Слайд 1Проблема
поощрения
и наказания
младших школьников
Слайд 2В педагогике в качестве стимулирования распространены такие компоненты, как поощрение
и наказание.
Слайд 3Проблемой поощрения и наказания
в своих трудах и сочинениях занимались
такие педагоги, как
К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко,
Я. Корчак, В.Я.
Сухомлинский,
Л.Н. Толстой, П.Ф. Каптерев и др.
Слайд 4К.Д. Ушинский
Если мы до сих пор применяем поощрение и наказание,
то это показывает несовершенство нашего искусства воспитания.
Лучше, если воспитатель
добьется того,
что поощрение и наказание станут ненужными.
Слайд 5Детям необходимо, чтобы их хвалили, это повышает их самооценку, стремление
учиться.
Этого можно достигнуть
с помощью метода ПООЩРЕНИЕ.
Слайд 6Поощрение – это признание, положительная оценка поведения или качества ученика
со стороны педагога или коллектива товарищей, которые выражены публично или
в личной форме.
И.Ф. Харламов
Поощрение – положительная оценка действий воспитанников.
И.П. Подласый
Поощрение – метод воспитания направлен на эмоциональное утверждение успешно производимых действий и нравственных поступков человека и стимулирование к новым.
“Педагогическая энциклопедия”
Слайд 8Педагогические требования к поощрению
Поощрение должно быть справедливым.
Поощрять следует не
только совокупность достижений, но и за отдельные реальные успехи.
Необходимо учитывать
возрастные особенности детей.
Необходимо учитывать индивидуальные особенности детей.
Не злоупотреблять и не захваливать.
Использовать различные меры поощрения.
Не следует забывать о тех, кто редко поощряется или не поощряется.
Поощрение должно быть в присутствии детей.
Поощрение должно быть доброжелательным, идти от сердца, от души.
Слайд 9За что не следует хвалить?
За то, что получено от природы.
Из
жалости (дети это чувствуют).
Второй раз за одно и то же
достижение.
За то, что достигнуто не своим трудом.
Из-за желания понравиться.
Слайд 10Награждая хороших,
мы тем самым наказываем дурных.
Д. Дидро
Слайд 11НАКАЗАНИЕ – еще одно средство воспитания.
Изучим его психологические механизмы,
нравственное
применение.
Слайд 12Наказание – метод педагогического воздействия, которое должно предупредить нежелательные поступки,
тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми.
Наказание
– метод разрешения конфликтов, могущих возникнуть на основе противоречий между требованиями педагогов и коллектива, с одной стороны, и поведением отдельных детей – с другой.
Наказание – мера воздействия против совершившего преступления, проступка.
Наказание – метод педагогического воздействия, используемый в условиях конфликтной ситуации и направленный на торможение нежелательных явлений в поведении детей, а также стимулирующий их общественно полезную деятельность путем наложения дополнительных обязанностей, лишения определенных прав или морального порицания.
Наказание – средство педагогического воздействия, используемое в тех случаях, когда ребенок не выполнил установленные требования и нарушил нормы поведения.
Слайд 13Меры наказания, практикующиеся в школе
наложение дополнительных обязанностей,
лишение или ограничение прав,
удовольствий,
выражение морального порицания, осуждения,
оценка и отметка за поведение,
замечание, предупреждение, выговор,
строгий выговор,
отстранение от занятий, перевод в другой класс, отряд,
исключение из общеобразовательного учреждения
Слайд 15Наказание –
очень трудная вещь; оно требует от воспитателя огромного
такта и осторожности.
А.С. Макаренко
Слайд 16Педагогические требования к наказанию
наказание должно быть строго субъективным,
сочетать наказание с
убеждением,
отсутствие поспешности в применении наказания,
применять наказание лишь после того, как
другие методы и средства не дают никаких результатов,
наказание должно быть строго индивидуализировано,
не злоупотреблять наказанием
Слайд 17Детей наказывают стыдом,
а не кнутом.
Русская пословица
Слайд 18Идеальное воспитание – это воспитание
без поощрения и наказания.
Н.К. Крупская