Слайд 1
Анализ повести А.И.Куприна «Олеся» Презентация урока по литературе
11 класс
Учитель русского языка и литературы - Шубунова В.И.
2015 год
Слайд 2Здесь жизнь, свежесть, борьба со старым, отжившим, порывы к новому,
лучшему. Здесь больше, чем в других рассказах моей души.
А.
Куприн
Слайд 3О повести…
Куприн в «Олесе» продолжает гуманистическую традицию русской литературы. Он
проверяет современного человека - интеллигента конца XIX века - изнутри,
высшей мерой - любовью. И именно любовь высвечивает сильные стороны героини и слабые - героя.
Всей повестью автор предупреждает, как печальна жизнь, если пренебречь любовью…
Слайд 4Какова композиция?
Композиция чёткая: сюжет состоит из 14 глав,
которые связаны картинами жизни и природы в единый поток с
целью проникнуть в душу читателя.
Завязка – знакомство героев: Олеси и Ивана Тимофеевича.
Кульминация – чарующая ночь любви.
Развязка – Олеся покидает Полесье, оставляя на память герою коралловые бусы – символ её чистой любви.
Слайд 5С чем в повести связан мотив круга, какие несёт функции?
Образный
ряд круга связан в повести с цивилизацией и несёт отрицательные
функции.
Вырваться из этого круга – значит восстать против узости определенных представлений и традиций жителей Полесья.
Слайд 6Какой мир характеризует образный ряд красного цвета, какие несёт функции?
Образный ряд красного цвета характеризует естественный мир: мир природы
и любви, который несёт позитивные функции гармонии, но…
Слайд 7символ красного
…, оказываясь в другом, чужом, мире, названные
мотивы наполняются иным смыслом: красный цвет (цвет крови, любви) принимает
характеристику зла, а круг (бусы), напротив, становится символом трагической любви.
Слайд 8Какие два мира противопоставляются в повести?
В повести противопоставляется гармоничный мир
природы, мир Олеси, и мир человеческой цивилизации.
Слайд 9Кто герои-антиподы?
Иван Тимофеевич - молодой «паныч» из города, представитель цивилизации.
Такой образ в литературе не новый, уже известный. Таких
честных, благородных, но безвольных и нерешительных русских интеллигентов можно увидеть у Тургенева, Чехова, Бунина.
Слайд 10
Олеся – внучка бабки Майнулихи, олицетворяет дикую
природу.
Такой образ в литературе новый: юная колдунья не желает променять свою «волю» на существование в пугающем её «городе»
Слайд 11Апофеоз любви:
1. Тема огня (Иван Тимофеевич заболел – лихорадка –
огневица)
2. Слияние сердец «… и вся эта ночь слилась в
какую-то волшебную, чарующую сказку…
- Ну так не бойся и ни о чем не думай больше… Сегодня наш день и никто у нас его не отнимет…»
3. Любовь – сказка «…Почти целый месяц продолжалась наивная, очаровательная сказка нашей любви…»
4. Вывод: Иван Тимофеевич не выдержал испытание любовью, так как не смог понять и принять образ жизни и чувства Олеси.
Слайд 12 Какова цветопись в повести:
Символический ряд передает любовь,
окрашенную кровью:
1 - снег порозовел > кровь пролилась на землю
> горячее дыхание > красная царапина > огневица > раны на теле Олеси > красные бусы на память; 2 - красная юбка Олеси на белом фоне снега, красный платок, красные бусы.
3 - красный – цвет любви, цвет тревоги, крови, смерти; белый – цвет нежности, чистоты.
Слайд 13Почему развитие любви показано в тесной связи с картинами природы?
Природа не просто фон повествования, она способствует особому состоянию
души: зимнее торжественное безмолвие подчеркивает отрешенность от цивилизованного мира, усиливает тоску, печаль. Постепенно она оживает: ветер ревет, стонет, бесится, хохочет, а потом врывается в дом как «страшный гость».
Вывод: природа становится участницей событий.
Слайд 14Весенний пейзаж – пробуждение…
Весна! Пробуждение природы – пробуждение
чувств!
Автор показывает свою героиню как часть этой природы:
сила, красота, таинственность души Олеси и загадочность образа… Природа своим языком описывает нам происходящие события: душный день, внезапный вихрь, гроза, град – предвестие разлуки, разрыва, крушение любви.
Слайд 15Пейзаж
- передаёт
душевное
состояние
героев
- предсказывает
дальнейшие
события
- фон, экспозиция
Слайд 16Какой вывод?
Только вдали от цивилизации можно найти человека, способного любить
бескорыстно, преданно.
Только в единении с природой, в сохранении естественности человек
способен достигнуть нравственной чистоты и благородства.
Слайд 17Какова основная проблема?
Одной из проблем повести является проверка личности
любовью.
Какова тема?
История любви Олеси и Ивана Тимофеевича.
Любовь этих
героев погибает под воздействием общественных предрассудков.
Какова идея?
Идея заключается в конфликте между искренними чувствами «естественной» личности и общественной моралью, а также принципами «цивилизованного» мира.
Слайд 18Какие ещё особенности сюжета можно отметить?
- Основная сюжетная линия основана
на сопоставлении двух главных героев.
- В произведении тесно переплетаются
два рода пафоса: драматический и лирический.
Слайд 19Подумаем над выводами:
- любовь - самое яркое проявление индивидуальности;
- Куприну
свойственны поиски гармонии, «красоты и счастья в мире природы;
- сказочная
атмосфера повести позволяет автору воплотить свой идеал в образе Олеси;
- Олеся отказывается от любви, потому что не хочет принести несчастье любимому человеку;
- любовь Олеси можно назвать жертвенной и самоотверженной.
Слайд 20Что же хотел сказать автор произведения читателю?
Слайд 21
Человек может быть прекрасным, если он будет
развивать, а не губить данные природой способности. Социальная среда губит
лучшие свойства человеческой души, если человек отдаляется от естественного, заложенного в него природой.
Слайд 22
Домашнее задание
1. 1. Напишите
эссе, обдумывая проблему: возможно ли вырваться из круга цивилизации?