Слайд 1 / 11
Антропология
Философия истории
Кафедра философии РХТУ имени Д.И. Менделеева
Корпачев Петр
Александрович
Слайд 2 / 11
Содержание лекции
Человек как предмет философского анализа
Антропосозиогенез и формирование
сознания
Биологическое и социальное в человеке
Проблема ценностей и смысл жизни
Философия истории
и общества
Слайд 3 / 11
Становление антропологии
Один из четырёх вопросов И. Канта
Естественнонаучный подход
Начало
XX в. – философская антропология:
Макс Шелер (1874-1928)
Хельмут Плеснер (1892-1985)
Арнольд Гелен
(1904-1976)
Основные подходы к проблеме природы и сущности человека – биологизаторство и социологизаторство
Слайд 4 / 11
Антропосоциогенез
Процесс происхождения и эволюции человека, становления Homo sapiens
как вида в процессе формирования общества
Слайд 5 / 11
Саванная и акватическая теории
Слайд 6 / 11
Философская антропология
Шесть идей о человеке М. Шелера
Сущность человека
– любовь, обнаружение в себе заложенного Богом духа
Х. Плеснер: жизнь
– это единство биологии и наук о духе
Главная особенность человека – это его способность экзистировать, т.е. отделять свою личность от данной здесь и сейчас телесности
У А. Гелена человек – ущербное в биологическом плане существо, создающее для своего выживания социальные институты, нормы закона и морали
Слайд 7 / 11
Проблема ценностей
Эмотивизм: моральные суждения не являются ни истинными,
ни ложными, лишены познавательного содержания, т.к. не могут быть верифицированы;
Утилитаризм:
нужно стремиться сделать как можно больше людей как можно более счастливыми, т.е. получающими как можно больше удовольствия;
Деонтологизм: единственной ценностью являются добрая воля и нравственный закон внутри нас – категорический императив. Человек – это всегда только цель, но ни в коем случае не средство.
Слайд 8 / 11
Проблема цивилизации в философии истории: циклизм и прогрессизм
Цивилизация
– это
культурная общность наивысшего ранга, самый широкий уровень культурной идентичности
людей;
уровень, ступень развития материальной и духовной культуры (античная цивилизация, современная цивилизация);
ступень общественного развития, следующая за варварством.
Исторические типы цивилизаций (по А. Тойнби): египетская, андская, древнекитайская, минойская, шумерская, майяская, сирийская, индская, хеттская, эллинская, западная, дальневосточная (в Корее и Японии), православная христианская (в Византии и на Балканах), православная христианская в России, дальневосточная (основная), иранская, арабская, индуистская, мексиканская, юкатанская, вавилонская.
Слайд 9 / 11
Прогрессизм в философии истории
Карл Маркс
(1818 - 1883)
Френсис Фукуяма
(1952
- …)
Слайд 10 / 11
Циклизм в философии истории
Арнольд Тойнби
(1889 - 1975)
Л. Н.
Гумилёв
(1912 - 1992)
Освальд Шпенглер
(1880 - 1936)
Слайд 11 / 11
Информационное общество
Ступень развития цивилизации, на которой главными продуктами
производства становятся информация и знания
Даниел Белл (1919 – 2011) –
крупный вклад в концепцию постиндустриального общества
Эволюция общества прошла три ступени: аграрную, индустриальную и постиндустриальную
Индустриальное общество имеет прежде всего производящий характер, оно использует энергию и машинную технологию для изготовления товаров. Постиндустриальное общество является обрабатывающим, для него характерен обмен информацией и знаниями при помощи телекоммуникации и компьютеров