Разделы презентаций


Анатомия 11

Содержание

Высшая нервная деятельность.Понятие ВНД.Методы исследования ВНД.Поведенческие реакции.Соотношение ВНД и психики.Условные и безусловные рефлексы.Торможение условных рефлексов.Динамический стереотип.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Анатомия 11

Анатомия 11

Слайд 2Высшая нервная деятельность.
Понятие ВНД.
Методы исследования ВНД.
Поведенческие реакции.
Соотношение ВНД и психики.
Условные

и безусловные рефлексы.
Торможение условных рефлексов.
Динамический стереотип.

Высшая нервная деятельность.Понятие ВНД.Методы исследования ВНД.Поведенческие реакции.Соотношение ВНД и психики.Условные и безусловные рефлексы.Торможение условных рефлексов.Динамический стереотип.

Слайд 3ВНД –
интегративная способность высших отделов мозга обеспечить индивидуальные поведенческие

приспособления человека к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды.

ВНД – интегративная способность высших отделов мозга обеспечить индивидуальные поведенческие приспособления человека к изменяющимся условиям внешней и

Слайд 4Психика – форма отражения мозгом среды, определяющая целенаправленное приспособительное поведение.

Поведение

– психическая деятельность, регулирующая взаимоотношения организма и среды.

«Материальный субстрат психики

– мозг»  Радищев А.Н., Боткин С.П.
Психика – форма отражения мозгом среды, определяющая целенаправленное приспособительное поведение.Поведение – психическая деятельность, регулирующая взаимоотношения организма и

Слайд 5Рефлекторный характер деятельности ЦНС – И.М. Сеченов: 1863 «Рефлексы головного мозга»


1. психические явления обусловлены внешними материальными воздействиями
2. деятельность ЦНС определяется

двумя процессами: возбуждением и торможением: рефлекс и психический акт имеют общие проводящие пути
3. любая психическая реакция или «бессознательный» рефлекторный акт выражаются всегда в мышечном движении.

И.М. Павлов, В.М. Бехтерев, Н.Е. Введенский, А.А. Ухтомский, П.К. Анохин. А.А. Волохов, М.М. Кольцова и др.
Рефлекторный характер деятельности ЦНС – И.М. Сеченов: 1863 «Рефлексы головного мозга» 1. психические явления обусловлены внешними материальными

Слайд 6Рефлекторная теория базируется на трех положениях:
1. каждый нервный процесс в

головном мозге обусловлен различными формами движения материи, происходящими во внутренней

и внешней среде функции различных отделов нервной системы (принцип материалистического детерминизма)
2. функции различных отделов нервной системы связаны с определенными анатомическими структурами и особенностями их строения (принцип структурности).
3. принцип синтеза и анализа конкретных предметов.
Рефлекторная теория базируется на трех положениях:1. каждый нервный процесс в головном мозге обусловлен различными формами движения материи,

Слайд 7Павлов И.П. создал концепцию условного рефлекса как высшей формы рефлекторной

деятельности.

Методы:
Условного рефлекса
Фистул
Мнимого кормления
Малый желудочек

Современные
Электрофизиологические (ЭЭГ)
Биохимические
Гистохимические
Биофизические

Павлов И.П. создал концепцию условного рефлекса как высшей формы рефлекторной деятельности.Методы:Условного рефлексаФистулМнимого кормленияМалый желудочекСовременныеЭлектрофизиологические (ЭЭГ)БиохимическиеГистохимическиеБиофизические

Слайд 8Электроэнцефалография (ЭЭГ) — метод исследования функционального состояния головного мозга, основанный

на регистрации его биоэлектрической активности через неповрежденные покровные ткани головы.
Записанная

кривая, отражающая характер биотоков мозга, называется электроэнцефалограммой (ЭЭГ).

Она отражает суммарную активность большого количества клеток мозга.
Анализ электроэнцефалограммы позволяет выявить на ней волны, различные по форме, постоянству, периодам колебаний и амплитуде (вольтажу).

Возможно, волны ЭЭГ являются суммацией постсинаптических потенциалов нейронов коры головного мозга
Электроэнцефалография (ЭЭГ) — метод исследования функционального состояния головного мозга, основанный на регистрации его биоэлектрической активности через неповрежденные

Слайд 9Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) здорового человека имеет характерные черты:
альфа-ритм (Α α):

от всех областей коры, редкие

периодические колебания частотой около 10 Гц амплитудой 50–100 мкВ при состоянии бодрствования, закрытых глазах, и отсутствии внешних раздражителей
бэта-ритм (Β β): характерен для деятельного мозга
амплитудой 5 – 30 мкВ частота 15 – 100 Гц регистрируется в лобных и центральных областях тета-ритм (Θ θ): медленные колебания частота 4 – 7 Гц амплитуда 100 – 150 мкВ проявляется во время сна, при отрицательных эмоциях, болезненных состояниях дельта-ритм (Δ δ): частота 0,5 – 0,3 - 3,5 Гц амплитуда до 300 мкВ регистрируется во время сна
Е-волна (Ε ε): волна ожидания раздражителей при выполнении сознательных действий
Веретенообразные ритмы появляются во время сна
Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) здорового человека имеет характерные черты: альфа-ритм (Α α):       от

Слайд 10ЭЭГ в раннем детском возрасте отражают медленные колебания постепенно они

сменяются более частыми

к 7 годам формируется альфа-ритм.

Завершается становление ЭЭГ

к 15-17 годам, приобретая черты взрослого человека.

В возрасте старше 50-60 лет уменьшается частота Δ-ритма, нарушением его регуляции и увеличением числа θ-волн.
ЭЭГ в раннем детском возрасте отражают медленные колебания  постепенно они сменяются более частымик 7 годам формируется

Слайд 11Формы поведенческих реакций – механизмы, обеспечивающие единство всех систем и

их взаимодействие с окружающей средой

Формы поведенческих реакций – механизмы, обеспечивающие единство всех систем и их взаимодействие с окружающей средой

Слайд 12Инстинкт – генетически сложившаяся форма поведения, осуществляемая под влиянием основных

биологических потребностей. Отражает полезный опыт предыдущих поколений данного биологического вида.
Сложный

комплекс безусловных рефлексов, обеспечивающих приспособительное поведение.
Переход от безусловного рефлекса к условному.

Инстинкт – генетически сложившаяся форма поведения, осуществляемая под влиянием основных биологических потребностей. Отражает полезный опыт предыдущих поколений

Слайд 13Формы научения:
1. облигатное неассоциативное – зависит от стимула: ориентировочный рефлекс,

привыкание, суммация, импринтинг, подражание
2. факультативное ассоциативное – классические (собака-свет)

и инструментальные условные рефлексы (крыса-педаль)
3. когнитивное произвольное психонервное поведение рассудочная деятельность вероятностное прогнозирование
Формы научения:1. облигатное неассоциативное – зависит от стимула: ориентировочный рефлекс, привыкание, суммация, импринтинг, подражание 2. факультативное ассоциативное

Слайд 14Формы когнитивного научения

1. метод проб и ошибок
2. латентное научение (крыса

в лабиринте – активная ориентировочная деятельность)
3. психомоторный навык (последовательное

формирование – осознанные приемы, ассоциативная стадия, автономная стадия)
4. инсайт и интуиция (составленная палка – банан)
5. научение путем рассуждений: а) восприятие – образ – гипотеза б) абстракции – понятия - обобщения
Формы когнитивного научения1. метод проб и ошибок2. латентное научение (крыса в лабиринте –   активная ориентировочная

Слайд 15Безусловные рефлексы:

- врожденные
- нацелены на поддержания постоянства взаимодействия с миром
-

дуга проходит через подкорковые отделы
- действуют на ранних этапах жизни
-

строго определенных условиях среды
- биологическая роль: пищевые, оборонительные, ориентировочные, проприорецептивные, половые, игровые

Условные рефлексы:

- приобретенные
- нацелены на изменяющиеся условия среды
- дуга обязательно проходит через кору головного мозга
- индивидуальны
- действуют на более поздних стадиях развития (первый – к концу первой недели жизни)
- изменчивы и подвижны
- сигнальный характер и принцип опережающего отражения (шорох в кустах)
- биологическая роль: + и -, на время, и проч.

Безусловные рефлексы:- врожденные- нацелены на поддержания постоянства взаимодействия с миром- дуга проходит через подкорковые отделы- действуют на

Слайд 16Двигательная активность плода
8 неделя – первые защитные реакции (сгибание шеи)

на прикосновение к пероральной области лица

11,5 недель –

хватательная реакция

14 неделя – дыхательные движения, на 6-м месяце все центры достаточно зрелы могут поддерживать дыхание 2-3 дня, к концу беременности занимают 40-60% всего времени
4,5 – 5 месяцев – шевеление плода в виде периодических фазных (коротких) сокращений
Спонтанная активность плода характеризуется:
- тоническое сокращение сгибателей (min V)
Двигательная активность плода8 неделя – первые защитные реакции (сгибание шеи) на прикосновение к пероральной области лица

Слайд 17Рефлексы новорожденных
1. генерализованный характер
2. функционально несовершенны - нет

контроля конечного мозга - иррациация возбуждения

вследствие недостаточной миелинизированности волокон - неразвитость процесса торможения - широкое рефлексогенное поле (суживается за 15 дней)
3. Двигательные рефлексы: хватательный, обхватывания (Моро), подошвенный, хоботковый и пр.
4. Тонические рефлексы: лабиринтный, Кернига ( ), ориентировочные
Рефлексы новорожденных1. генерализованный характер2. функционально несовершенны    - нет контроля конечного мозга

Слайд 18Условия выработки условного рефлекса

1. сочетание условных и безусловных

раздражителей
2. УР опережает БР на 1-2 с или

предъявляется одновременно
3. УР физиологически более слабый по сравнению с БР, иначе связь не образуется
4. здоровый и бодрствующий
5. исключить посторонние безусловные раздражители
6. количество повторов для ребенка 7 – 15, иногда до 30

УР может быть любой раздражителей
Условия выработки условного рефлекса1. сочетание условных и безусловных     раздражителей2. УР опережает БР на

Слайд 19БР целесообразно использовать

2 важных фактора:

Поощрение

в педагогике «метод кнута и
Наказание пряника»

До 3-х лет – пищевое подкрепление
Затем – словесное подкрепление
В 5 лет – словесное поощрение обеспечивает 100% выработки условного рефлекса

Психологи: хвалить не работу, а самого человека?!

Обучение и воспитание есть изменение ответных реакций по мере приобретения и накопления личного опыта
БР целесообразно использовать          2 важных фактора:Поощрение

Слайд 21Физиологический механизм образования условного рефлекса

Главный нервный центр

Вторичный центр

Промежуточный ассоциативный нейрон


Связи

по И.П. Павлову

Связи по И.С. Беритову

Физиологический механизм образования условного рефлексаГлавный нервный центрВторичный центрПромежуточный ассоциативный нейронСвязи по И.П. ПавловуСвязи по И.С. Беритову

Слайд 23Динамический стереотип
– комплекс, последовательная цепь рефлекторных (УР и БР)

актов, обеспечивающая приспособление к среде.
– цепь условнорефлекторных актов, осуществляющихся

в строго определенном, закрепленном во времени порядке, и являющихся следствием сложной системы реакций организма на комплекс условий раздражителей.
Это один из самых сложных аналитико-синтетических процессов.
В основе его – рефлекс на время, временны́е связи, в которых след от одного раздражителя может использоваться как сигнал о вероятном возникновении следующего раздражителя.
Динамический стереотип – комплекс, последовательная цепь рефлекторных (УР и БР) актов, обеспечивающая приспособление к среде. – цепь

Слайд 24Функциональная система
- динамическая организация всех структур и процессов, обеспечивающая данной

системе достижение полезного приспособительного результата.

Н.А. Бернштейн, П.К. Анохин

Функциональная система- динамическая организация всех структур и процессов, обеспечивающая данной системе достижение полезного приспособительного результата.Н.А. Бернштейн, П.К.

Слайд 26Феномены ВНД

Феномены ВНД

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика