Слайд 1Анализ и совершенствование мониторинга рисков
Подготовила: Сенина Ксения
Группа 2410 ФФ
Слайд 2Мониторинг и управление рисками - процесс отслеживания идентифицированных рисков, мониторинга остаточного
риска, идентификации новых рисков, исполнения планов реагирования на риски и
оценки их эффективности на протяжении жизненного цикла предприятия.
Слайд 3Мониторинг рисков является последним этапом процесса управления рисками. Он важен
для эффективной реализации действий, запланированных на предыдущих этапах. Мониторинг -
это наблюдательная деятельность, предусмотренная ранее составленным планом управления рисками. Мониторинг обеспечивает своевременное исполнение превентивных мер и планов по смягчению последствий и выполняется с помощью индикаторов - триггеров (другое название - "признаки рисков", "симптомы риска"), указывающих на возможность того, что события риска произошли или произойдут в ближайшее время. Симптомы рисков определяются на этапе идентификации рисков и фиксируются в плане и программе управления рисками
Слайд 4Цель мониторинга состоит в наблюдении за прогрессом выполнения принятых планов (предотвращения
рисков и смягчения их последствий), количественными параметрами, условиями, определяющими применения
плана реагирования на риски, и в информировании команды в случае наступления риска.
Слайд 5Во время мониторинга команда проекта выполняет планы по предотвращению рисков.
За прогрессом этой деятельности ведется наблюдение. Отслеживаются изменения значений триггеров
рисков.
Слайд 6Пересмотр рисков должен проводиться регулярно, согласно расписанию, составленному на этапе
планирования. В процессе мониторинга и управления рисками может возникать необходимость
в проведении идентификации новых рисков, пересмотре состояния известных рисков и планировании дополнительных мероприятий по реагированию на риски.
Слайд 7Инструменты и методы мониторинга и управления рисками
Пересмотр рисков должен проводиться регулярно, согласно расписанию,
составленному на этапе планирования. В процессе мониторинга и управления рисками
может возникать необходимость в проведении идентификации новых рисков, пересмотре состояния известных рисков и планировании дополнительных мероприятий по реагированию на риски.
Аудит рисков предполагает анализ и документирование результатов оценки эффективности мероприятий по реагированию на риски, изучение причин их возникновения, оценку эффективности процесса управления рисками.
Анализ отклонений и трендов. Тренды в процессе выполнения проекта подлежат проверке с использованием данных о выполнении. Для мониторинга выполнения всего проекта используют методику освоенного объема. Отклонения от базового плана могут указывать на вызванные рисками последствия.
Анализ резервов. При анализе резервов производится сравнение объема оставшихся резервов на непредвиденные обстоятельства с количеством оставшихся рисков.
Совещания по текущему состоянию. Периодические совещания по вопросам управления рисками являются инструментом для отслеживания состояния рисков.
Слайд 8Выходами мониторинга и управления рисками являются:
Реестр рисков (обновления). Обновленный реестр
рисков включает в себя результаты пересмотра рисков, аудита и периодической
проверки рисков, фактические результаты рисков проектов и результаты реагирования на риски.
Запрошенные изменения. Запрошенные изменения возникают в результате необходимости изменения плана управления в ответ на риск. Одобренные запросы на изменения оформляются документально.
Рекомендованные корректирующие действия. К рекомендованным корректирующим действиям относятся работы, внесенные в планы на непредвиденные обстоятельства.
Рекомендованные предупреждающие действия используются для приведения проектов в соответствие с планом управления проектами.
Активы организационного процесса (обновления). Результаты управления рисками выполняемых проектов могут быть использованы в будущих проектах и должны войти в состав активов организационного процесса.
План управления проектом (обновления). Если одобренные запросы на изменения затрагивают процессы управления рисками, то необходимо обновить соответствующие части плана управления проектом.
Слайд 10На этапе мониторинга прежде всего происходит обновление и пополнение информации
о рисках, что является важным условием анализа рисков на первом
этапе. Более полные свежие данные позволяют принимать адекватные и своевременные решения об управлении риском. На этой основе осуществляется оценка эффективности проведенных мероприятий. Сложность подобной оценки состоит в том, что в течение анализируемого периода риски могут не реализоваться, тогда как фирма все равно несет расходы на программу управления рисками. Поэтому часто приходится сопоставлять реальные расходы с гипотетическими потерями.
Слайд 12Анализ карт рисков
Построение или коррекцию карты рекомендуется делать один раз
в квартал. Каждый раз после такой работы следует проводить анализ.
Он позволяет отсечь группу рисков, являющихся опасными (выше проведенной красной линии на карте). Кроме того, очевидными становятся неопасные риски, попавшие в квадранты ниже синей прочерченной линии. Карта рисков в ходе анализа дает возможность сделать следующие выводы.
По группе рисков выше красной черты следует разработать план немедленных (первоочередных) мероприятий.
По группе рисков, входящих в зону между красной и синей чертой, требуется разработка плана годовых мероприятий.
По рискам, расположенным ниже синей черты, необходимо создать план контролируемых мероприятий для того, чтобы со временем они не перешли в разряд допустимых или даже опасных.
Слайд 14При управлении рисками используют два типа стандартов:
Слайд 16Пример:
Для автотранспортного предприятия при управлении рисками дорожно-транспортных происшествий стандарты результатов
могут устанавливать такие критерии, как:
количество ДТП на 100 выездов (или
на 1000 км пробега),
доля ДТП по вине водителей предприятия,
затраты на ремонт в связи с ДТП за год и т.д.
Слайд 17Стандарты оценки деятельности
Стандарты оценки деятельности в первую очередь регламентируют,
что и как должно делаться для управления рисками. При этом
предполагается, что выполнение предписанных действий приведет к желаемым результатам. Они устанавливают, какие проверки, с какой периодичностью должны проводиться, как часто должны выполняться предупредительные мероприятия и т.д.
Учитывая фактически выполненную работу, данный подход не определяет желаемый эффект от нее. Это существенно отличается от критериев оценки эффективности других отделов организации, которые, как правило, ориентированы на достигнутый ими результат (объем продаж, доля некачественной продукции, количество вылеченных пациентов и т.д.).
В результате у руководителей предприятия может сложиться ложное представление, что служба управления рисками не дает для деятельности организации ощутимого эффекта, и сформироваться негативное отношение к ней.
Слайд 18Пример:
Для автотранспортного предприятия, рассмотренного в предыдущем примере, стандарты деятельности в
части управления рисками ДТП, могут устанавливать частоту проведения инструктажей по
безопасности дорожного движения и проверок технического состояния транспортных средств.
Слайд 19При отклонении практики от стандартов в худшую сторону требуется срочное
и почти автоматическое усиление предусмотренных мер или проведение дополнительных мероприятий.
В ряде случаев возникает необходимость изменения самих стандартов.
Слайд 20Причины отклонения от стандартов
Слайд 21Причины отклонения от стандартов
Слайд 22Отчеты должны формироваться ежемесячно. Регулярные отчеты о наиболее распространенных рисках
и мерах по их снижению повысят действенность риск-менеджмента и риск-ориентированного
внутреннего контроля эффективности как подсистемы общей системы внутреннего контроля.