Разделы презентаций


ФЕНОМЕН ДИЗАЙНА: ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДМИТРИЕВА Лариса

Статья посвящена определению сущности дизайна как феномена культуры и как вида профессионально-творческой деятельности. Определяются задачи философского осмысления и направления исследования специфики дизайна в контексте эволюции массовой культуры.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ФЕНОМЕН ДИЗАЙНА: ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ДМИТРИЕВА Лариса Михайловна, доктор философских наук, профессор,

заведующая кафедрой дизайна, рекламы и технологии полиграфического производства.
ПЕНДИКОВА Ирина Геннадьевна,

кандидат философских наук, доцент кафедры дизайна, рекламы и
технологии полиграфического производства.
ФЕНОМЕН ДИЗАЙНА: ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗДМИТРИЕВА Лариса Михайловна, доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой дизайна, рекламы и технологии полиграфического

Слайд 2Статья посвящена определению сущности дизайна как феномена культуры и как

вида профессионально-творческой деятельности. Определяются задачи философского осмысления и направления исследования

специфики дизайна в контексте эволюции массовой культуры.
Статья посвящена определению сущности дизайна как феномена культуры и как вида профессионально-творческой деятельности. Определяются задачи философского осмысления

Слайд 3Дизайн в современном обществе — это один из наиболее востребованных

видов профессиональнотворческой деятельности, охватывающей буквально все сферы как общественного, так

и личного бытия человека. Отношение к дизайну в профессиональном и общественном сознании часто оказывается полярным: от восхищения радикальными достижениями дизайна в области преобразования современного предметного мира и визуальной среды до обеспокоенности агрессивным воздействием дизайна на сознание человека. Однако преувеличить важнейшую роль дизайна в самых разных сферах функционирования общества, практически, невозможно. Полярность мнений по отношению к дизайну объясняется спецификой этого рода профессионально-творческой деятельности, ее мощным воздействием на эмоциональный мир человека в совокупности с прагматической направленностью и рыночным характером, а также недостаточной концептуальной разработанностью дизайна как феномена культуры, что объясняется несколькими причинами.
Дизайн в современном обществе — это один из наиболее востребованных видов профессиональнотворческой деятельности, охватывающей буквально все сферы

Слайд 4Несмотря на то, что существует большой исторический пласт источников, в

которых затрагиваются проблемы теории и практики дизайна, специфика ситуации в

отечественных гуманитарных науках в течение длительного периода объективно не способствовала концептуализации этого понятия в трудах российских исследователей.

Философский анализ и обоснование сущности дизайна невозможно вне культурно-исторического контекста. Формирование и развитие дизайна тесно связано с наступлением эпохи массовой культуры в конце XIX в., «восстанием масс» в 1930-х гг. и, наконец, с преодолением, пусть внешним, противоречий между элитарным и массовым началами культуры в эпоху постмодерна.

Осмысление происходящих в таком темпе изменений в культуре и рефлексия их общего направления оказалась затруднена еще и продолжающейся теоретической разработкой таких философских понятий как элитарное и массовое сознание, постмодернистская парадигма культуры, постмодернистское сознание и т.д.

1

2

3

Несмотря на то, что существует большой исторический пласт источников, в которых затрагиваются проблемы теории и практики дизайна,

Слайд 5Ранее воплощение духовных ценностей в материальных объектах происходило в рамках

художественной деятельности, искусства. Но в искусстве материализовались и осмыслялись ценности

высшего порядка, требующие напряженной духовной работы воспринимающего их «потребителя». В дизайне речь идет о ценностях повседневности.
Ранее воплощение духовных ценностей в материальных объектах происходило в рамках художественной деятельности, искусства. Но в искусстве материализовались

Слайд 6В момент зарождения дизайна в середине XIX в.
важнейшее значение имели

три системных фактора.
1
2
3
В первой половине XIX в. произошел качественный
рост

техники и производства. Рынок впервые был
насыщен товарами потребления, и возникла проблема
сбыта продукции.

В это время происходила постепенная либерализация и демократизация общественной жизни, одним из главных проявлений которой стал рост грамотности населения и качественное расширение каналов коммуникации в культуре.

Дизайну помимо коммерческого всегда был присущ мощный социальный пафос — либеральные
ценности начали внедряться в общественную практику.

В момент зарождения дизайна в середине XIX в.важнейшее значение имели три системных фактора. 123В первой половине XIX

Слайд 7В связи с тем, что существует достаточно большое
количество определений дизайна

как вида профессионально-творческой деятельности, имеет смысл разделить их на несколько

групп в зависимости от акцентирования какой-либо конкретной характеристики или сущностного свойства дизайна. Отметим, что выделенные группы определений не столько противоречат, сколько дополняют друг друга, тем самым создавая наиболее адекватное представление о сущности дизайна.
В связи с тем, что существует достаточно большоеколичество определений дизайна как вида профессионально-творческой деятельности, имеет смысл разделить

Слайд 8Первая группа — это определения на уровне философского обобщения смысла

этого понятия. Пример такого определения: «Дизайн – единение материального и

духовного начал бытия, их гармония». Подобные определения отражают одну из основополагающих философских идей о том, что человеческая культура в каждой исторической точке своего развития разворачивается как процесс единства и борьбы духовного и материального начал бытия.

1

2

3

Вторая группа определений — это утилитарные определения, т.е. имеющие непосредственный практический смысл и применение. Пример такого определения — «дизайн — это художественное проектирование изделий для массового промышленного производства».

Духовная составляющая деятельности дизайнера подчеркивается в третьей группе определений.Пример такого определения — «дизайн — это способность выразить идею какими-либо материальными средствами».

Первая группа — это определения на уровне философского обобщения смысла этого понятия. Пример такого определения: «Дизайн –

Слайд 9Вопреки существующему стереотипу, исторический анализ феномена дизайна позволяет прийти к

выводу, что, в сущности, «классическое», универсальное понимание дизайна как деятельности

по проектированию формы в зависимости от ее функции с самого начала имело самые разные оттенки, а в эпоху постмодернизма и вовсе перестало быть обязательным. Функциональность сегодня — далеко не главный критерий хорошего дизайна.
Вопреки существующему стереотипу, исторический анализ феномена дизайна позволяет прийти к выводу, что, в сущности, «классическое», универсальное понимание

Слайд 10Философский анализ феномена дизайна позволяет прийти к выводу, что дизайн

является мощным инструментом моделирования культуры, который позволяет снять фундаментальную в

контексте парадигмального развития культуры оппозицию элитарного и массового сознания, сгладить обществ-енные противоречия, и даже «придать жизни доброжелательную форму», по выражению выдающегося финского архитектора и дизайнера А. Аалто. Заложенные еще в XIX в. теоретические идеи о том, что существует прямая и обратная связь между предметным миром человека и содержанием его сознания, что позитивные изменения предметной и визуальной среды способны облагородить духовное состояние общества, по-прежнему остаются максимально актуальными для философско-культурологического анализа.
Философский анализ феномена дизайна позволяет прийти к выводу, что дизайн является мощным инструментом моделирования культуры, который позволяет

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика