцент

на рефлексии)
Акцент на формирование эмоциональной культуры, эмоционального интеллекта
Управление проектами как управление педагогической ситуацией, педагог как наставник, модератор и т. д. Он обеспечивает ресурсами, а не решениями.
Активная и тоже масштабная работа по обучению педагогов формировать новое образовательное пространство


Особенности реализации федеральных проектов в регионе Масштабность (10 проектов)Использование методологии гибкого проектирования (непредсказуемый результат, творчество на каждом

Слайд 24Никогда не думайте, что вы уже всё знаете. И как

бы высоко не оценили вас, всегда имейте мужество сказать себе:

я невежда. Не давайте гордыне овладевать вами. Из-за неё вы будете упорствовать там, где нужно согласиться, из-за неё вы откажетесь от полезного совета и дружеской помощи, из-за неё утратите веру объективности. И. П. Павлов (русский ученый)
Никогда не думайте, что вы уже всё знаете. И как бы высоко не оценили вас, всегда имейте

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика