Слайд 1АО «Государственный накопительный пенсионный фонд «ГНПФ»
Сагат Розалина
Слайд 2Накопительный пенсионный фонд «ГНПФ» - казахстанский государственный пенсионный фонд, созданный
24 сентября 1997 года в ходе проведения пенсионной реформы в
стране. В соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 24 сентября 1997 года №1372 «О создании закрытого акционерного общества «Государственный накопительный пенсионный фонд».
Слайд 3Казахстан стал первой страной на территории СНГ, которая в 1998
году начала планомерный переход к системе накопительного пенсионного обеспечения на
принципах персональных пенсионных отчислений.
Основной целью проведения пенсионной реформы стало построение финансово устойчивой и справедливой системы, учитывающей экономический рост, соразмеряющей трудовой вклад с пенсией через персонифицированный учет пенсионных взносов.
Слайд 4 К тому же накопительная пенсионная система была призвана решить
ряд проблем: смягчить социальную напряженность, постепенно освободить бюджет от бремени
пенсионных выплат, способствовать появлению у граждан заинтересованности зарабатывать много и легально. В результате пенсионной реформы будущие пенсии должны были сохраниться и приумножиться, а экономика получить еще одного институционального инвестора – пенсионные фонды.
Слайд 5В части сохранения пенсионных накоплений государство создало мощный механизм защиты
посредством:
четкого законодательного разграничения функций и установления системы взаимоконтроля между тремя
основными группами участников новой пенсионной системы – накопительными пенсионными фондами, компаниями по управлению пенсионными активами и банками-кастодианами;
законодательного установления пруденциальных нормативов и строгого определения перечня финансовых инструментов для инвестирования пенсионных активов.
Слайд 6Закон Республики Казахстан от 15 декабря 2010 года №363-IV «О
внесении изменений в Закон Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в
Республике Казахстан». Как и при прежней солидарной, так и при накопительной системе пенсионного обеспечения государство оставило за собой право регулирования. Для этого был разработан ныне действующий Закон «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», состоящий из пяти разделов.
Слайд 7В соответствии с Законом граждане имеют право на назначение пенсий:
с
1 января 1998г. – мужчинам по достижении 61 года, женщинам
– 56 лет;
с 1 июля 1998г. – мужчинам по достижении 61.5 года, женщинам – 56.5 лет;
с 1 июля 1999г. – мужчинам по достижении 62 года, женщинам – 57 лет;
с 1 июля 2000г. – мужчинам по достижении 62.5 года, женщинам – 57.5 лет;
с 1 июля 2001г. – мужчинам по достижении 63года, женщинам – 58 лет.
Слайд 8Граждане, проживающие в зонах чрезвычайного и максимального радиационного риска, в
период с 29 августа 1949 года по 5 июля 1963
года имеют право на назначение пенсии:
Мужчинам – по достижении 50 лет при общем стаже работы не менее 25 лет;
Женщинам – по достижении 45 лет при общем стаже не менее 20 лет.
Выплата пенсий будет осуществляться следующим образом: если трудовая деятельность началась после 1 января 1998 года, то по достижении пенсионного возраста будут получать пенсионные выплаты только за счет собственных пенсионных накоплений из своего накопительного пенсионного фонда.
Слайд 9Источник финансирования пенсионных выплат этих категорий, в конечном счете единый
– средства республиканского бюджета.
Помимо основ чилийской системы казахстанская модель восприняла
и адаптировала под свои особенности опыт и других стран, поэтому считается одной из наиболее успешных в мировой практике.
Суть реформы заключается в постепенном отказе от солидарной схемы в пользу накопительной. Переход к накопительной пенсионной системе (НПС) осуществляется планомерно и ожидается, что он будет окончательно завершен в период до 2038–2040 годов.
Слайд 10Пенсионное обеспечение Казахстана в настоящее время представляет собой систему из
трех уровней (пилларов), сочетающих одновременно механизмы солидарной и накопительной систем:
Первый
уровень — это солидарная пенсионная система, унаследованная Казахстаном от СССР после его распада и основанная на «солидарности поколений», в которой источником пенсионных выплат становится государственный бюджет за счет налоговых отчислений работающей части населения и других поступлений. Размер пенсионных выплат определяется трудовым стажем. В настоящее время в рамках этого уровня формируются пенсионные выплаты для тех, чей трудовой стаж на момент выхода на пенсию по состоянию на 1 января 1998 года составляет не менее шести месяцев. (Первый пиллар)
Наряду с солидарной системой создана и развивается накопительная пенсионная система.
Слайд 11Второй уровень — это обязательная накопительная пенсионная система с фиксированным
10-процентным размером пенсионных отчислений от ежемесячного дохода для граждан Казахстана,
иностранцев и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Казахстане. (Второй пиллар)
Третий уровень — накопительная система, основанная на добровольных и добровольных профессиональных пенсионных взносах.
Преобразование отечественной пенсионной системы носит долгосрочный характер: полный переход к накопительной пенсионной системе прогнозируется до 2040 года. (Третий пиллар)
Слайд 12 Казахстанская модель пенсионной системы основополагается на следующих принципах:
предоставление
вкладчикам и получателям права выбора накопительного пенсионного фонда;
обязательное участие в
системе всего работающего населения;
разграничение пенсий и других форм социального обеспечения;
персонифицированный учет пенсионных накоплений вкладчиков, предполагающий;
присвоение социального индивидуального кода каждому, кто имеет право на пенсионное обеспечение, и дальнейшее перечисление пенсионных взносов согласно присвоенному социальному индивидуальному коду вкладчика;
Слайд 13начисление пенсионных взносов и хранение формируемых накоплений на индивидуальных пенсионных
счетах;
гарантия сохранности пенсионных накоплений за счет;
гарантии государством сохранности пенсионных накоплений
в размере фактически внесенных обязательных пенсионных взносов с учетом уровня инфляции на момент выхода вкладчика на пенсию;
обязательного предоставления накопительным пенсионным фондом своему вкладчику либо получателю информации о состоянии его пенсионных накоплений;
Слайд 14государственного регулирования деятельности участников накопительной пенсионной системы (накопительных пенсионных фондов
(НПФ), банков-кастодианов и организаций, осуществляющих инвестиционное управление пенсионными активами (ООИУПА)),
включающего: лицензирование и пруденциальное регулирование НПФ, ООИУПА, банков — кастодианов, мониторинг их деятельности на основе финансовой и статистической отчетности, а также ежегодного аудита годовых финансовых отчетов; введение обязательных для исполнения требований по управлению и диверсификации пенсионных активов;
Слайд 15хранение денег и ценных бумаг в банке-кастодиане, который не может
быть аффилиированным с НПФ либо ООУИПА;
контролирование банком-кастодианом целевого размещения пенсионных
активов;
дифференцированный учет собственных и пенсионных активов в накопительном пенсионом фонде;
невозможность обращения взысканий на пенсионные активы по долгам вкладчика, НПФ, банка-кастодиана и ООУИПА, включая случаи ликвидации или банкротства;
Слайд 16кроме того, в течение всего переходного этапа к накопительной пенсионной
системе государство несёт обязательства перед гражданами, имевшими трудовой стаж до
начала пенсионной реформы, а также гарантирует состоявшимся пенсионерам право на получение пенсий и сохранение их получаемого размера из Государственного центра по выплатам пенсий с учетом уровня инфляции;
накопительная пенсионная система обязывает задействованное в ней население нести самостоятельную ответственность за уровень своего дохода после выхода на пенсию, так как источником пенсионных выплат станут сформированные ими на индивидуальных пенсионных счетах накопления.
кроме того, каждому гражданину предлагается возможность за счет добровольных пенсионных взносов увеличить свои накопления и тем самым обеспечить себе более высокий доход после завершения трудовой деятельности (третий уровень).
Слайд 17Отчисление обязательных пенсионных взносов в период трудовой деятельности отвечает условиям
второго пиллара пенсионной системы и уже обязывает молодое поколение нести
самостоятельную ответственность за уровень своего дохода после выхода на пенсию, так как источником пенсионных выплат станут сформированные ими на индивидуальных пенсионных счетах накопления.
Кроме того, каждому гражданину предлагается возможность за счет добровольных пенсионных взносов увеличить свои накопления и тем самым обеспечить себе более высокий доход после завершения трудовой деятельности (третий пиллар).
Слайд 18Суть накопительной пенсионной системы – это сохранение и преумножение средств
вкладчиков, т.е. инвестиции в реальное производство. Механизм её функционирования заключается
в следующем: работодатели ежемесячно перечисляют в форме обязательных пенсионных взносов 10% от оплаты труда, включая все виды заработной платы, различные премии, доплаты, надбавки. За счет данного источника формируются пенсионные накопления вкладчиков накопительных пенсионных фондов. Вкладчики или их работодатели могут вносить в дополнение к обязательным пенсионным взносам добровольные пенсионные взносы, размер которых не ограничен; они вносятся единовременно или многократно, регулярно или нерегулярно, наличными деньгами или перечисленными.
Слайд 19Особого внимания заслуживает и действующая законодательная база, обеспечивающая надежную сохранность
пенсионных накоплений и функционирование пенсионной системы в целом. Так, государством
принято на себя обязательство по гарантированию сохранности пенсионных накоплений во всех пенсионных фондах с учетом уровня инфляции. Эта гарантия основывается на тех законодательно закрепленных требованиях и ограничениях, которые предназначены для накопительных пенсионных фондов и организаций, осуществляющих инвестиционное управление пенсионными активами: обязательное лицензирование их деятельности; установление пруденциальных нормативов, норм и лимитов, обеспечивающих их финансовую устойчивость; ограничение по сделкам с аффилиированными субъектами; дифференцированный учет собственных и пенсионных активов; обязательное хранение пенсионных активов исключительно в банке-кастодиане.
Слайд 20Кроме того, к настоящему времени пенсионные фонды стали крупными институциональными
инвесторами, оказывающими значительное влияние на развитие казахстанской экономики.
В течение продолжительного
— в масштабе одного десятилетия — периода времени с 1998 по 2002 ГНПФ обладал особым статусом «фонда по умолчанию», который позволял включать в число его вкладчиков всех тех граждан, которые по какой-либо причине самостоятельно не принимали решения по выбору пенсионного фонда.
В 2005 году Фонд сменил свое официальное название с АО «Государственный накопительный пенсионный фонд» на АО «Накопительный пенсионный фонд «ГНПФ», где за аббревиатурой уже прежнее содержание не сохраняется. ГНПФ выполнил возложенную на него историческую миссию по формированию доверия к новой пенсионной системе со стороны населения, созданию основ пенсионного рынка и конкурентной среды.
Слайд 21Сегодня ГНПФ — один из крупнейших пенсионных фондов страны, занимающий
лидирующие позиции по многим ключевым показателям.
Единственным акционером АО «Накопительный Пенсионный
Фонд «ГНПФ» с октября 2011 года является Национальный банк Республики Казахстан (100% акций).
Деятельность, осуществляемая ГНПФ в первую очередь направлена на реализацию потребностей вкладчиков выраженных в обеспечении высокого уровня пенсионного дохода.
Исходя из этого, на данном этапе развития, сформировано предназначение или миссия Фонда. Для успешной реализации своей миссии, Фонд определил свою собственную позицию, которая является продолжением ранее принятого направления.
Слайд 22Ценности, которых придерживается ГНПФ:
Доступность: Разветвленная сеть филиалов и агентских пунктов,
дает возможность представлять пенсионные услуги населению во всех регионах Казахстана.
В целях повышения информированности населения действует «горячая линия», предоставляющая вкладчикам ответы на вопросы пенсионного обеспечения.
Прозрачность: ГНПФ организация, осуществляющая свою деятельность в рамках стандартов корпоративного управления, осуществляющая учет в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, регулярно публикует в средствах массовой информации сведения о своем текущем финансовом состоянии. Фонд открыт для сотрудничества с представителями средств массовой информации, регулярно освещает результаты своей деятельности и комментирует события на пенсионном рынке.
Прогрессивность: Первый казахстанский пенсионный фонд. В числе первых казахстанских организаций ГНПФ получил подтверждение соответствия международным стандартам ISO 9001:2000. Планируется создать и реализовать в своей деятельности программу подготовки менеджеров – финансовых консультантов по планированию пенсионных накоплений.
Слайд 23Основные показатели ГНПФ в динамике
Слайд 24Региональная сеть ГНПФ состоит из 18 филиалов и 117 агентских
пунктов и является одной из самых разветвленных среди накопительных пенсионных
фондов республики.
На среднесрочную перспективу ГНПФ ставит задачу разработать новые подходы в организации работы с вкладчиками, используя передовые для Казахстана технологии планирования и формирования пенсионных накоплений, что позволит обеспечить рост клиентской базы, объемов инвестируемых пенсионных активов, повышению инвестиционного дохода и соответственно повышению капитализации.
Слайд 25Рисунок 3. Структура инвестиционного портфеля ГНПФ, по состоянию на 01.01.2012г.
Слайд 26Собственный капитал накопительного пенсионного фонда образуется за счет:
вкладов учредителей и
акционеров в уставный капитал;
комиссионных вознаграждений;
других источников, предусмотренных законодательством Казахстана.
Слайд 27ГНПФ входит в пятерку лидеров накопительных пенсионных фондов, занимая лидирующие
позиции по многим показателям, таким как число вкладчиков, объем пенсионных
накоплений и выплат.
ГНПФ в своей миссии ставит перед собой цель заботиться «о финансовой состоятельности каждого вкладчика и способствовать повышению культуры пенсионных сбережений, обеспечивать устойчивость накопительной пенсионной системы Казахстана».
Слайд 28В 1998 году Казахстан приступил к реформированию пенсионной системы и
осуществлению постепенного перехода от социального принципа солидарности поколений к принципу
персональных пенсионных сбережений.
В результате проведенной реформы, осуществленной с учетом международного опыта функционирования систем социального обеспечения, в Казахстане
создана и функционирует многоуровневая система пенсионного обеспечения;
на основе устойчивого социально-экономического развития увеличено финансирование пенсионной программы.
Слайд 29Обеспечен неуклонный рост размеров пенсионных выплат. За 14 лет (1998–2012
годы) минимальный размер пенсии увеличился в 11 раз (с 2
440 до 26 211 тенге), средний – в 10 раз (с 3 964 до 38 765 тенге), максимальный – в 7 раз (с 7256 до 56047 тенге);
накоплен практический опыт внедрения и функционирования накопительной системы;
растут пенсионные накопления граждан. Сумма пенсионных накоплений на 1 января 2013 года составила 3183,2 млрд. тенге.
Вместе с тем, средний размер пенсии (с учетом базовой пенсионной выплаты) на 1 января 2013 года составил 41 912 тенге или немногим более 40% среднемесячной заработной платы одного работника (СМЗ) по экономике в целом.
Слайд 30Вместе с тем, средний размер пенсии (с учетом базовой пенсионной
выплаты) на 1 января 2013 года составил 41 912 тенге
или немногим более 40% среднемесячной заработной платы одного работника (СМЗ) по экономике в целом.
Слайд 31Глава государства в Послании народу Казахстана от 27 января 2012
года «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана» и выступлении
на расширенном заседании Правительства РК 23 января 2013 года, поручил Правительству и Национальному банку РК принять меры по дальнейшему развитию накопительной пенсионной системы.
Слайд 32Цели и особенности модернизации пенсионной системы:
Обеспечение соответствия пенсионных выплат
ранее получаемым доходам и растущему уровню жизни в стране;
Обеспечение
финансовой устойчивости системы пенсионного обеспечения (постоянное соответствие текущих доходов и резервов, формируемых за счет пенсионных взносов, а также бюджетных средств и прочих поступлений расходам по выплате пенсий).
Слайд 33Модернизация будет осуществлена при сохранении многоуровневой системы пенсионного обеспечения. Необходимые
и взаимосвязанные изменения будут проведены на базовом уровне, обязательном -
в солидарной и накопительной компонентах, и добровольном.
Ответственные за модернизацию пенсионной системы государственные органы:
Министерство труда и социальной защиты населения РК в части разработки направлений совершенствования пенсионной системы, механизма их реализации, анализа итогов реформирования и корректировки действий, контроля за внедрением новых подходов;
Совет при Президенте РК (представители Правительства, НБ РК, участники финансового рынка и независимые эксперты) - в сфере выработки инвестиционных стратегий и рекомендации по выбору эффективных инструментов для инвестирования;
Национальный банк РК, который будет осуществлять управление и инвестирование пенсионных активов, контроль за реализацией инвестиционных стратегий организациями по управлению пенсионными активами.
Слайд 34В рамках внесенного в Мажилис Парламента РК законопроекта «О пенсионном
обеспечении» предусмотрено создание единого накопительного пенсионного фонда (ЕНПФ) и повышение
эффективности накопительной пенсионной системы.
Основное отличие Единого накопительного пенсионного фонда от действующих пенсионных фондов основа на сравнении организационной структуры ЕНПФ и его функций со статусом ныне существующих частных накопительных фондов.
Единый накопительный пенсионный фонд будет создан в форме акционерного общества на базе АО «ГНПФ». Учредителем и акционером единого накопительного пенсионного фонда явится Правительство Республики Казахстан.
Слайд 35ЕНПФ будет единственной организацией, осуществляющей привлечение обязательных пенсионных взносов, и,
по выбору самих граждан, может аккумулировать добровольные и добровольные профессиональные
пенсионные взносы. Функциями фонда явятся также учет индивидуальных пенсионных счетов вкладчиков и осуществление пенсионных выплат за счет пенсионных накоплений.
Управление пенсионными активами ЕНПФ будет осуществляться Национальным Банком РК на основании договора о доверительном управлении, заключаемого между Национальным Банком РК, и ЕНПФ. При этом инвестиционная стратегия будет вырабатываться Советом по управлению пенсионными активами ЕНПФ (далее – Совет).
Слайд 36Действующие в настоящее время НПФ могут быть преобразованы:
в организации,
управляющие инвестиционным портфелем, (в рамках действующего законодательства о рынке ценных
бумаг) имеющие право участия в тендерах по управлению пенсионными активами, при наличии соответствующей лицензии;
в добровольные накопительные пенсионные фонды, привлекающие добровольные и добровольные профессиональные пенсионные взносы граждан.
Слайд 37ЕНПФ является наилучшим вариантом как для вкладчиков, так и для
правительства. Если доходы ЕНПФ будут ниже, так как он будет
вкладывать в наименее рисковые активы, то в любом случае компенсация будет проведена за счет гарантий (после выхода на пенсию граждане будут получать все, что он внес плюс накопленный уровень инфляции). Если доходность фонда была ниже, чем инфляция, то доплачивает государство.
Слайд 38Повышение пенсионного возраста женщин связано с уменьшением трудового стажа работы
на 1 января 1998 года. Более 12% женщин, обратившихся за
назначением пенсии в 2012 году, уже не имели полного трудового стажа, накопленного на 1 января 1998 года, а к 2018 году полного стажа не будет у всех выходящих на пенсию женщин.
Это означает, что пенсия женщин, выходящих на пенсию после 2018 года, будет включать:
базовую пенсию;
солидарную (трудовую) пенсию из бюджета, соответствующую трудовому стажу до 1 января 1998 года. При этом со временем размер трудовой пенсий может стать ниже устанавливаемого ежегодно минимального размера пенсии из-за неполного трудового стажа;
накопительную пенсию из НПС в относительно небольших размерах, соответствующих пенсионным накоплениям.
Слайд 39В соответствии с мировой практикой и отечественным опытом, который был
реализован с 1996 по 2001 годы, повышение пенсионного возраста предлагается
осуществлять постепенно, в течение 10 лет, увеличивая пенсионный возраст по 6 месяцев ежегодно, начиная с 2018 года.
Новое законодательство пенсионной системы должно принять дополнительные меры для социальной защиты граждан, особенно женщин предпенсионного возраста:
Обеспечить за счет государства дополнительную выплату обязательных пенсионных взносов для работающих женщин в период нахождения в отпусках по рождению и уходу за детьми;
К существующим десяти процентам обязательных пенсионных отчислений граждан ввести дополнительные пять процентов обязательных отчислений от работодателей;
Поэтапно увеличить ставки обязательных профессиональных пенсионных взносов еще на пять процентов.
Слайд 40Основным аспектов является совершенствования регулирования накопительной пенсионной системы:
совершенствование пруденциального регулирования
в части корректировки требований в отношении собственного капитала накопительных пенсионных
фондов и организаций, осуществляющих инвестиционное управление пенсионными активами. В частности, при взвешивании пенсионных активов по степени риска;
усовершенствование методики взимания комиссионного вознаграждения накопительных пенсионных фондов;
введение системы семейных аннуитетов;
усовершенствование пенсионного обеспечения для военнослужащих и работников, занятых на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда.
Слайд 41Один из мероприятий Дорожной карты направлен на разрешение проблем, связанных
с необходимостью повышения эффективности управления пенсионными активами:
расширение перечня ликвидных
и надежных финансовых инструментов, которые бы обращались на внутреннем фондовом рынке;
увеличение числа эмитентов на организованном рынке, в том числе за счет компаний квазегосударственного сектора и компаний, реализующих проекты государственного частного партнерства (ГЧП), а также рассмотрение возможности формирования долгосрочной политики государственного заимствования на внутреннем рынке для построения кривой доходности. Более того, Дорожная карта предусматривает принятие мер стимулирующих организации, являющихся резидентами Казахстана, выстраивать политику заимствования исходя из приоритетов заимствования на отечественном фондовом рынке.