Слайд 1Предпрофильные курсы по выбору
Слайд 2Предпрофильный курс
– обязательный курс по выбору, нацеленный на формирование представлений
учащегося о широкой группе социально-профессиональных ролей и получение им опыта
реализации какого-либо вида деятельности
Слайд 3Виды деятельности
(на основе классификации, предложенной Е.А.Климовым[1]):
Производство,
Проектирование/изобретательство,
Управление,
Исследование, творчество/создание образа.
[1][1] http://www.ido.edu.ru/psychology/labour_psychology /10.html
Слайд 4Социально-профессиональные роли
– роли, которые занимает работник в связи с выполнением
своих обязанностей – в отношении коллектива, клиентов, других субъектов и
объектов профессиональной деятельности, характерные для группы схожих по какому-то признаку (виду деятельности, объекту воздействия и т.п.) профессий.
Слайд 5Сферы деятельности:
в общем виде выделяют на основе главного объекта воздействия
человека:
Материальный объект
Человек,
Знаковые системы,
Окружающая среда,
Художественный образ.
Слайд 6Предназначение предпрофильных курсов
ППК вводят учащегося в многообразие сфер профессиональной деятельности,
видов деятельности и различных социально-профессиональных ролей (получение ранообразной информации в
процессе наблюдений, пробы сил в рамках практики, осмысление информации, своих впечатлений и т.д.)
Освоение ППК дает учащемуся материал для анализа своих возможностей, намерений и предпочтений. Содержание ППК имеет не столько академическую ценность, сколько предоставляет учащемуся материал для анализа и проектирования своей будущей образовательной траектории.
Слайд 7Предназначение предпрофильных курсов
Следует разделять объективно измеряемые результаты курса (информированность и
опыт, знания, умения) которые оцениваются учителем и результативность курса, отражающую
позицию ученика: «освоение курса подтвердило правильность выбора», «показало, что нужно менять направление поиска», «данная деятельность не соответствует имевшимся ожиданиям» и др.
ППК является единственным предметом выбора учащегося в предпрофильной подготовке. Освоение процедуры ответственного выбора: анализ, определение основания выбора и критериев проходит именно здесь. И плоды своего выбора ученик пожинает тоже здесь. Он обязан полностью пройти выбранный курс и все предусмотренные формы промежуточного и итогового контроля, даже если свой выбор он сочтет неудачным. И получить для своей оценки объективные основания – рефлексия ожидаемых и полученных результатов.
Слайд 8Выводы:
Главная задача ППК – познакомить учащихся с определенным видом деятельности,
дать возможность пронаблюдать или попробовать себя в определенных социально-профессиональных ролях,
связанных с этой деятельностью. Задачи формирования определенных знаний, начальных умений рассматриваются как необходимый ресурс для проведения пробы.
Ведущими результатами освоения ППК являются представления ученика (о выбранной сфере деятельности) и первичный опыт какой-либо деятельности в этой сфере.
Содержание ППК определяется как ориентационное и практико-ориентированное. Определяется тем, насколько оно позволяет учащимся осознать свои предпочтения для будущей деятельности и совершить в дальнейшем ответственный выбор продолжения образования или рода занятий.
Формы реализации содержания обязательно включают наблюдения в процессе экскурсий и практики на рабочих местах (возможно – виртуальных).
Слайд 9Требования к программе
Предпрофильного курса
1. В программе курса должно
быть описано:
место курса в системе видов/сфер деятельности,
целевые установки курса,
содержание тем,
предлагаемых учащимся для освоения,
формы реализации содержания каждой темы.
2. Программа не должна содержать входных требований к подготовленности учащихся, выходящих за рамки обязательного минимума основной школы.
3. Содержание программы вводит учащихся в мир современных профессий через знакомство с неким набором широко очерченных социально-профессиональных ролей.
Слайд 104. Содержание программы включает в себя ориентировочную (теоретическую) часть, которая
позволяет сформировать необходимые для освоения практической части знания и начальные
умения. Причем, освоение этого содержания предполагает использование различных форм учебных занятий: урок, тренинг, беседа со специалистом, экскурсия на рабочие места и др.
5. Содержание программы включает в себя практикум в выбранной сфере деятельности. Формы реализации практикума:
практика на рабочем месте,
экскурсия-практикум,
практикум в модельных условиях (в лаборатории, возможно - виртуальной),
аналитический практикум (сбор и анализ информации, анализ продуктов деятельности, интервьюирование и др.),
деловая игра
и др.
6. Система оценочных процедур результатов освоения курса должна включать оценку следующих параметров: информированность, опыт, знания, умения и позицирование ученика.
См. пример программы предпрофильного курса «Журналистика».
Г.В.Голуб, А.В.Великанова. Предпрофильная подготовка учащихся: Рекомендации по организации и проведению/Под ред. Проф. Е.Я.Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2006. – 160 с.