Разделы презентаций


Учебная дисциплина К.М.01.02 Индивидуализация образовательного процесса

Содержание

Объем дисциплины по видам учебной работы:Всего: 108 часов. Из них:Контактная работа – 18 часов (лекции)Самостоятельная работа – 90 часа Цель освоения дисциплины: формирование компетенций в области психолого-педагогического и организационного обеспечения

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Учебная дисциплина К.М.01.02 Индивидуализация образовательного процесса
Поставнев Владимир Михайлович,
кандидат психологических наук,

доцент

Учебная дисциплина К.М.01.02 Индивидуализация образовательного процессаПоставнев Владимир Михайлович,кандидат психологических наук, доцент

Слайд 2Объем дисциплины по видам учебной работы:
Всего: 108 часов. Из них:
Контактная

работа – 18 часов (лекции)
Самостоятельная работа – 90 часа


Цель освоения

дисциплины: формирование компетенций в области психолого-педагогического и организационного обеспечения деятельности образовательной организации по индивидуализации образовательного процесса, ориентированного на обучающихся разных категорий.
Объем дисциплины по видам учебной работы:Всего: 108 часов. Из них:Контактная работа – 18 часов (лекции)Самостоятельная работа –

Слайд 3БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ:
1. Реферат (анализ научных публикаций
по проблеме индивидуализации
образовательного

процесса)
2. Эссе по проблеме инклюзии

3. Образовательное событие:
Дискуссия по теме

«Инклюзия – возможность или реальность?»(Лубовский В.В. Инклюзия - тупиковый путь для обучения детей с ограниченными возможностями // Специальное образование, 2016. - № 4 - С. 44-87).
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ:
Письменная работа «Инновационные образовательные технологии в индивидуализации образовательного процесса»
(по выбору студента) Например, «перевернутый класс»

Самостоятельная работа

БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ:1. Реферат (анализ научных публикаций по проблеме индивидуализации образовательного процесса)2. Эссе по проблеме инклюзии3. Образовательное событие:

Слайд 4Провести анализ научных публикаций по проблеме
индивидуализации образовательного процесса.
При изучении

разделов дисциплины в ходе
обсуждения выделяются проблемы, требующие
решения для

дальнейшей успешной педагогической работы. Обучающиеся выбирают интересующую их проблему. Среди публикаций, находящихся в открытом доступе на сайте научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU или других виртуальных библиотек студенты находят те, которые позволяют найти решение проблемы. После чего письменно составляют анализ публикаций по проблеме: что и когда было опубликовано, какими авторами, какие пути решения были предложены, насколько они могут быть полезны в педагогической практике студентов.
Письменная работа оформляется в виде связного текста в научном
стиле, имеет вступление, заключение, выводы, список
литературы.

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы

Провести анализ научных публикаций по проблеме индивидуализации образовательного процесса.При изучении разделов дисциплины в ходе обсуждения выделяются проблемы,

Слайд 5Эссе – средство, позволяющее оценить умение
обучающегося письменно излагать суть


поставленной проблемы, самостоятельно
проводить анализ этой проблемы с использованием
концепций

и аналитического инструментария
соответствующей дисциплины, делать выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме.
Примерная тематика эссе:
1. Преимущества и риски применения групповых технологий принятия управленческих решений в образовании.
2. Образовательные потребности современных детей (подростков), их проявления в образовательном процессе.
3. Возможности индивидуализации и дифференциации в оптимизации образовательного процесса.
4. Научные, методические и организационные основания
индивидуализации образовательного процесса.

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы

Эссе – средство, позволяющее оценить умение обучающегося письменно излагать суть поставленной проблемы, самостоятельно проводить анализ этой проблемы

Слайд 6
Подготовка к дискуссии по теме
«Инклюзия – возможность или
реальность?»
Обсуждение

статьи российского
психолога, дефектолога, доктора психологических наук, профессора, действительного члена

АПН СССР (с 1989 г.) Владимира Ивановича Лубовского «Инклюзия – тупиковый путь для обучения детей с ограниченными возможностями».

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы

Подготовка к дискуссии по теме «Инклюзия – возможность или реальность?»Обсуждение статьи российского психолога, дефектолога, доктора психологических наук,

Слайд 7
Проблема индивидуализации в науке
и образовании.
Инновационные образовательные технологии

в индивидуализации образовательного процесса.
Содержание дисциплины, структурированное по разделам:

Проблема индивидуализации в науке  и образовании.Инновационные образовательные технологии в индивидуализации образовательного процесса. Содержание дисциплины, структурированное по

Слайд 81. Проблема индивидуализации в науке и образовании
1.1. Базовые понятия и

положения

1. Проблема индивидуализации в науке и образовании1.1. Базовые понятия и положения

Слайд 9Базовые положения курса
Понятия «индивидуализация», «социализация», и «дифференциация», сложившиеся в психологии

и педагогике, как правило, использовались для описания отдельных сторон развития

и становления человека как личности. В различные исторические эпохи, в различных культурах на первый план выдвигался один из процессов (идеология индивидуализма или коллективизма).
В теории и практике современного отечественного образования получил признание взгляд на социализацию, индивидуализацию и дифференциацию как социально-психологические процессы развития личности, которые разворачиваются в тесном взаимодействии.
Так, благополучная социализация ребенка приводит к закономерному результату: актуализации потребности в обретении уникальности (стремление отличаться от других). В процессе развития происходит дифференциация
психических структур: МЫ становимся сложнее!!!
Базовые положения курсаПонятия «индивидуализация», «социализация», и «дифференциация», сложившиеся в психологии и педагогике, как правило, использовались для описания

Слайд 10Личность развивается через присвоение своей «всесторонней сущности», т. е. создается общественными отношениями, в

которые индивид вступает в своей деятельности (проблема внешней детерминации, обусловливающей

развитие и становление личности).
Обособление – это отстаивание отдельным индивидом своей природной и человеческой сущности, т.е. это стремление выделиться из числа других. Обособление выступает как механизм индивидуализации.
Идентификация – это процесс эмоционального и иного самоотождествления человека с другим человеком, группой, образцом, переживание субъектом своей похожести (тождественности) с желаемым объектом. Поэтому идентификация выступает и как механизм «присвоения» индивидом своей человеческой сущности, и как механизм социализации личности.
Дифференциация – обозначает прогрессирующее дробление, расширение и структурирования психических функций и способов поведения.


Механизмы развития личности

Личность развивается через присвоение своей «всесторонней сущности», т. е. создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей деятельности (проблема

Слайд 11 Фазы становления личности в группе (А.В. Петровскому)
При вхождении в новую

социальную группу происходит приспособление к ней – адаптация, которая предполагает

утрату ребенком своих индивидуальных черт. Ребенок усваивает нормы и правила группы, овладевает групповыми формами и средствами деятельности – социализируется.
Индивидуализация – выходит на первый план, когда все обостряющееся противоречие между достигнутым результатом адаптации – потерей ребенком своей индивидуальности – и стремлением проявить свои индивидуальные особенности становится максимальной. Происходит поиск ребенком способов выражения себя в группе.
Интеграция – ребенок сохраняет лишь те свои индивидуальные черты, которые отвечают потребностям группового развития и собственной потребности сделать «значимый» вклад в жизнь группы. В свою очередь группа воспринимает ценные для нее черты личности, в определенной мере изменяя свои нормы.


Фазы становления личности в группе (А.В. Петровскому) При вхождении в новую социальную группу происходит приспособление к

Слайд 12Сущность социализации
это – «двусторонний процесс, включающий в себя,
с одной

стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду,

систему социальных связей;
с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.
Т.о., происходит и усвоение социального опыта (1-я сторона социализации представляет воздействие среды на человека), и активное преобразование социального опыта в собственные ценности, установки и ориентации (2-я сторона социализации представляет воздействие человека на среду через деятельность – характеризует активность позиции личности).
Человек одновременно выступает как объект и субъект
общественных отношений.
Сущность социализацииэто – «двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения

Слайд 13Индивидуальность как родовое понятие индивидуализации
уникальное, неповторимое своеобразие личности, совокупность только

ей присущих индивидуально-психических особенностей.
Проявляется в специфике темперамента, характера, интересов,

интеллекта, потребностей и способностей.
Предпосылкой формирования служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются, полностью раскрываются в процессе воспитания. 
Индивидуальность как родовое понятие индивидуализацииуникальное, неповторимое своеобразие личности, совокупность только ей присущих индивидуально-психических особенностей. Проявляется в специфике

Слайд 14Отечественные ученые: Н.И. Пирогов, П.Д. Юркевич, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев,

П.Ф. Лесгафт, П.П. Блонский, В.М. Бехтерев
Важность ориентации на индивидуальные особенности

ребенка в процессе обучения.
Впервые о становлении человека в пространстве образования (необходимости удерживать целостное видение человека в процессах образования).
Отечественные ученые: Н.И. Пирогов, П.Д. Юркевич, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт, П.П. Блонский, В.М. БехтеревВажность ориентации

Слайд 15К.К. Платонов
Индивидуальный подход: «Принцип педагогики, подход к человеку с учетом

конкретных индивидуальных его особенностей и индивидуальности в целом».
Личностный подход: «Принцип

психологии, индивидуальный подход к человеку как к личности с пониманием ее как отражающей системы, определяющей все другие психические явления».
К.К. ПлатоновИндивидуальный подход: «Принцип педагогики, подход к человеку с учетом конкретных индивидуальных его особенностей и индивидуальности в

Слайд 16Культурно-историческая теория Л. С. Выготского
Ребенок, родившись, уже задан как

элемент определенной культуры, определенных социальных связей, поскольку он, родившись, уже

является социальным существом, его изначально окружает взрослый, сложно структурированный социальный мир, полноправным членом которого ему еще только предстоит стать.
Природа личности социальна: "В отличие от Пиаже мы полагаем, что развитие идет не к социализации, а к превращению общественных отношений в психические функции".
"не постепенная социализация, вносимая в ребенка извне, но постепенная индивидуализация, возникающая на основе внутренней социальности ребенка, является главным трактом детского развития".

Культурно-историческая теория Л. С. Выготского Ребенок, родившись, уже задан как элемент определенной культуры, определенных социальных связей, поскольку

Слайд 17Становление идей индивидуализации в образовании
Педагогическая концепция «Виннетка план (Winnetka Plan)»

(Карлтон Уосли Уошбёрн) 1922 год.
«Исходя из того, что развитие в

рамках ключевых предметов происходит индивидуально, нужно разрешить каждому ребенку продвигаться в обучении со своей собственной скоростью».
Идея предельной индивидуализации учебного процесса, при котором каждый учащийся занимается по индивидуальному плану. Он подготовил рабочие материалы, которые публиковались и раздавались для самостоятельной работы; применял и коллективные формы занятий (игры, диспуты театральные постановки, музыкальные занятия, составление проектов самоуправления в школе и т.п.), преследовавшие не только учебные, но и воспитательные цели.
Становление идей индивидуализации в образованииПедагогическая концепция «Виннетка план (Winnetka Plan)» (Карлтон Уосли Уошбёрн) 1922 год.«Исходя из того,

Слайд 18Становление идей индивидуализации в образовании
Принципы построения индивидуализированного обучения (Карлтон Уосли

Уошбёрн):
а) разделение материала на отдельные маленькие шаги – «единицы

достижений»
б) применение диагностических тестов, позволяющих определять степень усвоения материала
в) использование наиболее эффективного учебного материала, ориентированного на самостоятельное изучение и самоконтроль
Становление идей индивидуализации в образованииПринципы построения индивидуализированного обучения (Карлтон Уосли Уошбёрн): а) разделение материала на отдельные маленькие

Слайд 19Становление идей индивидуализации в образовании
Индивидуализация обучения (индивидуальный подход в обучении)

добавляется в систему основных дидактических принципов отечественной педагогики в середине

60-х гг. ХХ века.
Е.С. Рабунский: 1) индивидуальный подход к школьникам означает частичное, временное изменение ближайших целей, отдельных сторон содержания, методов и организационных форм учебно-воспитательной работы с учетом индивидуальных особенностей личности ученика для реализации наиболее успешного развития ее социальной типичности и индивидуального своеобразия;
2) индивидуальный подход в учебном процессе представляет собой действенное внимание к каждому ученику, его индивидуальным особенностям в условиях коллективного обучения, предлагает разумное сочетание общеклассных, групповых и индивидуальных занятий для повышения качества обучения и развития каждого ученика.
Т.е. ИО в данном случае - адаптация системы обучения к индивидуальным особенностям учащихся (в основном, в целях предупреждения и преодоления неуспеваемости учащихся).
Становление идей индивидуализации в образованииИндивидуализация обучения (индивидуальный подход в обучении) добавляется в систему основных дидактических принципов отечественной

Слайд 20Становление идей индивидуализации в образовании
«О науке учения и искусстве обучения»

(60-е гг.) Беррис Скиннер
Метод программированного обучения

«Разделение комплексного целевого поведения адресата

на отдельные элементы, каждый из которых отдельно прорабатывается с помощью специальных механизмов до тех пор, пока не будет достигнута цель».
Одной из ключевых идей - адаптация системы обучения к индивидуальным особенностям учащихся. Под индивидуализацией обучения понимали обеспечение различного темпа учебной работы школьников в соответствии с их способностями.

Становление идей индивидуализации в образовании«О науке учения и искусстве обучения» (60-е гг.) Беррис СкиннерМетод программированного обучения«Разделение комплексного

Слайд 21Становление идей индивидуализации в образовании
«Модель школьного обучения» (Дж. Кэрролл, 1963)



Традиционная кривая нормального распределения учебных достижений – ненормальна. Причиной неудачи

является то, что при разных социоэкономических возможностях развития, разных исходных способностях всем детям преподается один и тот же материал и ставятся одинаковые для всех учебная задача и учебная цель в рамках определенного, также равного для всех отрезка времени.
Ни умственное развитие (интеллект), ни способность к обучению не имеют нормального распределения, а лишь его скорость.
Становление идей индивидуализации в образовании«Модель школьного обучения» (Дж. Кэрролл, 1963) Традиционная кривая нормального распределения учебных достижений –

Слайд 22Становление идей индивидуализации в образовании
Mastery – learning (Б. Блум и

соавторы, 1971-1974)
Образование является для нас важной задачей. Мы стараемся,

чтобы дети учились тому, чему мы их учим. Если мы преподаем правильно, то кривая учебных достижений должна сильно отклоняться от кривой нормального распределения. Поэтому нашу работу можно считать безуспешной в том случае, если успеваемость приближается к нормальному распределению и достижениями при обычном и оптимальном обучении
Становление идей индивидуализации в образованииMastery – learning (Б. Блум и соавторы, 1971-1974) Образование является для нас важной

Слайд 23Становление идей индивидуализации в образовании
«Индивидуализация - это организация учебного процесса,

при котором учитываются индивидуальные особенности учащихся; позволяет создать условия для

реализации потенциальных  возможностей каждого ученика» (РПЭ/ Под ред. В.В. Давыдова; 1993)
«Индивидуализация - это учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются»
(Инге Эриховна Унт. Индивидуализация и дифференциация обучения; 1990)
Становление идей индивидуализации в образовании«Индивидуализация - это организация учебного процесса, при котором учитываются индивидуальные особенности учащихся; позволяет

Слайд 24Идеи Тодд Роуз о перспективах реализации принципа индивидуализации
Следствия ориентации образования

и других сфер деятельности на средние показатели, норму, стандарт ведут

к обезличиванию человека.
Принцип: «Будь как все, только лучше» предполагает конкуренцию.
Даже если люди демонстрируют одинаковые показатели по тесту интеллекта, то они различаются, если сравнить их показатели по отдельным шкалам. Средних людей в природе не существует!!!!!
Принципы индивидуальности: неоднородности способностей; вклада контекста в поведение человека и множественности путей развития. Они позволят по-новому оценивать, выбирать и понимать людей. Тодд Роуз.

Роуз, Тодд. Долой среднее! Новый манифест индивидуальности / Тодд Роуз; пер. с англ. И. Ющенко. — 2-е изд., испр. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2018. — 224 с.
Идеи Тодд Роуз о перспективах реализации принципа индивидуализацииСледствия ориентации образования и других сфер деятельности на средние показатели,

Слайд 25 Основные понятия
Индивидуальный подход (в обучении) – принцип педагогики, обеспечивающий

педагогическое воздействие на ребенка, основанное на знании и учете особенностей

его развития и черт его личности.
Индивидуализация обучения – организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся; позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика.
Индивидуальный подход – это принцип обучения
Индивидуализация – осуществление этого принципа
Основные понятияИндивидуальный подход (в обучении) – принцип педагогики, обеспечивающий педагогическое воздействие на ребенка, основанное на знании

Слайд 26Направления индивидуализации обучения в массовом и специальном образовании
Выделение в классе

одаренных детей и ориентация на их познавательные способности и интересы.


Индивидуализация на основе проблемного и программированного обучения.
Индивидуализация – предупреждение и преодоление неуспеваемости школьников с различной степенью школьной готовности, отличающихся индивидуально-типологическими свойствами нервной системы и другими особенностями учебно-познавательной деятельности.
Индивидуализация – помощь и педагогическая поддержка детям, испытывающим трудности в обучении, специалистами смежных областей знаний – психологами, дефектологами, педагогами, нейропсихологами, физиологами.
Направления индивидуализации обучения в массовом и специальном образованииВыделение в классе одаренных детей и ориентация на их познавательные

Слайд 27Индивидуализацию следует рассматривать с разных точек зрения:
1 - про­цесса

обучения;
2 - содержания образования;
3 - построения школь­ной системы.


Первая касается отбора форм, методов и приемов обучения.
Вторая — создания учебных планов, программ, учебной литературы и составления заданий, предъявляемых уча­щимся.
Третья — формирования различных типов школ и клас­сов. (Инге Унт)

Виды индивидуализации

Индивидуализацию следует рассматривать с разных точек зрения: 1 - про­цесса обучения; 2 - содержания образования; 3 -

Слайд 28Индивидуальные особенности, значимые для результативности процесса обучения
Индивидуальные особенности мыслительной деятельности

ученика: экономичность и самостоятельность мышления, гибкость мыслительных процессов (степень приспособления

к изменяющимся условиям задач), смысловая память, характер связи наглядно-образных и отвлеченных компонентов мышления, степень обобщенности.
Особенности личности школьника: интересы, проявления эмоционально-волевой сферы, отношение к своим достижениям и неудачам, к конкретному предмету и пр.
Индивидуальные особенности, значимые для результативности процесса обученияИндивидуальные особенности мыслительной деятельности ученика: экономичность и самостоятельность мышления, гибкость мыслительных

Слайд 291. Личностные установки педагога на:
- «истинность и открытость»;
- «принятие

и доверие»;
- «эмпатическое понимание».
2.Знание предмета и методики его преподавания, а

также «рабочую» теорию личности или педагогическую философию, неразрывно связанную с личностным способом бытия человека. В основе такой педагогической философии лежит убежденность в личностном достоинстве каждого человека, в признании за каждой личностью права на выбор и ответственность за его последствия, права на радости учения как творчества

Психолого-педагогические условия индивидуализации образовательного процесса

1. Личностные установки педагога на: - «истинность и открытость»;- «принятие и доверие»;- «эмпатическое понимание».2.Знание предмета и методики

Слайд 30Персональный темп прохождения учебного материала
Завершённость обучения на каждом его этапе
Рациональное

сочетание коллективных и индивидуальных форм работы учащихся
Подвижный состав учебных групп


Процессуальные условия индивидуализации образовательного процесса

Персональный темп прохождения учебного материалаЗавершённость обучения на каждом его этапеРациональное сочетание коллективных и индивидуальных форм работы учащихсяПодвижный

Слайд 31Разнообразие и вариативность образовательной среды, разнообразие форм взаимоотношений учащихся
Вариативное

построение учебной программы, позволяющей формировать каждому учащемуся свой маршрут обучения,

включая последовательность изучения тем
Дифференциация учебного материала по уровням и способам его освоения учащимися

Содержательные условия индивидуализации образовательного процесса

Разнообразие и вариативность образовательной среды, разнообразие форм взаимоотношений учащихся Вариативное построение учебной программы, позволяющей формировать каждому учащемуся

Слайд 32Сопровождение индивидуализации обучения комплексным мониторингом
Ориентация на достигнутый уровень каждого ученика


Корректно поставленная дидактическая задача
Готовность учителей к осуществлению индивидуализации обучения


Включение учащихся в процедуру совместной с педагогами разработки и реализации индивидуальных образовательных (учебных) маршрутов

Управленческие условия индивидуализации образовательного процесса

Сопровождение индивидуализации обучения комплексным мониторингомОриентация на достигнутый уровень каждого ученика Корректно поставленная дидактическая задача Готовность учителей к

Слайд 33Факторы препятствующие индивидуализации
Наличие общего фронта при организации учебных занятий (классно-урочная

система). В результате, даже владея данными об индивидуальных особенностях учащихся,

учитель испытывает затруднения в их использовании при проведении учебных занятий.
В условиях классно-урочной формы организации учебной деятельности индивидуализация осуществляется преимущественно в процессе самостоятельной работы.
Следовательно, ориентация образования на индивидуализацию обучения требует существенных изменений в организации и технологиях образовательного процесса в школе.

Факторы препятствующие индивидуализацииНаличие общего фронта при организации учебных занятий (классно-урочная система). В результате, даже владея данными об

Слайд 34Формы индивидуализации обучения
Прохождение учебного курса в индивидуально различном темпе, высокая

доля самостоятельной работы, как например в Дальтон-плане
Индивидуальные занятия с одарёнными

детьми по индивидуальному плану
Самоопределение школьника в разнообразии образовательных пространств (учебного, художественно-творческого, игрового, «свободного», трудовой и социальной практики): выбор учителя, содержания, способов работы, темпа и др. (А.Н. Тубельский, М.А. Балабан). Образовательное пространство представлено не только учебным
Индивидуальные маршруты в индивидуальных исследовательских и творческих проектах, т.е. за рамками общих учебных занятий
«Продуктивное» обучение – учёба на основе индивидуального плана; самостоятельный выбор учеником содержания и форм своего образования; групповые, студийного типа занятия и самостоятельное учение на основе собственных интересов
Образование (обучение) по индивидуальным образовательным программам, индивидуальным образовательным маршрутам (ИОП), не предусматривающим жёсткой привязки обучающегося к каким-либо группам
Формы индивидуализации обученияПрохождение учебного курса в индивидуально различном темпе, высокая доля самостоятельной работы, как например в Дальтон-планеИндивидуальные

Слайд 35Индивидуальный учебный план – совокупность учебных предметов (курсов), выбранных для

изучения конкретным учащимся из учебного плана образовательного учреждения.
Индивидуальный образовательный

маршрут – это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении.
Индивидуальная образовательная траектория – конкретный результат и личный смысл освоения содержания образования (часто используют как синоним термина «индивидуальная образовательная программа»).
Индивидуальная образовательная программа – это учет видов образовательной деятельности обучающихся, методов и форм диагностики образовательных результатов, технологий освоения учебного содержания и т.п.

Средства индивидуализации образовательного процесса

Индивидуальный учебный план – совокупность учебных предметов (курсов), выбранных для изучения конкретным учащимся из учебного плана образовательного

Слайд 36Словарь иностранных слов
Маршрут (с фр. ход, движение вперед, путь) –

заранее
намеченный или установленный путь следования,
направление, порядок пути.
Траектория (с лат.

передвижение) - непрерывная
кривая, которую описывает движущаяся частица (или
центр тяжести тела) в пространстве (точнее –
относительно др. тел, принимаемых за неподвижные).
Траектория - линия полета пули или снаряда….

С.И. Ожегов Маршрут - путь следования. Траектория - линия полета снаряда или пули. Траектория - путь движения какого-н. тела или точки.

Словарь иностранных словМаршрут (с фр. ход, движение вперед, путь) – заранеенамеченный или установленный путь следования, направление, порядок

Слайд 37Индивидуальный образовательный маршрут
ИОМ- это интегрированная модель организации образовательного пространства, создаваемого

в целях активизации саморазвития личностных возможностей обучающегося.
Реализованный ИОМ является индивидуальной

образовательной траекторий.
Модель ИОМ обусловлена возрастными особенностями и степенью активности обучающегося, содержанием образования.
ИОМ – средство формирования познавательной компетентности через формулировку и последующую корректировку цели, определение планируемых результатов, разработку шагов по достижению желаемого, оценку промежуточных результатов и корректировку …..

Индивидуальный образовательный маршрутИОМ- это интегрированная модель организации образовательного пространства, создаваемого в целях активизации саморазвития личностных возможностей обучающегося.Реализованный

Слайд 38Этапы разработки ИОМ
Изучение потребностей ребенка и запроса родителей.
Изучение и анализ

возможностей ОО.
Определение условий для реализации ИОМ.
Выбор адаптированной образовательной программы, коррекционно-развивающей

или дополнительной образовательной программы.
Разработка ИОП.
Составление графика выполнения учебных дисциплин (модулей) по неделям с указанием сроков предоставления заданий, рефератов, контрольных срезов, тестирования и т.д.

Этапы разработки ИОМИзучение потребностей ребенка и запроса родителей.Изучение и анализ возможностей ОО.Определение условий для реализации ИОМ.Выбор адаптированной

Слайд 39Индивидуальная образовательная программа (ИОП)
позволяет обеспечить право обучающегося на выбор темпа

достижения личностно значимого результата
Структура ИОП:
пояснительная записка(цели и задачи реализации ИОП,

психолого-педагогическая характеристика обучающегося, продолжительность обучения по ИОП),
планируемые результаты освоения ИОП (личностные, метапредметные, предметные),
система оценки планируемых результатов освоения ИОП,
программы учебных дисциплин,
условия реализации ИОП.


Индивидуальная образовательная программа (ИОП)позволяет обеспечить право обучающегося на выбор темпа достижения личностно значимого результатаСтруктура ИОП:пояснительная записка(цели и

Слайд 40Способы реализации ИОП
Посещение уроков по выбранной теме, дисциплине, модулю в

своем или в другом классе.
Групповое выполнение отдельного модуля.
Самостоятельная деятельность в

сочетании с консультациями.

Способы реализации ИОППосещение уроков по выбранной теме, дисциплине, модулю в своем или в другом классе.Групповое выполнение отдельного

Слайд 41Организация и ход обучения по ИОП обеспечивается тьютором:
Оценивает готовность обучающегося

к переходу на новые формы взаимоотношений.
Планирует и при необходимости корректирует

совместно с обучающимся маршрут.
Организует контакты с различными ОО для практической деятельности обучающегося.
Поддерживает постоянный контакт с родителями обучающегося.
Фиксирует ход продвижения обучающегося по ИОМ.

Организация и ход обучения по ИОП обеспечивается тьютором:Оценивает готовность обучающегося к переходу на новые формы взаимоотношений.Планирует и

Слайд 42Задания к практике
1.Специфика ОО и состояние деятельности по
индивидуализации образовательного

процесса
Перечисление видов деятельности и форм работы ОО по социализации и

индивидуализации в реализации образовательных программ (специальные классы, выделены группы детей с особыми потребностями, дети на индивидуальном обучении, дети на программе адаптации и пр.).
2. Перечень организационно-методических материалов (приказы, распоряжения, образовательные индивидуальные программы, индивидуальные образовательные маршруты и т.д.)

Задания к практике1.Специфика ОО и состояние деятельности по индивидуализации образовательного процессаПеречисление видов деятельности и форм работы ОО

Слайд 43Задания к практике
3. Изучение условий развития деятельности по
индивидуализации и

социализации учебно-воспитательной
работы с обучающимися разных категорий
Как формулируются цели деятельности.
Какие

задачи решаются посредством этой деятельности в ОО.
Как позиционируется эта деятельность субъектами образовательного процесса, а именно, представляется внутри ОО и во вне (повестка педсоветов, тематических недель и методических объединений; участие в профконкурсах, подготовка научно-методических сообщений по этой проблеме и т.д.)
Какие реальные результаты имеются в ОО (результат на выходе, польза для обучающихся)
Как тиражируются результаты внутри ОО, в профессиональном сообществе. Какими средствами тиражируются (доклады, дискуссии, круглые столы, публикации, методические разработки и т.д.)
Задания к практике3. Изучение условий развития деятельности по индивидуализации и социализации учебно-воспитательной работы с обучающимися разных категорийКак

Слайд 44Задания к практике
4. Перспективы развития деятельности по индивидуализации и социализации

учебно-воспитательной работы с обучающимися разных категорий
Вывод о состоянии учебно-воспитательной работы

по социализации и индивидуализации в ОО
(в рамках какой образовательной парадигмы осуществляется эта работа : «неопреденная», «субъект-объектная», «субъект-субъектная».)
Каковы причины сложившейся системы работы в ОО.
Представить свои рекомендации в адрес ОО (2-3 позиции).

Задания к практике4. Перспективы развития деятельности по индивидуализации и социализации учебно-воспитательной работы с обучающимися разных категорийВывод о

Слайд 451.2. Инклюзивное образование в системе индивидуализации образовательного процесса

1.2. Инклюзивное образование в системе индивидуализации образовательного процесса

Слайд 46Доступность качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

- один из основополагающих принципов развития современного образования во всем

мире.
Историки специального образования: становление совместного обучения детей с отклонениями в развитии за рубежом проходило поэтапно, от интегрированного обучения (70-80 гг. XX века) до инклюзивной модели (90 гг. XX века по настоящее время).
На Всемирной конференции (город Саламанка (Испания), июнь 1994 года) по образованию лиц с особыми потребностями под эгидой ЮНЕСКО был провозглашен принцип инклюзивного образования (inclusion – включение).
Инклюзивное образование предусматривает не только активное включение и участие детей с ОВЗ в образовательном процессе, но и перестройку всего процесса массового образования для обеспечения образовательных потребностей всех детей.

Теория и практика инклюзивного образования

Доступность качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - один из основополагающих принципов развития современного

Слайд 47Образование для детей с ОВЗ в России
В России обучение детей

с ОВЗ долгое время осуществлялось по сегрегационной модели. Общественное воспитание

детей с нарушениями в развитии совместно с нормальными детьми происходило в приютах при монастырях и церквах.
В середине XVIII века возникают воспитательные дома, в которых аномальные дети воспитываются в отдельных группах. Разделение детей происходило на основе диагностики нарушения развития.

Образование для детей с ОВЗ в РоссииВ России обучение детей с ОВЗ долгое время осуществлялось по сегрегационной

Слайд 48Интеграция и инклюзия в образовании
Специалисты в области организации отечественного инклюзивного

образования: главное отличие процесса инклюзии от интеграции заключается в гуманизации

образовательного процесса, усилении социальной и воспитательной направленности образования.
Инклюзия выступает не только как образовательная, но и социокультурная технология. Инклюзивное образование направлено на формирование у всех участников образовательной деятельности общечеловеческих ценностей: взаимоуважение; сочувствие, сопереживание; взаимопомощи; общения и др.
Российский опыт инклюзивной практики связан с длительным этапом экспериментального и проектного режима работы образовательных учреждений, адаптации образовательных условий под индивидуальные потребности детей с ОВЗ.
Интеграция и инклюзия в образованииСпециалисты в области организации отечественного инклюзивного образования: главное отличие процесса инклюзии от интеграции

Слайд 49Инклюзивное образование как инновационная образовательная система
Инклюзивное образование является одним из

приоритетных направлений в развитии системы отечественного образования, реализация которого представляет

собой не только отражение времени, но и осуществление права всех детей на получение доступного качественного образования в соответствии со своими психофизиологическими особенностями и возможностями.
Инклюзивное образование рассматривается как социально-педагогический феномен, заключающийся в построении образовательного процесса, при котором ребенок с ОВЗ обучается и взаимодействует в различных видах детской деятельности с нормально развивающимися сверстниками, получает при этом специфическую педагогическую поддержку и коррекционную помощь в соответствии с его особыми образовательными потребностями.


Инклюзивное образование как инновационная образовательная системаИнклюзивное образование является одним из приоритетных направлений в развитии системы отечественного образования,

Слайд 50Междисциплинарный характер методологии построения инклюзивного образования
Методологическую основу инклюзивного образования составляют

положения системно-деятельностного и личностно-ориентированного подходов, предусматривающие:
разнообразие организационных форм образования

и учет индивидуальных особенностей каждого ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья;
создание специальных условий для детей с ОВЗ;
дифференцированный подход при принятии решений о формах воспитания и образования детей с ОВЗ и детей с инвалидностью;
максимальное удовлетворение образовательного запроса родителей (законных представителей);
обеспечение преемственности дошкольного и школьного инклюзивного образования детей с ОВЗ;
системный характер изменений ценностных, организационных и содержательных компонентов инклюзивного образования и
их гуманистическая направленность.

Междисциплинарный характер методологии построения инклюзивного образованияМетодологическую основу инклюзивного образования составляют положения системно-деятельностного и личностно-ориентированного подходов, предусматривающие: разнообразие

Слайд 51Принципы проектирования инклюзивной практики
Принцип индивидуального подхода
Принцип индивидуализации
Принцип социального взаимодействия
Принцип междисциплинарного

подхода
Принцип вариативности процессов обучения и воспитания
Принцип модульной организации образовательных программ
Принцип

партнерского взаимодействия с семьей
Принцип динамического развития образовательной организации
Принцип командной работы

Принципы проектирования инклюзивной практикиПринцип индивидуального подходаПринцип индивидуализацииПринцип социального взаимодействияПринцип междисциплинарного подходаПринцип вариативности процессов обучения и воспитанияПринцип модульной

Слайд 52Структура готовности к реализации инклюзивного образования
Готовность образовательной организации как обеспеченность

ресурсами реализации образовательных программ для детей с ОВЗ и инвалидностью

(ресурсная готовность).
Психолого-педагогическая готовность педагогических работников и родителей обучающихся к включению в систему инклюзивного образования.

Структура готовности к реализации инклюзивного образованияГотовность образовательной организации как обеспеченность ресурсами реализации образовательных программ для детей с

Слайд 53Психолого-педагогическая готовность к реализации инклюзивного образования
При организации инклюзивной практики в

ОО одной из приоритетных задач является формирование профессиональных компетенций:
применять

знания психолого-педагогических закономерностей и особенностей возрастного и личностного развития детей с ОВЗ, находящихся в условиях инклюзивной образовательной среды;
отбирать оптимальные способы организации инклюзивного образования, проектировать учебный процесс для совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием;
применять техники активизации педагогического взаимодействия между субъектами инклюзивного образовательного процесса, ориентированные на ценностное отношение к детям с ОВЗ и инклюзивному образованию в целом;
создавать развивающую среду в условиях инклюзивного образовательного пространства, использовать ресурсы образовательной организации для развития детей различных категорий;
осуществлять профессиональное самообразование в вопросах
инклюзивного образования.
Психолого-педагогическая готовность к реализации инклюзивного образованияПри организации инклюзивной практики в ОО одной из приоритетных задач является формирование

Слайд 54Условия реализации инклюзивного образования
организация постоянного мониторинга состояния инклюзивного образования с

целью контроля управляющих воздействий на развитие системы инклюзивного образования;
формирование функциональной

системы межведомственного взаимодействия организаций образования, здравоохранения, социальной защиты, муниципальных и региональных административных структур, направленной на оказание квалифицированной медицинской, социальной, психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ и их родителям, а также финансово-экономическое, материально-техническое и учебно-методическое сопровождение инклюзивного образования;
разработка системы повышения профессионального уровня (инклюзивной компетентности) педагогов, развивающих практику инклюзивного образования;
разработка нормативно-правовой базы, позволяющей на законодательном уровне закреплять положительные изменения в
инклюзивной практике.
Условия реализации инклюзивного образованияорганизация постоянного мониторинга состояния инклюзивного образования с целью контроля управляющих воздействий на развитие системы

Слайд 55Критерии эффективности инклюзивного образования
Удельный вес детей с ОВЗ и детей-инвалидов,

включенных в систему инклюзивного образования
Удельный вес образовательных организаций, реализующих инклюзивную

практику
Увеличение потребителей образовательных услуг, удовлетворенных качеством инклюзивного образовательного процесса.

Письмо Минобрнауки России от 15 декабря 2015 г. № МОН-П-5178 «О показателях динамики обеспечения образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов»

Критерии эффективности инклюзивного образованияУдельный вес детей с ОВЗ и детей-инвалидов, включенных в систему инклюзивного образованияУдельный вес образовательных

Слайд 56Негативные тенденции в развитии инклюзивного образования (современная инклюзивная практика сохраняет

элементы стихийности)
Происходит форсированное увеличения количества образовательных организаций, приступивших к реализации

инклюзивного образования, при сокращении сети специальных (коррекционных) образовательных организаций, имеющих штат профильных специалистов, богатый практический опыт работы с разными категориями детей с ОВЗ, необходимые информационные, учебно-методические и материально-технические ресурсы.
Наблюдается перенос зарубежных моделей организации инклюзии в отечественную систему образования, формальное включение детей с ОВЗ в образовательные организации общего типа, при отсутствии специальных условий, необходимых для удовлетворения особых образовательных потребностей детей с ОВЗ.

Негативные тенденции в развитии инклюзивного образования (современная инклюзивная практика сохраняет элементы стихийности)Происходит форсированное увеличения количества образовательных организаций,

Слайд 57 Позитивные тенденции в развитии инклюзивного образования выражаются в активном формировании

системы инклюзивного образования в стране:
развитие нормативно-правовой базы, регламентирующей инклюзивные

процессы в образовании;
увеличение образовательных организаций, обладающих ресурсами для реализации инклюзивного образования и действующих в соответствии с потребностями регионов;
разработка и внедрение в инклюзивную практику образовательных организаций мониторинговых программ оценки качественных изменений;
развитие разнообразных форм подготовки педагогов к профессиональной работе в условиях инклюзии;
включение родителей (законных представителей) детей с ОВЗ в инклюзивный процесс как активных его субъектов.

Позитивные тенденции в развитии инклюзивного образования выражаются в активном формировании системы инклюзивного образования в стране:

Слайд 58Мониторинг - ключевая процедура механизма организации инклюзивного образования
Мониторинг инклюзивного образования

позволяет описать, систематизировать и оценить состояние как отдельных процессов, происходящих

в образовательной организации, так и всей образовательной системы в целом.
Соотнесение требований ФГОС с условиями реализации инклюзивного образования и структурой готовности субъектов образовательного процесса к реализации модели инклюзивного образования на основе данных мониторинга позволит создать эффективный механизм организации инклюзивного образования в условиях ФГОС.


Мониторинг - ключевая процедура механизма организации инклюзивного образованияМониторинг инклюзивного образования позволяет описать, систематизировать и оценить состояние как

Слайд 59Разработка и проведение мониторинга инклюзивного образования в ОО
Разработка программы мониторинга
Отбор

или разработка диагностического инструментария мониторинга
Проведение мониторинга инклюзивного образования
Анализ результатов мониторинга

инклюзивного образования
Подготовка предложений по реализации инклюзивного образования в условиях ФГОС


Разработка и проведение мониторинга инклюзивного образования в ООРазработка программы мониторингаОтбор или разработка диагностического инструментария мониторингаПроведение мониторинга инклюзивного

Слайд 60Основания разработки мониторинга инклюзивного образования в ОО
требованиях ФГОС к специальным

условиям реализации инклюзивного образования;
концептуальных положениях модели организации инклюзивного образования;
представлениях о

структуре и содержании готовности субъектов образовательных отношений к реализации инклюзивного образования в условиях ФОС.

Основания разработки мониторинга инклюзивного образования в ООтребованиях ФГОС к специальным условиям реализации инклюзивного образования;концептуальных положениях модели организации

Слайд 61Результаты проведения мониторинга инклюзивного образования в ОО



















Представления и отношение родителей

к совместному образованию детей с ОВЗ и детей, не имеющих

ограничений по состоянию здоровья

Результаты проведения мониторинга инклюзивного образования в ООПредставления и отношение родителей к совместному образованию детей с ОВЗ и

Слайд 62Раздел 2. Инновационные образовательные технологии в индивидуализации образовательного процесса
2.1.

Технология тьюторства в индивидуализации образовательного процесса

Раздел 2. Инновационные образовательные технологии в индивидуализации образовательного процесса 2.1. Технология тьюторства в индивидуализации образовательного процесса

Слайд 632. Инновационные образовательные технологии в индивидуализации образовательного процесса
2.2. Психология

и технология исследовательского обучения

2. Инновационные образовательные технологии в индивидуализации образовательного процесса 2.2. Психология и технология исследовательского обучения

Слайд 642. Инновационные образовательные технологии в индивидуализации образовательного процесса
2.3. Индивидуализация

образовательного процесса одаренных детей и подростков

2. Инновационные образовательные технологии в индивидуализации образовательного процесса 2.3. Индивидуализация образовательного процесса одаренных детей и подростков

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика