Слайд 2АНТОНИС ВАН ДЕЙК (1599-1641)
Ван Дейк -фламандский живописец. Учился живописи
в Амстердаме у Х. ван Балена (с 1609), в 1615
открыл собственную мастерскую. Ван Дейк уже в юности обратился к портретной живописи, занявшей центральное место в его творчестве.
Около 1618–1620 он работал помощником Питера Пауля Рубенса, во многом восприняв его сочную, полнокровную живописную манеру. Варьируя выработанные Рубенсом образы и приемы, ван Дейк придавал героям своих картин более изящный, портретно индивидуализированный облик.
Наибольшую прижизненную славу принес ван Дейку жанр парадного портрета. Но - такова была судьба художника - основное место в его творчестве этот жанр занимал в годы жизни не на родине, во Фландрии, а во время пребывания за ее пределами - в Италии и особенно в Англии, где ван Дейк оказался теснейшим образом связанным с иностранными придворными аристократическими кругами.
Слайд 3СВЯТОЙ ПЕТР, 1617
Отличаясь рано проявившейся одаренностью, завидной работоспособностью и вызывавшей
восхищение современников «легкостью» руки, ван Дейк создал множество картин на
религиозные и мифологические сюжеты, пользовавшихся повышенным спросом у церковных и светских заказчиков.
Слайд 4ВЪЕЗД ХРИСТА В ИЕРУСАЛИМ,1617
Слайд 6ФРАНС СНЕЙДЕРС, 1620
Однако подлинным призванием ван Дейка стало искусство портрета.
Сын антверпенского купца, человек по своей натуре мятущийся, сумасбродный и
честолюбивый, ван Дейк тяготел к роскоши, к королевским дворам, к жизни аристократов.
Персонажи его парадных портретов отличаются внутренним благородством и аристократической утонченностью и вместе с тем живой характерностью.
Слайд 7СЕМЕЙНЫЙ ПОРТРЕТ, 1621 ЭРМИТАЖ,
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Портреты раннего антверпенского периода, запечатлевшие знатных
горожан, их семьи, художников с женами и детьми, отмечены строгой
простотой, сердечностью .
Слайд 8МАРКИЗА ЕЛЕНА ГРИМАЛЬДИ,1623.
НАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЛЕРЕЯ ИСКУССТВ, ВАШИНГТОН
В 1621-27 Ван Дейк посетил
Италию. Поселившись с 1624 в Генуе, художник становится популярным портретистом
крупнейших аристократических семейств города. Он создает блестящие обстановочные портреты-картины, в которых надменные старцы, благородные кавалеры, стройные женщины в тяжелых, богатых платьях с длинными шлейфами представлены во весь рост на фоне пурпурных драпировок и массивных колонн роскошных генуэзских дворцов.
Слайд 9МУЖСКОЙ ПОРТРЕТ, 1622
МУЗЕЙ МЕТРОПОЛИТЕН, НЬЮ-ЙОРК
ПОРТРЕТ МОЛОДОГО ГЕНЕРАЛА,
1622-27. ВЕНА
Слайд 10ПОРТРЕТ ОТЦА ЖАНА,
1629 БРЮССЕЛЬ
Портрет скульптора
1627-29
Брюссель
Слайд 11ВТОРОЙ АНТВЕРПЕНСКИЙ ПЕРИОД
(1627-1632)
В этот период, совпавший с временем зарубежной
дипломатической деятельности Рубенса, ван Дейк практически становится первым художником Фландрии;
он назначен одним из придворных живописцев испанской наместницы Изабеллы. Мастерски исполненные крупные алтарные образы для различных церквей и картины на мифологические сюжеты сочетают традиции Рубенса и влияние Тициана. Каноны барочной композиции отступают подчас перед образом лирического плана, подчиняющим все изобразительные средства.
В многочисленных автопортретах Ван Дейк создает романтизированный образ художника — баловня судьбы.
Слайд 16БЛАГОСЛОВЛЯЕМЫЙ ДЖОЗЕФ ХЕРМАНН,
1629 ВЕНА
Слайд 18АНГЛИЙСКИЙ ПЕРИОД
В 1632 по приглашению короля Карла I ван Дейк
уезжает в Англию, становится «главным живописцем на службе их величеств»,
получает дворянский титул и золотую цепь рыцаря. Мечты его сбываются. Незадолго до смерти, благодаря браку с Мери Рутвен, молодой фрейлиной королевы, ван Дейк входит в ряды английской аристократии. Он пишет множество портретов короля, королевы и их детей; чести позировать ему добивается все высшее общество.
По словам французского писателя Роже де Пиля, «Ван Дейк создал невероятное количество портретов, над которыми первое время трудился с большим тщанием, но мало-помалу стал торопиться и писать наспех». На основании рассказа приятеля ван Дейка кельнского банкира Эберхарда Ябаха известно, что он работал над несколькими портретами, уделяя заказчику в день не более часа и оставляя исполнение одежды, рук, аксессуаров, фона своим помощникам.
Слайд 19КАРЛ (ЧАРЛЬЗ) I АНГЛИЙСКИЙ
И ГЕНРИЕТТА ФРАНЦУЗСКАЯ
Слайд 21КАРЛ I, КОРОЛЬ АНГЛИИ НА ОХОТЕ,
1635 ЛУВР, ПАРИЖ
КАРЛ I
ВЕРХОМ НА КОНЕ,
НАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЛЕРЕЯ, ЛОНДОН
Слайд 22КАРЛ I И КОРОЛЕВА ГЕНРИЕТТА МАРИЯ, 1632
Слайд 23Карл I верхом - картина 1633 года. Эта картина провозглашает
триумф королевской власти в расцвет правления Карла I.
В нижнем
левом углу картины – герб Стюартов, впервые английские «четверти» соединены с шотландским стоящим львом и ирландской арфой.
КОННЫЙ ПОРТРЕТ КАРЛА I, КОРОЛЯ АНГЛИИ СО
СВ. АНТОНИЕМ
Слайд 24КОРОЛЕВА ГЕНРИЕТТА-МАРИЯ
ЛЕДИ ЛЮСИ ПЕРСИ
Слайд 25ЛОРД ДЖОН СТЮАРТ И ЕГО БРАТ ЛОРД БЕРНАРД СТЮАРТ
ДЖЕМС СТЮАРТ,
ГЕРЦОГ РИЧМОНД И ЛЕННОКС. МУЗЕЙ МЕТРОПОЛИТЕН, НЬЮ-ЙОРК
Слайд 26ДЕТИ КАРЛА I (МЭРИ, ДЖЕЙМС, ЧАРЛЬЗ, ЭЛИЗАБЕТ И АННА)
(1637,
НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОРТРЕТНАЯ ГАЛЕРЕЯ, ЛОНДОН)
Слайд 27ПРИНЦ УИЛЬЯМ II
И
ПРИНЦЕССА
МАРИЯ СТЮАРТ
Слайд 28ПОРТРЕТ ФИЛАДЕЛЬФИИ И ЭЛИЗАБЕТ УОРТОН,1640
Слайд 29ПОРТРЕТ ЖЕНЫ ХУДОЖНИКА, МАРИИ РУТВЕН,
1639. МУЗЕЙ ПРАДО, МАДРИД
Незадолго до
смерти, благодаря браку с Мери Рутвен, молодой фрейлиной королевы, Ван
Дейк входит в ряды английской аристократии. Он пишет множество портретов короля, королевы и их детей; чести позировать ему добивается все высшее общество.
Слайд 30СЭР ПОРТЕР И ХУДОЖНИК,
1632-41 МУЗЕЙ ПРАДО, МАДРИД
Слайд 31Во время своей работы при английском дворе ван Дейк дважды
возвращался в Антверпен, писал там портреты официальных лиц, получил от
антверпенской гильдии звание «почетного декана», которого ранее был удостоен только Рубенс, а после смерти Рубенса в 1640 пытался завершить его большие исторические картины для испанского короля Филиппа IV.
В последние годы жизни Ван Дейк был захвачен честолюбивыми проектами крупномасштабных декоративных работ — циклом шпалер для дворца Уайтхолл в Лондоне, росписями главных галерей Лувра, для чего совершил две поездки в Париж. Однако, потерпев неудачу в этих замыслах, больной художник вернулся в Лондон и вскоре умер. По его завещанию он похоронен в лондонском соборе св. Павла.
В АНТВЕРПЕНЕ. ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ