Слайд 1АНО ДПО «Институт абилитации»
Сенситивные периоды. Влияние боли и страха на
развитие ребенка.
Латыпова Ф.М.
Слайд 2 Как Вы думаете, испытывают ли эти дети стресс?
Чувствуют ли
они боль?
Влияет ли это на их дальнейшее развитие?
Зависит ли их
развитие от нашего лечения?
Слайд 3Разрушенный в родах участок мозга
никогда больше не «вырастет», никогда
в этом месте не сформируется новое мозговое вещество и не
образуются новые нервные клетки взамен погибших.
Как будет развиваться такой ребенок? Обязательно ли отсутствие участка мозгового вещества у новорожденного обрекает его на инвалидность?
Совсем нет!
Слайд 4
Мозг новорожденного, в отличие от мозга взрослого, человека очень «пластичен»,
т.е. способен к перестройкам во имя компенсации тех нарушений, нештатных
ситуаций, которые возникли в процессе развития.
«Пластичность» - это способность к передаче обязанностей одного отдела другому, в том числе и способность заменить или более или менее полно компенсировать бездеятельность пораженного участка».
И.А.Скворцов. Детство нервной системы. 2004
Слайд 5 Первые годы жизни малыша – критически важный период для развития
его мозга
Первые доказательства зависимости структуры мозга от обретенного опыта были
получены в экспериментах на животных.
Слайд 6Лауреаты Нобелевской премии Дэвид Хьюбел (David Hubel) и Торстен Визел
(Trosten Wisel) провели серию экспериментов по так называемой монокулярной депривации
у котят. Один глаз новорожденного котёнка закрывали на несколько недель. В результате количество нервных связей в коре головного мозга в зонах, отвечающих за закрытый глаз, было значительно меньше.
Слайд 7 В следующей серии экспериментов котят помещали в так называемую вертикальную
среду. Котята сидели в темноте, свет зажигали ненадолго, при этом
в пустом помещении имелись только вертикальные полоски на стенах.
Слайд 8 Такие котята не видят горизонтальные предметы. Если палка стоит, то
котёнок может её обойти, если она лежит, он на неё
натыкается. Это происходит потому, что в коре головного мозга не образовались связи реагирующие на горизонтальные предметы. То есть сигнал, поступивший через глаза в мозг, просто не может быть обработан в коре, он не распознаётся.
Слайд 9 Если свет не попадает в глаза котёнку в течении чувствительного
“сенситивного” периода, он будет не способен воспринимать зрительную информацию. Котёнок
НИКОГДА не будет видеть, несмотря на наличие здоровых глаз, зрительного нерва и проводящих путей в белом веществе головного мозга.
Слайд 10Это открытие было настоящим шоком! Оказывается, если у ребёнка в
определённый период не будет важных ощущений, он может навсегда лишиться
некоторых своих способностей.
Слайд 11Количество нейронных связей в разном возрасте
Слайд 12 Окружающий человека мир не является пустым, темным и тихим –
он наполнен красками, звуками, запахами, всевозможными предметами, словами, полон раздражителей,
выступающих в роли стимулов.
Слайд 13Взаимодействие ребенка с окружающим миром приводит к образованию нейронных связей
Ласковое
прикосновение матери
Запах и тепло отца
Ощущение мокрого подгузника
Новая игрушка
Дуновение ветра и
колыхание листьев над коляской младенца
Слайд 14Дети воспринимают мир всеми органами чувств
Мозг- центральный пункт управления, внутри
которого происходит обработка внешних воздействий.
Чувство уверенности и защищенности способствует развитию
ребенка, а страх, недоверчивость и неуверенность – тормозят.
Слайд 15Уровень активности мозга
Сканирование мозга детей, воспитывающихся в семье и
в доме ребенка
Возраст детей – 2 года
Слайд 16Основные потребности детей:
Любовь и забота
Общение и привязанность к близкому
Признание и
подтверждение собственной значимости
Пространство для игр и действий
Возможность принимать решения
Возможность действовать
самостоятельно
Сенсорный и познавательный опыт
Время , предоставленное в его распоряжение
Слайд 17 Абилитация – создание условий для адекватного возрастного формирования умений и
навыков.
Целью абилитации является устранение, профилактика или минимизация последствий нарушений, которые
были выявлены у ребенка, а также помощь семье в этой работе.
Слайд 18 От того, в каких условиях, в какой среде пройдет ранний
период детства, зависит дальнейшее нервно-психическое развитие ребенка.
Слайд 19«Учеными доказано, что вместе с органическим дефектом организму даны силы,
тенденции, стремления к его преодолению или выравниванию»
– Л.С. Выготский
Слайд 20Благодарю за внимание!
Адрес:
город Уфа, ул.Мусоргского 19Б
центр абилитации детей
раннего возраста «Любимый малыш», благотворительный фонд «Особенные дети». Директор –
Латыпова Файруза Мунаваровна
Телефоны для предварительной записи:
8-(3472)-872-902
8-(3472)-872-903