Слайд 2
Требования к современному уроку:
1. Целеполагание.
Перед
детьми должны быть представлены конкретные, достижимые,
понятные, диагностируемые цели. Также они должны быть ознакомлены с планом достижения поставленных задач.
2. Мотивация.
Учитель должен вызвать интерес (как самый действенный мотив) как к процессу учебной деятельности так и к достижению конечного результата обучения.
Слайд 3
3. Практическая значимость знаний и умений. Учитель должен продемонстрировать
применение полученных знаний и умений в практической деятельности школьников.
4. Построение
каждого этапа урока (занятия) по схеме:
«задача – деятельность обучающихся по выполнению задачи – итог деятельности – контроль уровня выполнения.
Использование разнообразных приемов организации учебной деятельности обучающихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Слайд 45. Наличие блока самостоятельного получения знаний в процессе работы с
различными источниками информации.
6. Организация групповой работы, позволяющая каждому ученику говорить
и осваивать нормы работы в коллективе.
7. Использование системы самоконтроля и взаимоконтроля как средств рефлексии и формирования ответственности за результаты своей деятельности. Рефлексия как осознания себя в процессе деятельности.
11. Минимализация и вариативность домашнего задания. Задание на дом должно охватывать только, содержание знаний определенных образовательным стандартом. Подразумевается возможность выбора заданий для отработки тех или иных умений
Слайд 5Современный урок
"Урок – это зеркало общей и педагогической
культуры
учителя, мерило его интеллектуального
богатства, показатель его кругозора, эрудиции«
В.А. Сухомлинский
Учитель
за свою жизнь дает более 25 тысяч уроков.
Ученик за 10 лет посещает почти 10 тысяч уроков.
Слайд 6ОСНОВНЫЕ ВИДЫ
АНАЛИЗА СОВРЕМЕННОГО УРОКА
Краткий
Структурный
Аспектный
Полный
Комплексный
Слайд 7проводится сразу после урока
и не является окончательным. Он дает
начало
другому анализу. Наблюдая урок, анализирующий
оценивает выполнение поставленной цели
урока и
сопоставляет полученный результат с
прогнозируемым.
Краткий анализ
Слайд 8Структурный анализ
Является основой для всех анализов и проводится
вслед за
кратким.
Определяет логическую последовательность и
взаимосвязь структурных элементов урока и
выделяет
доминирующие этапы урока.
Слайд 9Аспектный анализ
Осуществляется на основе структурного.
Главное внимание уделяется анализу одного
из аспектов урока.
Слайд 10Аспектный анализ
цель урока
структура и организация урока
содержание урока
деятельность учителя
на уроке
деятельность учащихся на уроке
домашнее задание
санитарно-гигиенических условий
урока
психологический аспект урока
Слайд 11Полный анализ
Система аспектных анализов.
Полный анализ является суммой обобщенных
выводов по всем аспектам урока.
Слайд 12СХЕМА ПОЛНОГО АНАЛИЗА УРОКА
Анализ цели урока
Анализ, структуры и организации урока
Анализ содержания урока
Анализ методики проведения урока (деятельность учителя)
Анализ работы учащихся
на уроке
Анализ домашнего задания
Оценка санитарно-гигиенических условий урока
Психологический анализ урока
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ ПО УРОКУ
Слайд 13Анализ цели урока
1. Правильность и обоснованность цели урока
2. Формы и методы доведения цели до учащихся.
Целесообразность
этих форм и методов.
3. Степень достижения поставленной цели.
Слайд 14Анализ, структуры и организации урока
Соответствие структуры урока его цели
и типу.
2. Логическая последовательность и взаимосвязь этапов урока.
3. Целесообразность распределения
времени по этапам урока.
4. Рациональность использования оборудования кабинета.
5. Организация начала и конца урока.
6. Оптимальный темп ведения урока.
7. Наличие плана и степень его выполнения.
Слайд 15Анализ содержания урока
Соответствие содержания урока требованиям стандарта.
Логичность изложения.
Доступность
изложения.
Научность изложения.
Связь содержания урока с жизнью.
Связь содержания урока
с потребностями и
интересами ученика.
Формирование самостоятельного мышления,
активной учебной деятельности, познавательных
интересов учащихся средствами самого
материала урока.
Слайд 16Анализ методики проведения урока
(деятельность учителя)
1. Правильность отбора методов, приемов
и средств обучения с учетом:
а) темы урока;
б) цели урока;
в) возможностей
класса;
г) возможностей самого учителя;
д) учебно-материальной базы.
2. Качественное освоение нового материала.
3. Использование средств обучения.
4. Организация учителем самостоятельной работы учащихся.
5. Педагогическая техника учителя.
Слайд 17Анализ работы учащихся на уроке
1.Активность и работоспособность учащихся на
разных этапах
урока.
2. Интерес к теме или к уроку.
3.
Владеют ли учащиеся рациональными приемами работы
(НОТ на уроке). Культура труда на уроке.
4. Выполнение учащимися единых требований.
5. Наличие навыков самоконтроля.
6. Качество знаний и умений учащихся.
7. Умения самостоятельно приобретать знания, самостоятельность
суждений.
8. Культура межличностных отношений.
9. Реакция на оценку учителя.
Слайд 18Анализ домашнего задания
1.Методы и приемы проверки домашнего задания.
2. Мотивировка
домашнего задания на данном уроке, его цели
и осознание
этих целей учащимися.
3. Объем домашнего задания.
4. Характер домашнего задания.
5. Посильность домашнего задания для всех учащихся.
6. Подготовленность домашнего задания всем ходом урока.
7. Методика задания на дом, инструктаж.
8. Предполагаемая отдача от заданного на дом.
Слайд 19Оценка санитарно-гигиенических
условий урока
Классная доска.
2. Уровень освещенности, чистота помещения.
3. Приемы
и методы работы над осанкой учащихся.
4. Режим проветривания, проведения
физкультминуток,
фрагментов релаксации, элементов аутотренинга.
5. Применение наглядности, соответствующей нормам.
6. Наличие отвлекающего от темы урока, а при неизбежности
данного, использование учителем в ходе учебного занятия.
7. Соблюдение правил охраны труда и техники безопасности
на соответствующих уроках.
Слайд 20Психологический анализ урока
(проводится со школьным психологом
либо при наличии
соответствующего образования)
Настроение и его причины, эмоциональный отклик на происходящее
на занятии).
Развитие внимания.
Развитие и тренировка памяти учащихся.
Развитие мышления учащихся.
Развитие воображения учащихся через образную подачу материала.
Приемы организации осмысленного восприятия материала школьниками.
Психологическое состояние учащихся перед началом урока и в ходе его.
Способствовал ли урок общему развитию личности школьника и детского
коллектива в целом.
9. Знание учителем возрастной психологии и психологический контакт с классом.
Слайд 21ОБЩИЕ ВЫВОДЫ ПО УРОКУ
1. Оценка самоанализа урока учителем.
2. Общая оценка
достижения поставленной на уроке цели.
3. Аргументированная характеристика достоинств урока:
элементы творчества,
находки, результативность.
4. Недостатки урока, диагностика причин недостатков,
конкретные предложения по их устранению.
5. Рекомендации по самообразованию на основе выводов и предложений, определение сроков повторного анализа.