Разделы презентаций


Анатомо-физиологические механизмы речи

Для того, чтобы правильно представлять сложный механизм речевой деятельности в норме, дифференцированно подходить к анализу речевых нарушений и грамотно определять пути и направления коррекционной работы, необходимо знание анатомо-физиологических механизмов речи.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Анатомо-физиологические механизмы речи

Анатомо-физиологические механизмы речи

Слайд 2Для того, чтобы правильно представлять сложный механизм речевой деятельности в

норме, дифференцированно подходить к анализу речевых нарушений и грамотно определять

пути и направления коррекционной работы, необходимо знание анатомо-физиологических механизмов речи.
Для того, чтобы правильно представлять сложный механизм речевой деятельности в норме, дифференцированно подходить к анализу речевых нарушений

Слайд 3Речь – одна из сложных высших психических функций человека, которая обеспечивается

деятельностью головного мозга. Исследованиями П.К. Анохина, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия и

др. установлено, что основой всякой высшей психической функции являются сложные функциональные системы, в формировании которых принимают участие различные участки мозга, объединенные механизмом рефлекса.
Речевой аппарат состоит из центрального и периферического отделов.
Речь – одна из сложных высших психических функций человека, которая обеспечивается деятельностью головного мозга. Исследованиями П.К. Анохина, А.Н.

Слайд 4Строение речевого аппарата
1 – головной мозг;
2- носовая полость;
3

– твердое небо;
4 – ротовая полость;
5 – губы;


6 – резцы;
7 – кончик языка;
8 – спинка языка;
9 – корень языка;
10 – надгортанник;
11 – глотка;
12 – гортань;
13 – трахея;
14 – правый бронх;
15 – правое легкое;
16 – диафрагма;
17 – пищевод;
18 – позвоночник;
19 – спинной мозг;
20 – мягкое небо.
Строение речевого аппарата 1 – головной мозг;2- носовая полость; 3 – твердое небо; 4 – ротовая полость;

Слайд 5К центральному отделу речевого аппарата относится головной мозг – его кора, подкорковые

узлы, проводящие пути и ядра соответствующих нервов. Главенствующее значение в образовании

речи имеет лобная, височная, теменная и затылочная доли преимущественно левого полушария мозга (у левшей правого). Лобные извилины являются речедвигательной областью и участвуют в образовании устной речи (центр Брока). Височные извилины, будучи речеслуховой областью (центр Вернике), отвечают за восприятие чужой речи.Теменная доля коры мозга обеспечивает понимание речи, а затылочная, являясь зрительной областью, имеет значение для усвоения письменной речи. Подкорковые ядра отвечают за ритм, темп и выразительность речи. Проводящие пути связывают кору головного мозга с периферическими органами речи. От центра к периферии идут центробежные пути, а от периферии к центру – центростремительные нервные пути.
К центральному отделу речевого аппарата относится головной мозг – его кора, подкорковые узлы, проводящие пути и ядра соответствующих нервов.

Слайд 6В иннервации мышц речевого аппарата принимают участие следующие черепно-мозговые нервы:


Тройничный нерв иннервирует мышцы, приводящие в движение нижнюю челюсть;
Лицевой нерв – мимическую

мускулатуру, в том числе мышцы, которые осуществляют движение губ, щёк;
Языкоглоточный и блуждающий нервы – мышцы гортани и голосовых складок, глотки и мягкого нёба. Языкоглоточный нерв также является чувствительным нервом языка, а блуждающий иннервирует мышцы органов дыхания и сердца;
Добавочный нерв иннервирует мышцы шеи;
Подъязычный нерв дает возможность совершать языку разнообразные движения.

В иннервации мышц речевого аппарата принимают участие следующие черепно-мозговые нервы: Тройничный нерв иннервирует мышцы, приводящие в движение нижнюю

Слайд 7Периферический речевой аппарат состоит из дыхательного, голосового и артикуляционного отделов. Дыхательный отдел периферического

речевого аппарата служит для подачи воздуха, голосовой– для образования голоса, артикуляционный – образует характерные

звуки нашей речи в результате деятельности органов артикуляционного аппарата. Дыхательный отдел включает в себя грудную клетку с лёгкими, бронхами и трахеей. Речь образуется в фазе выдоха, поэтому во время речи выдох намного длиннее вдоха (1:20 или даже 1:30). Длительный выдох нуждается в большем запасе воздуха. Поэтому в момент речи объём вдыхаемого и выдыхаемого воздуха увеличивается почти в 3 раза. У ребенка речевое дыхание вырабатывается постепенно, в процессе речевого развития. Вначале ребенок пользуется в речи навыками жизненного дыхания. Такое дыхание остается в случаях рано возникающей речевой патологии. Голосовой отдел состоит из гортани с находящимися в ней голосовыми складками. Гортань представляет собой трубку конусообразной формы, состоящую из нескольких хрящей. Вверху гортань граничит с глоткой, а внизу – с трахеей.
Периферический речевой аппарат состоит из дыхательного, голосового и артикуляционного отделов. Дыхательный отдел периферического речевого аппарата служит для подачи воздуха, голосовой–

Слайд 8В основе механизма голосообразования лежит колебание голосовых складок гортани, на

которые воздействует воздух, поступающий под определенным давлением из бронхов и

лёгких. Колебания передаются в окружающую среду, и мы воспринимаем их как звуки голоса. Основными органами артикуляционного отдела являются: язык, губы, верхняя и нижняя челюсти, твердое и мягкое нёбо, зубы, альвеолы, язык, губы, мягкое нёбо и нижняя челюсть – это подвижные органы артикуляции; зубы, альвеолы и твердое нёбо – неподвижные, которые не изменяют своего положения, но также участвуют в образовании звуков.
В основе механизма голосообразования лежит колебание голосовых складок гортани, на которые воздействует воздух, поступающий под определенным давлением

Слайд 9Профиль органов артикуляции
1 — губы,
2 – резцы;
3

– альвеолы;
4 – твердое небо;  5 – мягкое небо;
6

– голосовые складки,
7 – корень языка;
8 – спинка языка;
9 – кончик языка.
Профиль органов артикуляции 1 — губы, 2 – резцы; 3 – альвеолы; 4 – твердое небо;  5

Слайд 10Язык – самый активный и подвижный орган артикуляции, система мышц языка

даёт возможность менять его форму, положение и степень напряжения. Язык

участвует в образовании всех гласных и почти всех согласных звуков (кроме губных). Передняя часть языка подвижна и в ней различаюткончик, передний края, боковые края и спинку. Задняя часть языка фиксирована и называетсякорнем языка. 
Язык – самый активный и подвижный орган артикуляции, система мышц языка даёт возможность менять его форму, положение и

Слайд 11От середины нижней поверхности языка ко дну ротовой полости спускается

складка слизистой оболочки (так называется уздечка), которая ограничивает крайние движения

языка. У некоторых детей эта уздечка укороченная от рождения. В грудном возрасте это затрудняет сосание, а позднее мешает правильно произносить звуки. В раннем возрасте уздечку подрезают. В более позднем возрасте необходима помощь логопеда и специальные упражнения для языка, помогающие растянуть уздечку.
От середины нижней поверхности языка ко дну ротовой полости спускается складка слизистой оболочки (так называется уздечка), которая

Слайд 12Важная роль в образовании звуков речи помимо языка принадлежит также

и другим органам артикуляции: твердому и мягкому нёбу. Совершая различные

движения и принимая самые разнообразные положения, они видоизменяют форму ротовой полости, образуют в ней смычки, щели и т.п. Мягкое нёбо, поднимаясь и прижимаясь к задней стенке глотки, закрывает проход в нос, опускаясь, открывает его.
Важная роль в образовании звуков речи помимо языка принадлежит также и другим органам артикуляции: твердому и мягкому

Слайд 13Образовавшийся в гортани голос усиливается и приобретает индивидуальный тембр благодаря

резонансу в так называемой надставной трубе (глотка, ротовая и носовая полость). Надставная

труба может менять форму и объем, что имеет большое значение для образования звуков речи
Образовавшийся в гортани голос усиливается и приобретает индивидуальный тембр благодаря резонансу в так называемой надставной трубе (глотка, ротовая и

Слайд 14Существенное значение в развитии речи детей имеет также зрение. Зрячий ребенок

внимательно наблюдает за движениями губ и языка говорящих, повторяет их,

стараясь подражать артикуляционным движениям. В процессе развития ребенка между анализаторами, принимающих участие в речевой деятельности, возникает система условных связей, которая постоянно развивается и укрепляется повторными связями.
Существенное значение в развитии речи детей имеет также зрение. Зрячий ребенок внимательно наблюдает за движениями губ и языка

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика