Слайд 1Анализ отчета о прибылях и убытках
Слайд 21. Анализ показателей прибыли
В этом отчете отражается финансовый результат деятельности
организации – прибыль (убыток), который представляет собой прирост (уменьшение) собственного
капитала организации за отчетный период, полученный в итоге финансово-хозяйственной деятельности организации
Слайд 3«Прибыль – обобщающий показатель финансовых результатов; разность между выручкой от
хозяйственной деятельности и суммой затрат на эту деятельность»
Слайд 4Прибыль для организации:
основной внутренний источник текущего и долгосрочного развития;
главный источник
возрастания рыночной стоимости;
индикатор кредитоспособности и конкурентоспособности;
главный интерес собственника, поскольку обеспечивает
возможность возрастания капитала и бизнеса;
гарант выполнения своих обязательств перед государством
Слайд 5Первый показатель прибыли в отчете валовая прибыль (ВП) – разница;
между выручкой и себестоимостью реализованной продукции и услуг
Это показатель промежуточной
прибыли
Слайд 6Оценку зависимости ВП от выручки и маржи валовой прибыли проведем
по формуле:
где – величина ВП;
– доход от реализации продукции и оказания услуг;
– маржа ВП
Слайд 7Изменение ВП от изменения дохода от реализации определяется формулой:
где
и - доход
от реализации продукции и услуг отчетного и предыдущего года
Слайд 8Влияния этих факторов рассмотрим в аналитической таблице
Таблица 1 –Расчет влияния
изменения дохода от реализации и маржи ВП на отклонение в
ВП
Слайд 9Т.о. за счет роста дохода от реализации продукции и оказания
услуг увеличение ВП составило:
Пв = (10 800 172 – 8 544 333)
0,207 = 467 074 тыс. тенге
Расчет изменения ВП за счет снижения маржи валовой прибыли :
Пв = (0,192 – 0,207) 10 800 172 = -163 806 тыс. тенге
Слайд 10Общее изменение ВП + 303 268 тыс. тенге
в том числе:
1) сокращение
ВП за счет снижения маржи – 163 806 тыс. тенге
2) прирост
ВП за счет увеличения дохода реализации + 467 074 тыс. тенге
Слайд 11На изменение ВП по сравнению с планом или с предыдущим
годом влияют факторы:
1) себестоимость реализованной продукции;
2) цена единицы продукции;
3) объем
реализованной продукции;
4) структурные сдвиги в составе реализованной продукции
Слайд 12Влияние этих факторов определим в таблице 2.
Таблица 2 – Валовая
прибыль
Из табл. 2 видно, что ВП увеличилась на 303 268
тыс. тенге. Определим влияние факторов
Слайд 131. Влияние изменения себестоимости на отклонение ВП находится путем вычитания
из фактической себестоимости фактического объема отчетного года фактического объема по
себестоимости предыдущего года
При этом используется следующая формула:
qiф · Siф - qiф · Siпр,
где: qiф – фактический объем реализации
Siпр – себестоимость единицы продукции предыдущего года
Слайд 14При изменении себестоимости реализованной продукции ВП изменяется соответственно
В нашем примере
имеет место перерасход на 163 257 тыс. (8 727 793 – 8 564 536)
тенге, который снижает ВП на эту сумму
Слайд 15На изменение себестоимости влияют как внутренние условия организации, так и
значительно инфляция и изменение цен на сырье, материалы и другие
ресурсы
При стабильных экономических условиях увеличение ВП зависит от снижения себестоимости в части материальных затрат
Слайд 162. Влияние изменения действующих цен на изменение ВП рассчитывается по
следующей формуле:
qiф · Рiф - qiф · Рiпр,
где: Рiф и
Рiпр – соответственно фактическая цена единицы продукции отчетного и предыдущего года
Слайд 17Т.е. влияние этого фактора определяется вычитанием из фактического дохода от
реализации фактического объема продукции умноженного на фактическую цену предыдущего года
В
нашем примере ВП за счет изменения цен увеличилась на 1 049 924 тыс. тенге
(10 800 172 – 9 750 248)
Слайд 183. Рост объема реализации прямо пропорционально влияет на величину ВП
Определенное
влияние на объем реализации оказывают изменения остатков нереализованных изделий на
складах и товаров отгруженных, находя-щихся на ответственном хранении у покупателей
Сокращения запасов или, наоборот, увеличения влияют в первом случае на рост, во втором – на уменьшение объема реализованной продукции
Слайд 19Остатки нереализованной продукции образуются по следующим причинам
Часть готовой продукции оседает
на складе в связи с необходимостью комплектации, упаковки, подготовки к
отгрузке, накоплен-ия до размеров транспортной партии, выписки расчетных документов
Слайд 20Увеличение остатков готовой продукции на складе сверх норматива происходит если:
продукция не находит сбыта из-за разрыва хозяйственных связей или отсутствия
спроса
Работы и услуги в силу своей специфичности не могут принимать вид остатков продукции на складе
Слайд 21Нередко товары находятся на ответственном хранении у покупателя, который на
законных основаниях отказался от оплаты
Например из-за несоблюдения условий договора поставки
Слайд 22Предоплата, как форма расчетов, исключает образование остатков товаров, срок оплаты
которых истек
Но имеет ряд неудобств:
выгодна для поставщиков;
может снижать контроль за
качеством продукции, особенно если поставщик -монополист;
потребитель, оплатив товар, может получить меньшее его количество
Слайд 23Чтобы найти влияние объема реализации, нужно валовую прибыль предыдущего года
умножить на процент прироста объема продаж, который определяется делением выручки
от реализации, рассчитанной исходя из цены предыдущего года и фактического объема реализации, на выручку от реализации предыдущего года:
а) (9 750 248:8 544 333*100)–100=+14,1%;
б) 1 769 111*14,1:100=+249 445 тыс. тенге
Слайд 244. Влияние четвертого фактора – структурных сдвигов в составе реализованной
продукции
Чем больше доля высокорентабельных изделий в составе реализованной продукции,
тем больше будет ВП и наоборот
Слайд 25Рассчитывается путем вычитания из разности между показателями ВП «по предыдущему
году на фактический объем реализации отчетного года» и «по предыдущему
году» суммы влияния изменения объема реализа-ции (сальдовый способ)
Слайд 26В нашем примере :
1) 1 185 712 – 1 769 111 = -583 399;
2) -583 399
– 249 445 = - 832 844
В результате структурных сдвигов недополу-чено по
сравнению с предыдущим годом ВП на 832 844 тыс. тенге
Слайд 27Результаты анализа ВП приведены в таблице 3.
Таблица 3 – Влияние
основных факторов на отклонение ВП
Слайд 28Рост ВП получен в результате роста цен и объема реализации.
Если бы не было структурных сдвигов в составе реализованной продукции,
то ВП увеличилась бы на 996 101 тыс. тенге (163 257 + 832 844)
То, что ВП снизилась в результате роста себестоимости можно оценить как неблаго-приятное явление в работе организации
Слайд 29К существенным недостаткам относятся происшедшие структурные сдвиги в составе реализованной
продукции
Поэтому необходимо сосредоточить свое внимание на анализе ассортимента выпускаемой продукции