Слайд 1Основные направления в психологии
Слайд 2ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ НАУКИ
1) Наука как описание – Древний
мир
2) Наука как объяснение – Античность, Средние века
3) Наука как
предсказание – с начала ХIХ века
Слайд 3Представления о душе зародились в глубокой древности. Во всех религиях
и мифологических системах древности (книги мертвых, гимны) существовали представления о
душе
Слайд 5Согласно представлениям древних
(АНИМИЗМ (anima – дух)):
ДУША ЕСТЬ НЕВЕЩЕСТВЕННЫЙ
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ОБРАЗ, НЕЧТО ВРОДЕ ПАРА ИЛИ ТЕНИ,
ДУША СОСТАВЛЯЕТ ПРИЧИНУ
ЖИЗНИ В ТОМ СУЩЕСТВЕ, КОТОРОЕ ОНА ОДУШЕВЛЯЕТ .
Слайд 6После смерти воина его «тень» покидает тело
Слайд 7Бог вручает Адаму душу, изображенную как маленький крылатый человечек.
Религиозное
значение, придаваемое в христианстве понятию «душа», аналогично представлениям о в
Античности.
Изображение души всегда и во всех культурах каким-либо образом связывалось с воздухом (бабочки, голуби, ветер, дуновение, дыхание).
В свою очередь, воздух был самым распространенным символом пневмы, жизненного духа.
Слайд 8Область психического не ограничивалась человеком и распространялась на весь мир
(ПАНПСИХИЗМ – весь мир одушевлен и наделен душой).
Душа человека
– это часть мировой Души
Слайд 9В Древней Греции сформировались первые философские (рациональные) представления о душе.
Слайд 11Индивидуальная Душа:
∙ часть Мировой Души, начало господствующее между миром
Идей и миром Вещей
∙ Душа бессмертна, рождается много раз, видела
все, извлекает из себя истину, которой владеет как своей сутью,
∙ Придает движение и активность предметам, властвует и управляет телами
∙ пребывает в Царстве Идей и занимается созерцанием Сущего и таким образом происходит приобщение к миру идей (процесс ПОЗНАНИЯ), покой и отдых от телесных страстей,
∙ Источник знания человека – изначальная интуиция
Слайд 12На представлениях Сократа-Платона базируются представления о
врожденных идеях
Слайд 13Для Платона характерен этический взгляд на природу человека
Слайд 14Платон смотрел на эмоции и соответствующие им состояния как на
дикие, неуправляемые силы, вечно противостоящие силам разума.
Для него ДУША представляла
собой ПОЛЕ БИТВЫ неосмысленных, своевольных сил эмоций и рациональных сил разума.
Слайд 16Хорошие и плохие состояния по Платону
Слайд 18Аристотель отверг представление Платона о мире идей.
Слайд 19Материя – нечто образующее реальность, субстрат формы, потенция, способность принять
форму.
Форма детерминирует, определяет и актуализирует материю.
Форма обнимает материю
и дает основание отдельному, то есть вещи или индивиду.
Слайд 20Каждая вещь – единство Материи и Формы (назначение, функция материальных
объектов).
Вещи возникают благодаря Форме, придающей качественную определенность, оформление материи
Слайд 21Аристотель в трактате «О душе» соединил Тело и Душу.
Душа
– это Форма живой Материи – сущность живого.
Слайд 22Все функции живого тела Аристотель делит на 3 группы:
1)
Растительная Душа – рост, питание, размножение (т.к. свойственны и растениям),
2)
Животная Душа – ощущение, восприятие, память, движение – присущи и животным,
3) Разумная Душа – разум и воля – функции божественного в человеке.
Слайд 24Отталкиваясь от платоновских идей об Абсолюте как безличном единстве, Августин
истолковывал Бога как личность, сотворившую мир «из ничего» исключительно по
своей воле и своему замыслу.
Слайд 25В сочинении «О граде Божием» Августин утверждает, что человеческая душа
(mind) может вместить целый мир и образ Божий. Душа и
память столь обширны, что человеку достаточно изучать лишь самого себя и отказаться от изучения мира.
Этот взгляд послужил базисом интроспективного направления в психологии.
Слайд 26Представления Августина о Душе отличны от античных взглядов:
1 –
Основа Души – Воля, а не разум, Воля (предопределяется Богом)
универсальный принцип, организующий деятельность.
2 – Душа создается Богом в момент рождения.
3 – Назначение Души – познание истин, источником которых является Бог, истина постигается через осознавание своих душевных состояний – ИНТРОСПЕКЦИЯ.
Слайд 27Мир, сотворенный Богом,
полон непостижимых для человеческого ума чудес. Однако
имеется абсолютная истина, которая дается через откровение.
Божественное откровение –
главный источник знаний.
Слайд 28Погружаясь в себя человек должен ПРЕВЗОЙТИ САМОГО СЕБЯ, избавиться от
индивидуальных особенностей и прийти к абсолютно трансцендентальной истине через БОЖЕСТВЕННОЕ
ОТКРОВЕНИЕ
Слайд 29Не человек, являющийся субъектом, познает объект, а объект познания -
Бог - овладевает познающим его субъектом. Божественная Истина, овладевая человеком,
проникает в него через его сердце, становится его верой.
Слайд 30В основе МЕХАНИСТИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ МИРА лежит метафизический подход к изучаемым
явлениям природы как не связанным между собой, неизменным и не
развивающимся.
Слайд 32Согласно Декарту, Душа и Тело различные сущности:
1 – Душа нематериальна,
способна сознавать и мыслить
2 – Тело физическая материя. Ощущения, восприятие,
движение – все функции тела вызываются внешними причинами, без участия сознания
Слайд 33РЕФЛЕКС – реакция на стимул причина всех движений.
Поведение человека
и животных детерминировано внешними стимулами.
S → R
Слайд 34Животные – это машины, но человек – особый механизм, т.к.
у него имеется Душа.
Животные лишены души, у них нет
Сознания.
Сознание – основа проявления Души. Психические процессы в отличие от физиологических мы осознаем.
Слайд 37Декарт сузил психическую реальность, включив в нее только осознаваемые процессы
(психология – наука о сознании), однако наметил эмпирический путь изучения
психических (осознаваемых) процессов – самонаблюдение (интроспекция).
Слайд 39Ф. Бэкон - основоположник ЭМПИРИЗМА: источник знания – чувственный опыт
и эксперимент.
Главный способ познания - ИНДУКЦИЯ (от частностей к
общим закономерностям).
Слайд 40Чувственный опыт нуждается в экспериментальном подтверждении, судить о вещах можно
только на основании многократной проверки.
Слайд 41Согласно Ф. Бэкону, человек наделен 2-мя Душами:
1 – чувствующая Душа
– проявляется в ощущениях и восприятии – СОЗНАНИЕ, может изучаться
наукой,
2 – разумная Душа – божественна, определяет рассудок, память, воображение - предмет теологии.
Слайд 42Знание (и сознание), по Ф. Бэкону начинается с ощущений. Из
отдельных ощущений в результате обобщения (ИНДУКЦИИ) формируются обобщенные образы
Слайд 44 Дж. Локк отрицал наличие врожденных идей – от рождения человек
не обладает знаниями (чистая доска), все происходит с опытом
Слайд 46Согласно Дж. Локку, существует 2 вида опыта:
1 – Внешний (чувственный)
– основан на чувствах, появляется раньше, на основе его формируются
простые идеи. Посредством случайных механических ассоциаций происходят комбинации простых идей и образуются сложные идеи.
2 – Внутренний (разумный) – Осмысление собственных действий и состояний (РЕФЛЕКСИЯ), посредством чего образуются Сложные ассоциации и затем Знания
Слайд 47Механическая картина мира сыграла для науки положительную роль, дав естественнонаучное
понимание многих явлений природы
Слайд 48Развитие эмпиризма привело к прогрессу естественных наук и, в частности,
к развитию физиологии
Слайд 49К середине XIX в. были получены данные, свидетельствующие о том,
что все-таки именно мозговая деятельность определяет функционирование психики.
Слайд 501861 г. – Поль Брока выделил ряд зон головного мозга,
отвечающих за некоторые моторные и речевые функции.
Открытие Брока представляло
собой первый случай, когда сложные психические функции, подобные речи, были четко локализованы на базе клинических наблюдений.
Опираясь на этот вывод, Э. Экснер в 1861 г. открывает "центр письма", А. Бастиан в 1869 г. - "центр зрительной памяти", Ж. Шарко в 1887 г. - "центры понятий", в 1874 г. Карл Вернике - центр сенсорных образов слов, или центр понимания устной речи.
К 1880-м гг. неврологи и психиатры начали создавать "функциональные карты" коры головного мозга. Создавалось впечатление, что проблема отношений между структурой мозга и психической деятельностью уже решена.
Слайд 51Во второй половине XIX в. проводятся и первые экспериментальные исследования
по проблемам, лежащим на границе физиологии и психологии, которые и
начинают оформляться как экспериментальные области психологических исследований.
Слайд 53Фехнер открыл так называемый основной психофизический закон, в соответствии с
которым возрастанию силы раздражителя в геометрической прогрессии соответствует рост величины
ощущения в арифметической прогрессии
(или, другими словами, интенсивность ощущений возрастает пропорционально логарифму внешнего раздражения).
Слайд 54Психофизический закон
(закон Вебера—Фехнера)
S = С log R
Ощущения (S) пропорциональны
логарифму порождающих их раздражителей (R)
С — экспериментально установленная постоянная.
Слайд 55Открытие закона Фехнера продемонстрировало возможность измерения психических явлений и применения
к их изучению строгих математических методов.
Это выдвигало на передний
план проблему разработки специальных методов измерения психофизических отношений и способов их математического описания.
Слайд 56Ко второй половине ХIХ века психология сложилась как наука, имеющая
много противоречий в понимании предмета и метода исследования.
Основным направлением
считалась АССОЦИАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ.
Предметом психологии считалось сознание.
Методом - интроспекция (самонаблюдение)
Слайд 57Вильгельм Вунд соединил английский эмпиризм (ассоциативная психология) и германский экспериментализм
(физиология) и создал новую экспериментальную психологию
Слайд 59Вильгельм Вунд соединил английский эмпиризм (ассоциативная психология) и германский экспериментализм
(физиология) и создал новую экспериментальную психологию
Слайд 60Вундт, основываясь на достижениях физиологии органов чувств, излагает программу построения
двух ветвей психологии - физиологической, или экспериментальной (основной метод получения
данных), и социальной, или культурно-исторической (основным методом которой является анализ продуктов человеческого духа).
В дальнейшем немецкий ученый обобщает основные положения своей доктрины в трехтомной работе "Основы физиологической психологии" (1874). Тем самым были заложены основы одной из первых научных программ развития психологии как самостоятельной области знания.
Слайд 61В. Вундт разрабатывал концепцию психологии народов , написавший десятитомный труд
с соответствующим названием
Слайд 62В. Вундт рассматривал коллективную психику как сочетание индивидуальных психических состояний
людей в определенных условиях.
Он считал, что необходимо изучать те
явления общественной жизни, которые невозможно объяснить, исходя только из особенностей сознания индивида:
язык народа, его
мифы и
обычаи.
Слайд 63ЯЗЫК весьма существенно влияет на психологию народа, поскольку он содержит
в самой общей форме живущие в духе народа представления.
Слайд 64Наиболее важным для системы индивидуальных представлений является язык, на котором
человек думает, хотя знание других языков вносит значительный вклад в
расширение представлений человека об окружающем его мире
Слайд 65Социально-психологическое значение МИФОВ заключается в том, что они несут в
себе первоначальное содержание представлений в виде контекста восприятия, а также
чувства и влечения, связанные с этими представлениями
Слайд 66Мифы включают в себя не только фантастические представления человека о
мире, но также и ценности, идеалы, ДОЛЖЕНСТВОВАНИЯ
Слайд 67Мифы имеют широкое распространение в обществе как на уровне общественного
сознания, так и на уровне индивидуального
Слайд 68Мифы обуславливают психологическую потребность человека видеть вещи в определенном свете
Слайд 69Мифологическое восприятие формируется непроизвольно в процессе социализации и является более
подсознательным процессом, нежели сознательным
Слайд 70ОБЫЧАИ представляют собой способы поведения, которые являются наиболее типичными в
стандартных социальных ситуациях у данного народа.
Они регулируют поведение человека
в различных ситуациях
Слайд 71Основная сила истории — народ, или, по выражению В. Вундта,
«ДУХ ЦЕЛОГО».
«Дух целого» выражает себя в религии, искусстве, языках,
мифах, обычаях.
Индивидуальное сознание есть только продукт этого целого
Слайд 72Сеченов
Иван Михайлович (1829-1905)
Слайд 73И.М. Сеченов открыл явление ВНУТРЕННЕГО ТОРМОЖЕНИЯ – раздражение некоторых центров
головного мозга оказывает тормозящее влияние на поведение.
Таким образом, работа
мозга не пассивна, хотя и является результатом взаимодействия организма с окружающей средой.
Слайд 74S → M → R
Формула рефлекса по И.М.Сеченову
Слайд 76И. П. Павлов открыл условные рефлексы, которые обусловлены образованием ассоциативной
связи между раздражителем и безусловным рефлексом.
Условный раздражитель имеет сигнальное
значение. В случае специального подкрепления ранее индифферентный раздражитель становится сигналом, направляющим врожденные формы поведения
Слайд 79Схема установки по выработке слюнных условных рефлексов
Слайд 80Фистулы у собаки по И. П. Павлову
Слайд 82И. П. Павлов открыл условные рефлексы, которые обусловлены образованием ассоциативной
связи между раздражителем и безусловным рефлексом.
Условный раздражитель имеет сигнальное
значение. В случае специального подкрепления ранее индифферентный раздражитель становится сигналом, направляющим врожденные формы поведения
Слайд 83Принцип образования условного рефлекса:
действие какого-либо нейтрального для животного раздражителя
совместно со стимулом, вызывающим у него определенную реакцию, приводит к
тому, что постепенно этот ранее нейтральный стимул начинает вызывать такую же реакцию
Слайд 84Общие правила образования условного рефлекса:
условный сигнал должен предшествовать безусловному
раздражению, но не наоборот;
действие условного и безусловного раздражителей должно частично
перекрываться во времени;
при выработке условного рефлекса должно применяется подкрепление, соответствующее имеющейся у животного мотивации;
сочетание условного и безусловного раздражителей должно повторяться многократно.
Слайд 87При научении методом проб и ошибок - вознаграждение или наказание
следует непосредственно за той реакцией, которая должна быть усвоена, т.
е. происходит положительное или отрицательное подкрепление поведения.
Слайд 88Работы Павлова и Торндайка легли в основу бихевиоризма (от англ,
behavio)
Слайд 89Бихевиоризм (от англ, behaviour— поведение) — направление в психологии, отрицающее
возможность изучения сознания научными методами и сделавшее предметом своего изучения
поведение живого организма.
Под поведением при этом понималась совокупность реакций организма на стимулы внешней среды.
Слайд 91Д. Уотсон выдвинул идею о том, что предметом психологии должно
быть только наблюдаемое поведение, проявления которого можно зарегистрировать и оценить
количественно. Этот подход исключал применение интроспекции к изучению психики.
Слайд 92ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КЛАССИЧЕСКОГО БИХЕВИОРИЗМА
1 - Психология – это объективная
отрасль естественной науки; ее теоретической целью является предсказание поведения и
контроль за ним;
2 - Психология – экспериментальная наука – необходимо отбросить субъективные методы, РАЗДЕЛИТЬ НАБЛЮДАЕМОГО И НАБЛЮДАТЕЛЯ.
3 - Анализ поведения следует проводить строго объективно, ограничиваясь регистрацией внешне проявляющихся проявлений;
4 - Сознание необходимо вычеркнуть из предмета психологии,
5 - Основным содержанием экспериментальной психологии является регистрация реакций в ответ на строго дозированное и контролируемое раздражение.
4 – Поведение построено из секреторных и мышечных реакций организма, которые в свою очередь детерминированы действующими на животное внешними стимулами.
5 – Наблюдения за поведением могут быть представлены в форме стимулов (S) и реакций (R). Пары S → R основа поведения, единица, ЭЛЕМЕНТАРНЫЙ АКТ.
6 - Путем анализа совокупности пар S → R и разложения их на элементарные составляющие можно разработать определенные законы поведения. Зная внешний стимул (раздражитель), можно судить об ответной реакции человека.
7 - Манипулируя внешними воздействиями, можно изготовить человека любого склада с любыми константами поведения, нужного обществу.
8 – Научение – это ключ к пониманию всего поведения. Дети не рождаются со способностями – все является результатом воспитания.
Слайд 93Основой бихевиоризма является теория научения.
Теория научения — теоретическое направление, в
котором основное внимание уделяется опыту научения в прошлом как детерминанту
поведения индивида.
Слайд 94Научение — это появление адаптивных изменений индивидуального поведения в результате
приобретения опыта
Слайд 95Согласно теориям научения, ключ к разгадке человеческой натуры в том,
как она формируется окружающей средой, то есть большинство форм поведения
приобретается путем научения.
Слайд 96С точки зрения Уотсона, Научение – ключ к пониманию всего
поведения
Слайд 97Дети не рождаются со способностями – все является результатом воспитания.
Следовательно из ребенка можно сделать все, что угодно.
Слайд 99Беррес Фредерик Скиннер
(1904-1990 )
Слайд 100При оперантном научении - вознаграждение или наказание следует непосредственно за
той реакцией, которая должна быть усвоена, т. е. происходит положительное
или отрицательное подкрепление поведения.
Слайд 101Классический условный рефлекс вырабатывается пассивно.
В случае же оперантного рефлекса
животное активно научается новым формам поведения.
Слайд 104Скиннер разработал концепцию программированного обучения, в соответствии с которой учебный
материал расчленяется на мелкие порции (шаги), доступные для овладения учащимися.
Каждый правильный шаг подкрепляется воздействием специальных средств.
Слайд 105Контроль за режимом подкреплений позволяет манипулировать людьми. Культура, созданная человеком,
— это хитроумно продуманная система подкреплений.
Слайд 106Развитие Б. Скиннер отождествляет с обучением, указывая лишь на единственное
их различие: если обучение охватывает небольшие отрезки времени, то развитие
— относительно продолжительные периоды. Иначе говоря, развитие есть сумма обучений, растянутая на большие временные дистанции.
По Б. Скиннеру, поведение целиком и полностью определяется влиянием внешней среды и может быть сформировано извне и проконтролировано.
Слайд 107Скиннер полагал, что для предупреждения краха цивилизации «мы нуждаемся в
крупномасштабных изменениях человеческого поведения».
Слайд 108Так как личность есть фикция, сумма паттернов поведения, то в
случае «неправильного» поведения ее можно исправить, изменив привычные схемы, образцы
поведения.
Если человек ведет себя неправильно, с точки зрения «посвященного», то ему нужно «помочь» исправить поведение, сделав из «неудачника» «процветающего».
Слайд 109Эффективно управлять поведением человека можно через его окружение, манипулируя этим
окружением.
Выживет в мире и добьется успеха сильнейший, то есть
обладатель эффективной технологии управления.
Слайд 110КРИТИКА БИХЕВИОРИЗМА
- излишни редукционизм и механистичность,
- нельзя считать все
поведение результатом рефлексов,
- интроспекция отвергается незаслуженно,
- не обосновано не учитываются
внутренние факторы.
Слайд 112По мнению, А. Бандуры люди учатся не столько на непосредственном
опыте последствий своего поведения, сколько наблюдая за поведением других людей
и последствиями их поведения
Слайд 113Имитация – приобретение навыков, основанное на воспроизведении действий другого
Слайд 115В ходе взросления люди усваивают ценности и установки тех профессиональных,
социальных и этнических общностей, к которым принадлежат, а также общечеловеческие
моральные ценности
Слайд 117Инсайт, как способ решения проблемной ситуации
Слайд 119ИНСАЙТ — (от англ. «insight» -«проникновение» или «озарение») — решение
задачи на основе улавливания логических связей между стимулами или событиями
через восприятие ситуации в целом, со всеми ее внутренними связями
Слайд 120Необихевиоризм – научное направление, подчеркивающее важность внутренних факторов в научении
и формировании поведения
Слайд 121ИНТЕРАКЦИОНИЗМ исследовал проблемы социального аспекта взаимодействия между людьми в процессе
деятельности и общения.
Слайд 123По мнению Дж. Мида люди всегда интерпретируют или определяют действия
друг друга, а не просто реагируют на них.
Их реакции
не вызываются непосредственными действиями другого, а основываются на значении, которое они придают подобным действиям. Таким образом, интеракция (взаимодействие) людей опосредуется использованием символов, их интерпретацией.
Это опосредование эквивалентно включению процесса интерпретации (I) между стимулом (S) и реакцией (R), то есть
S → I → R.
Слайд 124Интерпретировать действие другого (формирование значений) — это определить для себя,
что действие имеет то или иное значение, тот или иной
характер. Это необходимо по двум причинам:
а) сформировать значение чего-то — значит выделить это из окружения, отделить, придать этому смысл.
б) сконструировать свои действия, приняв во внимание обозначение тех или иных вещей.
Слайд 125В 1960 г. при Гарвардском университете Дж. Миллер и Дж.
Брунер создали Центр когнитивных исследований.
Слайд 128Дж. Брунер и его коллеги предложили новый взгляд на перцепцию,
согласно которому воспринимающий субъект играет активную роль, а не является
пассивным регистратором ощущений.
Слайд 129Когнитивная психология - направление современной психологии, изучающее закономерности получения человеком
информации, ее переработки и влияния на поведение человека.
В отличие от
первых теорий научения, в которых люди считались пассивными машинами, действующими под влиянием внешней среды, когнитивные теории представляют людей рациональными, активными, знающими и творящими.
Слайд 130Главным принципом, на основании которого рассматривается когнитивная система человека, является
аналогия с компьютером, т. е. психика трактуется как система, предназначенная
для переработки информации
Слайд 132Ульрих Найссер выпустил в 1967 г. книгу «Когнитивная психология», в
которой изложил основные положения этого направления
Слайд 133Главным принципом, на основании которого рассматривается когнитивная система человека, является
аналогия с компьютером, т. е. психика трактуется как система, предназначенная
для переработки информации
Слайд 134Когнитивизм возник как реакция на бихевиоризм, отрицающий значение внутренней организации
психических процессов в поведении человека. В связи с этим представители
когнитивной школы (Ж.Пиаже, Дж. Брунер, У.Найсер, Р.Аткинсон и др.) обращали особое внимание на знание человека и способы его формирования:
преобразование сенсорной информации,
возникновение и развитие структурных блоков познавательных процессов,
решающую роль знания в поведении человека,
организацию знания в памяти субъекта,
развитие интеллектуальных функций,
соотношение вербальных и образных компонентов в процессах запоминания и мышления.
Изучение данных проблем показало, что человек во многих ситуациях своей жизни принимает решения опосредованно и эта опосредованность связана с типичными для него особенностями мышления.
Слайд 135В отличие от первых теорий научения, в которых люди считались
пассивными машинами, действующими под влиянием внешней среды, когнитивные теории представляют
людей рациональными, активными, знающими и творящими.
Слайд 136КОГНИТИВИЗМ объясняет социальное поведение человека при помощи описания преимущественно познавательных
процессов. Данная психологическая школа делает акцент на
процессе познания мира,
постижении сущности явлений посредством основных когнитивных психических процессов (память, внимание, ощущение и т.д.),
развития интеллектуальных функций,
изменения системы представлений и ценностей.
Слайд 137Ведущей социально-психологической проблемой когнитивизма является ПРОБЛЕМА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ человеком
Слайд 138Люди склонны развивать упорядоченный взгляд на мир. Если возникает противоречие
между тем, что человек знает, и тем, что происходит, то
он стремится разрешить его через собственную трактовку, интерпретацию, объяснение, чтобы вновь достигнуть состояния внутренней когнитивной согласованности.
Слайд 139Каждый человек имеет свое собственное объяснение мира и окружающих явлений,
которое обусловлено не только социальным опытом, но и особенностями его
мышления.
Он принимает решения на основании собственного взгляда, своей точки зрения, своего видения и понимания событий.
Зная когнитивную структуру данного человека, можно многое понять в его поведении.
Слайд 140Основные принципы когнитивизма
- Познавательные процессы - основа всех психических
явлений,
- Решающую роль в поведении человека играют знания.
- Необходимо изучать
сознание, а не поведение. Сознание придает форму и связность психическим процессам.
- Бессознательное (НЕСОЗНАНИЕ) – центральная неосознаваемая часть процессов обработки информации. Когнитивная система отбирает и доводит до сознания лишь те сигналы, которыее важны в данный момент (имеет место СЕЛЕКЦИЯ).
- Восприятие не пассивно, имеется сознательный отбор информации в ходе ряда активных и творческих процессов.
- Внутренняя презентация информации о внешнем мире находится под влиянием предшествующего опыта человека.
Слайд 142С точки зрения Уотсона, Научение – ключ к пониманию всего
поведения
Слайд 143Дети не рождаются со способностями – все является результатом воспитания.
Следовательно из ребенка можно сделать все, что угодно.
Слайд 145КРИТИКА БИХЕВИОРИЗМА
- излишни редукционизм и механистичность,
- считать все поведение
результатом рефлексов,
- интроспекция отвергается незаслуженно,
- не обосновано не учитываются внутренние
факторы.
Слайд 147По мнению, А. Бандуры люди учатся не столько на непосредственном
опыте последствий своего поведения, сколько наблюдая за поведением других людей
и последствиями их поведения
Слайд 148В ходе взросления люди усваивают ценности и установки тех профессиональных,
социальных и этнических общностей, к которым принадлежат, а также общечеловеческие
моральные ценности
Слайд 150Поведение как таковое является молярным (то есть целостным) феноменом, а
не молекулярным (то есть состоящим из физиологических и физических процессов)
как у Уотсона.
Слайд 151Э. Толмен вернул в психологию переменные в виде «образа» и
«цели» - пришел к выводу, что обучение может протекать по
принципу когнитивной карты:
S→K→R
Слайд 153По мнению Дж. Мида люди всегда интерпретируют или определяют действия
друг друга, а не просто реагируют на них.
Их реакции
не вызываются непосредственными действиями другого, а основываются на значении, которое они придают подобным действиям.
Это опосредование эквивалентно включению процесса интерпретации (I) между стимулом (S) и реакцией (R), то есть
S → I → R.
Слайд 154В 1960 г. при Гарвардском университете Дж. Миллер и Дж.
Брунер создали Центр когнитивных исследований.
Слайд 157Дж. Брунер и его коллеги предложили новый взгляд на перцепцию,
согласно которому воспринимающий субъект играет активную роль, а не является
пассивным регистратором ощущений.
Слайд 158Когнитивная психология - направление современной психологии, изучающее закономерности получения человеком
информации, ее переработки и влияния на поведение человека.
В отличие от
первых теорий научения, в которых люди считались пассивными машинами, действующими под влиянием внешней среды, когнитивные теории представляют людей рациональными, активными, знающими и творящими.
Слайд 159Главным принципом, на основании которого рассматривается когнитивная система человека, является
аналогия с компьютером, т. е. психика трактуется как система, предназначенная
для переработки информации
Слайд 161Ульрих Найссер выпустил в 1967 г. книгу «Когнитивная психология», в
которой изложил основные положения этого направления
Слайд 162Основные принципы когнитивизма
- Познавательные процессы - основа всех психических
явлений,
- Решающую роль в поведении человека играют знания.
- Необходимо изучать
сознание, а не поведение. Сознание придает форму и связность психическим процессам.
- Бессознательное (НЕСОЗНАНИЕ) – центральная неосознаваемая часть процессов обработки информации. Когнитивная система отбирает и доводит до сознания лишь те сигналы, которыее важны в данный момент (имеет место СЕЛЕКЦИЯ).
- Восприятие не пассивно, имеется сознательный отбор информации в ходе ряда активных и творческих процессов.
- Внутренняя презентация информации о внешнем мире находится под влиянием предшествующего опыта человека.