Слайд 1Антропология
Лекция 1.
Введение. Антропология как комплексное учение о человеке
Слайд 2Антропология как наука о человеке
Клиффорд Гирц: Каждый человек рож- дается с
возможностью прожить тысячу жизней, но проживает лишь одну.
„Что такое человек“?
Проблемы:
1.
Соотношения биологических и социокультурных факторов в объяснении феномена человека.
2. Синтез целостного представления о человеке.
3. Объяснение происхождения и филогенетического развития человека
Слайд 3Подразделы антропологии
Философия
Биология
Психология
Социология
Культурология
История
Археология
...
Философская антропология
Физическая, гендерная, возрастная антропология
Социокультурная антропология
Психологическая антропология
...
Слайд 4Цели и задачи курса
Рассмотреть проблемы:
1. происхождения человека и его выделения
из животного мира.
2. развития человеческой психики в филогенезе.
Задачи:
1. Дать сравнительную
характеристику анатомо-морфологического строения человека и человекообразных обезьян
2. Охарактеризовать изменения анатомо-морфологического строения, приведшие к возникновению современного человека
3. Обсудить проблему факторов антропогенеза
4. Рассмотреть этапы эволюции рода Homo и сопоставить им основные культуры палеолита
5. Рассмотреть появление и развитие основных психических и социокультурных феноменов, отличающих человека от животных: языка и речи, сознания, труда, культуры и т.п.
Слайд 5Методы антропологии
Зависят от подраздела:
Палеонтологический
Антропометрический
Антропоскопический
Анатомо-морфологический
Историко-генетический (от греч. „генезис“ - развитие)
Популяционно-генетический (от
греч. „генос“ - происхождение)
Метод пережитков
Слайд 6Палеонтологический метод
Выявление ископаемых промежуточных форм;
Восстановление филогенетических рядов и последовательности ископаемых
форм.
Жорж Кювье
Впервые обнаружил окаменелости, но, будучи сторонником креационизма, предложил „теорию
катастроф“ для объяснения своих находок
Чарльз Лайель
Идея геологических эпох и изменчивости географии земного шара. Впоследствии – периодизация ископаемых, основываясь на представлениях о составе грунта в разные геологические периоды.
Слайд 7Антропометрический и антропоскопический
Антропометрия
Измерение тела и основных его частей для количественной
оценки их изменчивости и дифференциаль-ных особенностей.
Остеометрия
Соматометрия
Краниометрия
Антропоскопия
Качественная описательная характеристика тела и
основных его частей
Пигментация волос/кожи/сетчатки, форма, черты лица (фоторобот) и т.п.
Слайд 8Анатомо-морфологический метод
Принцип „органических корреляций“
Жорж Кювье: „Каждый организм образует единое замкнутое
целое, в котором ни одна из частей не может измениться,
чтоб не изменились при этом и другие“
Изучение особенностей анатомического строения организмов и их изменчивости
Определение видоспецифических норм изменчивости биологических признаков организмов
Определение „близости родства“ организмов, их положения в таксономическом древе
„Реконструкция“ организма по отдельным его признакам (на основе представлений о системности его строения и принципа конвергентного развития)
Слайд 9Историко-генетический метод
Один из основных методов исторического познания – изучение происхождения
и развития исторических событий, анализ причинных связей исторических явлений с
целью воспроизведения реальной не противоречащей фактам истории объекта.
Установление соответствий между культурами, событиями и их материальными свидетельствами
Определение временной последовательности событий, основанное на индуктивных рассуждениях
Слайд 10Популяционно-генетический
Изучение закономерностей распростронения наследственных признаков в популяциях.
Изучение:
Генофонда, частоты генов,
частоты генотипов, частоты фенотипов;
Факторов, влияющих на изменение частот генов (мутационный
процесс, популяционные волны, изоляция, естественный отбор, дрейф генов, эмиграция, иммиграция, инбридинг)
Слайд 11Метод пережитков
Реконструкция исчезнувших явлений по их пережиткам, сохранившимся в современном
обществе
Культурные пережитки – явления, утратившие свое назначение и вытесненные другими
более эффективными культурными изобретениями
Проведение аналогий между нематериальными культурными явлениями, характерными для исчезнувших обществ и существующих малоразвитых обществ на основании фактических общностей их образа жизни и материальных культур
Слайд 12Антропология и зоология
Культура – главное качественное отличие человека от животных.
Естественный
и половой отбор – опосредуются культурой, теряют свое значение как
„двигатели эволюции“ человечества.
На каком этапе развития человека социокультурный фактор становится решающим эволюционном плане?
Критерии „очеловечивания“ – обладание какими качествами позволяет дифференцировать человекообразную обезьяну и человека?
Слайд 13Лекция 2.
Физическая антропология: место человека в животном мире и этапы
антропогенеза
Слайд 14Общее и различное у человека и человекообразных обезьян
Сходства
Анатомо-морфологические
Биохимические и физиологические
Поведенческие и социальные проявления
Психические проявления
Различия
Анатомо-морфологические и биохимические
Связанные с прямохождением
Связанные с
развитием гол. мозга
Связанные с возникновением речи и когнитивным развитием
Связанные с появлением культуры и развитием социальных отношений
Слайд 15Общность анатомического строения
Крупные размеры тела
Отсутствие хвоста
Длинные по отношению к телу
конечности и шея
Плоское лицо и выступающий нос
Фронтальное расположение глазниц
Наличие ключиц
Схожее
строение внутренних органов
Количество, строение и функции зубов, форма жевательной поверхности
Большой размер гол.мозга (в сравнении с др. млекопитающими)
Слайд 16Биохимические сходства
Схожий состав крови – (АВ0 у шинманзе, АВ у
горилл)
Схожие реакции белкового обмена – наличие общих заболеваний, возможность кроссвидового
заражения (ВИЧ, гепатиты, туберкулез, проказа, сифилис и др.)
Схожее строение белков и тканей организма (возможность трансплантации тканей человеку при наименьшем риске отторжения)
Схожие сроки полового созревания и продолжительности беременности
Слайд 17Поведенческие и социальные проявления
Развитые социальные сообщеста со сложной иерархией
Формирование семейных
групп
Существование системы коммуникации
„Когезия“ – стремление состоять в сообществе, потребность нахождения
в группе
Затруднение эмиграции/имиграции – поддержание постоянства референтной группы, неприятие к „чужакам“ того же вида, индивидуальное распознавание „своих“
Слайд 18Психические проявления
Общие эмоции и способы их выражения (базовые эмоции: радость,
гнев, печаль, удивление, страх, отвращение, презрение)
Мышление – наглядно-образное
Доступно инсайтное решение
задач
Восприятие, внимание, память – такие же, как у ребенка до развития соответствующих ВПФ
Развитие морали, в т.ч. понятия справедливости
Слайд 19Анатомо-морфологические различия
Строение скелета и позвоночника:
Два изгиба (кифоз, лордоз)
Увеличение размера позвонков
сверху вниз
Большее сращивание позвоночника и таза в крестцовом отделе
Таз расширен
и уплощен
Уплощенная грудная клетка (а не бочкообразная)
Куполообразная сводчатая стопа (а не хватательная)
Удлиненные по отношению к телу нижние конечности (а не верхние)
«Грацильность» - увеличение отношения рост/вес, утоньшение костей и т.п.
Строение черепа:
Увеличение мозгового отдела черепа по отношению к лицевому
Появление подбородочного выступа
Исчезновение массивных надбровных дуг
«Грацильность» - уменьшее отношения длины/ширины лица
Подковообразная форма нижней челюсти (а не клиновидная)
Исчезновение диастемы между резцами и клыками
Слайд 20Строение скелета человека и человекообразных обезьян
Слайд 21Строение черепа человека и человекообразных обезьян
Слайд 22Строение челюсти человека и шимпанзе
Слайд 23Связанные с прямохождением
Все особенности строения позвоночника, стопы и грудной клетки
Изменение
соотношения длин верхних/нижних конечностей
Выпрямление колена – увеличение угла сгибания/разгибания коленного
сустава
Увеличение массы головного мозга – прямое следствие возникновения прямохождения
Освобождение конечностей – предпосылка развития манипулятивной деятельности, развития мелкой моторики и противопоставления большого пальца остальным 4-м
Слайд 24Связанные с развитием головного мозга
Увеличение массы и объема головного мозга
(до 1300 – 1500 г у современного человека)
Увеличение относительной массы
мозга (коэффициент энцефализации, у человека EQ=8, у шимпанзе EQ=3)
Увеличение площади коры в 3,5 раза, увеличение количества извилин
Увеличение количества горизонтальных нейронных связей (ассоциативных)
Дифференциация лобных и височных долей, развитие специфических для человека зон мозга (например, речевые центры Брока и Вернике)
Возникновение второй сигнальной системы, ВПФ, в т.ч. Речи
Развитие мозга и психических функций – предпосылка и следствие возникновения трудовой деятельности и материальной культуры
Слайд 25Связанные с возникновением речи и когнитивным развитием
Появление понятийного абстрактного мышления
Возникновение
опосредованных знаками и символами психических функций (ВПФ)
Изготовление и использование орудий
труда
Передача опыта – культурные формы, письменность, речевое опосредование
Возможность стратегического планирвоания деятельности – следствие развития лобных долей головного мозга (например, многостадийность технологии производства орудий труда)
Умение «мыслить в логике орудия» - возникновение аффордансов
Слайд 26Аффорданс – специфическая черта человека
Дж. Гибсон.
Аффорданс – «манящее качество воспринимаемых
объектов», свойство объектов, позволяющее производить с ними те или иные
действия – обусловливает взаимодействие человека с техническими устройствами и использование орудий
Слайд 27Связанные с появлением культуры и социума
Сложные формы организации трудовой деятельности
(дифференциация труда, разделение по функции, специализация, коллективные формы труда)
Надиндивидуальный уровень
контроля (религия, культура, закон, традиции, моральные и иные нормативы)
Усложнение социальной иерархии, ее стабилизация культурными средствами
Возникновение религий, мистических верований
Ритуальные действия (в т.ч. Оплакивание умерших, похоронный ритуал)
Слайд 28Причины появления различий
Климатический и географический фактор – вынужденная смена ареала
обитания древних приматов (спуск с крон деревьев в саванны)
Изменение типа
питания – преимущественно травоядные становятся падальщиками и, затем, хищниками
Изменение типа передвижения (брахиация меняется на прямохождение)
Межвидовая борьба с крупными хищниками
Изменения способа жизни запускает эволюционные процессы – интенсивное приспособление путем изменения генетически обусловленных признаков
Слайд 29Семинар 1
Вопросы к обсуждению:
Каковы причины дифференциации рода Homo (что привело)?
Было
ли появление человека случайностью или неотвратимой закономерностью?
Каковы факторы антропогенеза и
минимальные критерии, позволяющие дифференцировать человека от обезьян?
Слайд 31Факторы антропогенеза — специфические причины нарастания различий между популяциями семейства
Гоминид, приведшие к появлению рода Homo.
Эволюционные механизмы:
Естественный и половой отбор,
борьба за существование, изменчивость, наследственность, адаптация, дрейф генов, популяционные волны,
Факторы:
Биологические: прямохождение, освобождение рук, развитие головного мозга
Социальные: труд, общественный образ жизни, речь, мышление
Слайд 32Биологические факторы
Прямохождение → освобождение рук → развитие мозга
Головной мозг человека
Увеличение
массы и объема головного мозга
Увеличение площади коры головного мозга (появление
борозд и извилин)
Развитие неокортекса, появление специфических для человека зон мозга, специализированных на выполнение определенных функций (таких как речь)
Увеличение плотности нейронов, увеличение доли вставочных нейронов
Специфические паттерны организации нейронов в слоях коры мозга (ветвление дендритных окончаний)
Слайд 33Масса и объем головного мозга
Рис. 1. Увеличение объема головного мозга
*
- красный квадрат — современный человек.
Рис. 2. Темпы роста
головного мозга у гоминид
** черн.кружки — мужчины, белые треугольники — женщины, крестики — шимпанзе.
Слайд 34Масса головного мозга
Рис. 3. Темпы роста головного мозга.
* - черный
ромб — неандертальцы, серый треугольник — Homo Sapience (160 тыс.
л. до н.э.); крест — средняя масса и стандартное отклонение
Мозг Homo Sapience — не самый большой в истории рода Homo!
Слайд 35Продолжает ли масса мозга увеличиваться?
Рис. 4. Увеличение массы мозга за
последние 200 тыс. лет.
* - кружки — гейдельбергские люди, ромбы
— неандертальцы, треугольники — сапиенсы, квадрат — современный человек.
Слайд 36Продолжает ли масса мозга увеличиваться?
Рис. 5. Увеличение массы мозга за
последние 35 тыс. лет.
Наблюдается снижение средней массы головного мозга!
Слайд 37Ключевое различие — темпы роста головного мозга
У Homo Sapience созревание
головного мозга продолжается дольше по времени, чем у неандертальцев и
других представителей рода Homo
т. е. эволюционное преимущество было обусловлено увеличением периода пластичности мозга и, соответственно, периода «наиболее эффективного обучения»
Слайд 39Семейство Гоминид
Человек разумный
Неандерталец
Человек Гейдельбергский
Homo antecessor
Человек прямоходящий
Человек умелый
Слайд 40«Недостающее звено»
Проблема:
Не удается найти промежуточное звено в генеалогическом древе
между австралопитеками и первыми Homo!
Причина — существенные качественные отличия австралопитеков
от первых людей:
Объем мозга — 400-500 см2 против > 600 см2
Умение изготавливать и использовать орудия труда
Плавный и округлый череп, схожее расположение борозд и извилин (в т.ч. в зонах Брока и Вернике)
Слайд 41Череп Homo Habilis
Череп Homo Erectus
Череп австралопитека
Слайд 42Череп неандертальца
Череп сапиенса
Слайд 43Культуры палеолита
Олдувай, Ашель, Мустье — «глобальные» культуры, характеризующие типичный образ
жизни и технологии популяций, удаленных друг от друга на зничительные
расстояния
Поздние — многочисленные «региональные» культуры (например, Ориньякская культура)
H. Habilis
H. Erectus, Heidelberg.
H. Neanderthalensis
H. Sapience
Слайд 44Олдувайская культура
Наиболее примитивная культура нижнего палеолита, характерная для Homo Ergaster
и, предположительно, австралопитеки
Период: 2.7 — 1 млн. лет до н.э.
Регион:
Восточная и Южная Африка
Технологии: раскалывание камня пополам без дополнительной обработки
Слайд 46Характерные особенности:
Неразборчивость в выборе пород камня, ориентация на форму по
принципу «удобно лежит в ладони»
Минимальное количество этапов обработки
Отсутствие функциональной специализации
орудий (фактически только «рубила»)
Отсутствие дополнительной обработки кромки орудия
Слайд 47Ашельская культура
Характерна для Человека прямоходящего, гейдельбергского
Период: 1.5 млн — 200
тыс. лет до н.э.
Регион: Африка до 500 тыс. лет назад,
позднее — территория совр. Индии, Европы, Азии
(распространение совпадает с миграцией человека гейдельбергского)
Технологии: появление сложных технологий и индустрий обработки камня.
Слайд 48Ашельская культура
Каплевидные рубила
Слайд 49Характерные особенности:
Подбор горных пород, наиболее подходящих для изготовления орудий
Многоступенчатое производство
Разнообразие
функций и форм орудий (пика, кливер, бифас-рубило)
Усложнение технологии: симметрия орудий,
оббивка края
Изготовление деревянных копий (без наконечников)
Поддержание огня, его использование огня для обогрева и отпугивания животных
Использование шкур животных (поздние этапы)
Слайд 50Культура Мустье
Характерна для неандертальцев
Период: 100 тыс. лет до н.э. –
35-40 тыс. лет до н.э.
Регион: Европа
Технологии: изготовление двухсоставных орудий, использование
заготовок — нуклеосов, использование костяных орудий
Слайд 52Характерные особенности:
Массивные двусоставные копья, каменные топоры
Использование несшивной одежды
Использование костяных инструментов,
красителей, украшений
Усложнение технологии изготовления орудий, большая специализация орудий по функции
Слайд 53Миграции человека гейдельбергского
Человек гейдельбергский
Европы Азии Африки
Ч. Неандертальский Ч. Денисовский Ч.
Разумный
800 тыс лет назад
400 тыс лет назад
Слайд 54Генетическая близость подвидов Homo
Неандертальцы
Кроманьонцы (40-30 тыс. лет назад)
Человек денисовский
До 4%
(Южн. Азия)
2-3% (Кроме коренного населения Африки)
Слайд 55Семинар 2
Вопросы к обсуждению:
1. Изобретения палеолита: чем можно объяснить появление
качественно новых технологий и как они связаны с развитием психики
человека?
2. Почему Человек разумный — единственная сохранившаяся ветвь рода Homo? В чем состояло эволюционные преимущество Человека разумного, позволившее ему пережить неандертальцев?
Слайд 57Вымирание неандертальцев
Причины:
«Биологический» путь эволюции
Культурное и технологическое отставание
Факторы:
Зависимость от мегафауны
Внутривидовая борьба
с Homo Sapience
Гипотезы:
Истребление H.Sapience
Вырождение
Ассимиляция
Слайд 58Истребление
Отсутствие метательных орудий
Несовершенная одежда
Специализация на мегафауне
Неразвитая символическая деятельность
Отсутствие «прорывных технологий»
Слайд 59Истребление
Биологические приспособления для жизни в условиях ледникового периода:
Особенности энергетич. обмена
— большая энергозатратность
Меньшее отношение рост/вес — приземистость, массивность
Особенности строения носовой
полости
Слайд 60Истребление
Технологические новшества H.Sapience
Метательное оружие — стрелы, дротики
Кройка и шитье одежды
костяной иглой
Изобразительное искусство
Использование микролитов
Ловушки для птиц, крючки для рыбной ловли
Слайд 61«Символический взрыв»
Появление современных людей в Европе ~ 50 — 40
тыс. лет назад
Повсеместные свидетельства символической деятельности ~ 40 — 30
тыс. лет назад
Использование красителей: косметика, «ладошки», наскальная живопись, костяные украшения, орнаменты, музыкальные инструменты и многое другое
Слайд 63Штаденский лев, 40 тыс. лет назад
Слайд 64Возникновение речи?
Штаденский лев — пример символического обобщения
Использование косметики и украшений
— наличие Я-образа, высокий уровень развития социума
Искусство — деятельность, не
связанная с выживанием
Ускорение темпов культурного развития
Слайд 65Теории возникновения речь и языка
Теория «жизненных шумов» (Бунак В.В.), «трудовых
выкриков» (Нуаре Л., Бюхер К.), «междометий» (Руссо Ж.), «социального договора»
(Смит А.), «звукоподражание» (Лейбниц)
Слайд 66Еще теории возникновения языка
Музыкальная — единая коммуникативная среда (Mithen)
«Гендерная теория»
(Knight C.) - причина в гендерных взаимоотношениях, сложившихся в обществе
Слайд 67Семинар 3
Вопросы для обсуждения:
Что такое «символический взрыв»?
Какие проявления могут свидетельствовать
о появлении речи, языка и понятийного мышления?
Есть ли «лучшая» теория,
объясняющая возникновение языка и речи?