Слайд 1Ирина Ремовна Фомина
(курс лекций) 2017
Рождение фундаментального естествознания в Древней Греции
Слайд 2Предыстория
Эгейская цивилизация — общее название цивилизаций бронзового века в 3000—1000 гг. до н. э.
на островах Эгейского моря, Крите, в материковой Греции и Малой
Азии (Анатолия).
Природная катастрофа середины XV в. до н.э. становится причиной упадка Минойской цивилизации, что создало предпосылки для завоевания Крита ахейцами.
В XII в. до н. э. в Грецию вторгается новая племенная группа — дорийцы, гибель микенской государственности, начало греческих тёмных веков и следующего исторического периода.
Слайд 3Аграрная революция неолита, вызвавшая разделение труда и образование древних рабовладельческих
государств, привела к возникновению и развитию отраслевых наук.
Фундаментальные знания
по анатомии, физиологии, экологии накапливались в ходе прикладных изысканий в растениеводстве, животноводстве, медицине и т.д., как результат, но не цель этих изысканий.
Для создания фундаментальной науки не хватало новизны подхода к познанию живой природы – не для пользы, а для самого знания (идея самоценности знаний не была сформулирована именно из-за разделения сфер деятельности в иерархическом государстве).
Исторические предпосылки рождения фундаментального естествознания в Древней Греции:
1) Демократизация общественной жизни
Имущественное расслоение общины привело к массовому разорению земледельцев. На протяжении VII-V вв. до н.э. отмечаются выступления народа (свободных граждан) за отмену долгов, передел земель, создание сводов закона.
Демократическая форма общественного устройства допускала участие граждан в политической жизни, что способствовало повышению значимости образования как такового.
Отсутствие «привилегий рождения» содействовало развитию политики, искусства, спорта, науки.
Слайд 4
2) Использование труда рабов
Использование труда рабов, как и в других
странах средиземноморья, высвобождало свободных граждан из сферы материального производства.
На
уровне общественного сознания это обусловило радикальное неприятие всего, связанного с орудийно-практической деятельностью.
Деятельность ума считалось достойным занятием гражданина и именовалось наукой, производственно-трудовая деятельность, включая прикладные отрасли науки, приличествовала рабу и звалась ремеслом.
Слайд 5
3) Преемственность знаний
Закономерный вопрос: как можно говорить о зарождении фундаментальной
науки там, где присутствует острая неприязнь к прикладным исследованиям и
отрицание эмпирических начал?
Огромный фактический материал был собран в древних государствах, который необходимо было реструктурировать, чтобы определить эти знания в системе мироздания.
Поэтому, в античной Греции происходит формирование аппарата логического рационального обоснования: систематическое доказательство, логическая дедукция, идеализация ...
На этом фоне складывалась наука как доказательное познание.
4) Несмотря на неприязнь к эмпирическим научным изысканиям, становление биологии в Древней Греции шло рука об руку с развитием медицины.
Врачи и одновременно философы Алкмеон и Эмпедокл своими трудами доказывали важность эмпирических начал для проверки теоретических умозаключений.
Они и Гиппократ, в не меньшей степени, чем Гераклит, Демокрит и Платон предопределили рождение крупнейшего греческого философа и ученого - Аристотеля – родоначальника фундаментальной биологии.
Слайд 6Греция, до начала V века до н.э.
В крито-микенском (XXX-XII вв.
до н.э.) периоде биологические знания были примерно на том же
уровне, что и на Востоке (по мнению ряда авторов).
В греческие темные века, описанные в «Илиаде» и «Одиссее» Гомера много упоминаний о домашних животных, целебных и ядовитых растениях, медицинские и анатомические термины.
В VIII—VI вв. до н.э. «архаический» период - в недрах целостной философии природы возникали первые зачатки античной науки.
Слайд 7Милетская школа
Основоположников греческой философии
Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена и
Гераклита
объединяли поиски материального
первоначала, из которого возник мир.
Животные, по
мысли Анаксимандра, родились первоначально из влаги и земли, нагретых солнцем (нет предположений о генетической связи между видами, но гениальна мысль о зарождении жизни в жидкой среде).
В учении Анаксимандра нет и намека на мысль об историческом развитии животного мира. Только в отношении человека он допускал возможность его происхождения от организмов другого вида. Анаксимандр считал, что зародыши первых людей образовались в чреве существ, похожих на рыб. Лишь достигнув возмужалости, они скинули рыбью оболочку и вышли на землю в виде мужчин и женщин.
Анаксимандр автор первой в истории астрономии геоцентрической модели Вселенной с орбитами светил вокруг Земли (модель позволяла понять геометрию движений Солнца, Луны и звёзд).
Анаксимен: душу также отождествлял с воздухом. Учение о всеобщей одушевленности материи было выражено у Анаксимена ярче, чем у других ионийцев.
Фалес Милетский (VII—VI вв. до н. э.) - вода;
Анаксимандр (610—548 до н.э.) - «апейрон» («беспредельное»);
Анаксимен (ок. 588—525 до н.э.) - воздух.
Слайд 8Гераклит Эфесский (544— 483 до н.э.). Его учение не содержит
специальных положений о живой природе, но имеет огромное значение в
истории естествознания - стихийно-диалектический подход к пониманию природы.
Он горячо восставал против кровавых жертв, «грязью которых, люди думают смыть собственную грязь».
Впервые ввел в философию и в науку четкое представление о постоянном изменении. «Все течет, все изменяется…», «Все возникает через борьбу и по необходимости», «Расходящееся сходится, из различия образуется прекраснейшая гармония и все возникает через борьбу».
Постоянное изменение природы представляет вечно повторяющийся, замкнутый круговорот (Идея исторического развития природы – отсутствует).
Материальное первоначало – огонь. «Не богом и не человеком создан этот порядок вещей. Мир был, есть и будет вечно живущее пламя, вечно живой огонь, который самопроизвольно возжигается и угасает».
Гераклит, имел все права на сан «басилевса», но добровольно уступил царскую порфиру младшему брату, ушел от общественных дел, чтобы жить только для науки и отдаваться всецело философским размышлениям (В.В. Лункевич).
Слайд 9Точное знание получило от Гераклита в дар три великих идеи:
идею единства вселенной,
идею вечного движения,
идею закономерности протекающих во вселенной
явлений.
В биологии эти идеи стали основой развития концепций:
единства жизни,
преобразования форм живой природы,
закономерности жизненных явлений.
Слайд 10Пифагорейская школа
Близко к пифагорейцам (числовые закономерности) стоял врач, астроном
и философ Алкмеон Кротонский, конец VI — начало V в.
до н.э. основоположник, анатомии и физиологии в древней Греции.
Алкмеон назвал мозг средоточием ощущений и мышления и уяснил роль нервов, идущих от органов чувств к мозгу. На основе своих физиологических наблюдений он развил обстоятельную теорию ощущений.
Животные обладают только ощущениями, человек же не только ощущает, но и мыслит (Алкмеон).
Учение о равновесии сил в организме: влажного и сухого, теплого и холодного …нарушение ведет к заболеванию.
Слайд 11Греческие философы-натуралисты V век до н.э.
Основы материализма, заложенные ионийскими натурфилософами,
успешно развивали философы-натуралисты с позиций античной атомистической теории, созданной, по
свидетельству Аристотеля, Левкиппом — учителем Демокрита.
В тесной связи с атомистическими представлениями Левкиппа (и, возможно, независимо от него) - учение основателя афинской школы Анаксагора из Клазомен (500—428 до н. э.). Материя состоит из мельчайших частиц «семян» (по Аристотелю, «гомойомерий», т.е. «подобночастных»).
Возникновение жизни — из соединения семян, увлеченных каплями дождя с неба на землю, с семенами, находившимися в земле. При этом во влаге (повторяется мысль Анаксимандра) возникли зародыши, из которых развились живые существа; в дальнейшем последние приобрели способность рождаться друг от друга.
В одном учение Анаксагора уступало системам ионийцев: начало, приводящее частицы в движение, он считал внешним по отношению к материи.
Начало - «нус» (разум), особая тончайшая субстанция, не смешивающаяся с другими и обладающая двигательной и мыслительной способностью.
Он первый предположил, что солнце — шар.
Изгнание из Афин. Смертный приговор был заменен изгнанием. Анаксагор поселился в Лампсаке: «Не я потерял Афины, а афиняне потеряли меня»
Слайд 12Эмпедокл из Агригента, Сицилия (ок. 490—430 до н. э.) -
философ, врач, политический деятель, глава партии демократов.
Его воззрения ближе к
ионийцам. Учение о четырех элементах (стихиях), или «корнях». Огонь, воздух, вода и земля состоят из вечных частиц, которые, вступая в соединение друг с другом в разных количественных соотношениях, образуют под влиянием двух противоположных сил, качественно различные, как неживые, так и живые тела природы. Эти силы — «любовь», соединяющая разнородные частицы, и «вражда», разъединяющая.
Возникновение жизни — вслед за Анаксимандром и Анаксагором — первые живые организмы и их сообщества зародились и существовали в воде, точнее в тинообразной массе.
При этом сначала образовались органы и части тела животных, которые существовали самостоятельно. Затем возникали разного рода уродливые неполноценные существа, и лишь в дальнейшем возникли гармоничные организмы, которые стали размножаться половым путем.
Эмпедоклу приписывают создание учения о четырех темпераментах. Наряду с теоретическими исследованиями занимался медицинской практикой; как врач он - основатель сицилийской школы в медицине.
Слайд 13
Биологические воззрения Эмпедокла о естественном происхождении живых существ были развиты
Демокритом из Абдеры, Фракия (460—370 до н.э.).
Мир состоит из
мельчайших неделимых частиц — атомов, движущихся в пустоте. Они вечны и неизменны; они никогда и никем не были созданы и не могут быть уничтожены.
Движение присуще атомам от природы, и для объяснения его незачем прибегать к находящимся вне материи силам.
Атомы отличаются друг от друга только по своей форме и величине.
Рождение любой вещи есть соединение атомов, а смерть — их разъединение.
Живые существа произошли в тот период развития мира, когда земля, будучи насыщена влагой, вся состояла из мягкого ила. В отдельных деталях (возникновение нежизнеспособных уродов и т.д.) взгляды Демокрита напоминают воззрения Эмпедокла.
Слайд 14
Гиппократ и его школа
Гиппократ (ок. 460-377 до н.э.) родился на
острове Кос, Эгейское море. Принадлежал к роду Асклепиадов — династии
врачей, притязавшей на то, что она ведёт свое происхождение от бога медицины.
Знаменитый храм Асклепион был построен на острове и состоял из трёх уровней. На первом - школа медицины и музей анатомии, на втором - ванны с термальной водой, на третьем - стоял храм.
Первоначальное медицинское образование Гиппократ получил от отца —Гераклида.
Много путешествовал и изучал медицину в разных странах.
В книгах, входящих в состав Гиппократова сборника, (долю участия самого Гиппократа установить трудно) содержится наиболее полный свод знаний греческих врачей того времени, включающий, кроме медицины, анатомию, физиологию и эмбриологию. Этот свод – материалистический по своей сути.
Слайд 15
Последователи Гиппократа окончательно порвали с религией и мистикой в медицине.
Медицина должна основываться не на умозрительных спекуляциях, а на тщательном
наблюдении больных, накоплении и обобщении практического опыта.
Материалистические представления о естественных причинах болезней, где следует различать факторы, исходящие от внешней среды, и индивидуальные (возраст, наследственный образ жизни больного и т. п.).
Важнейший принцип - лечить не болезнь, а больного.
Гиппократ – автор учения о четырех жидкостях тела:
крови, слизи, желтой желчи и черной желчи,
количественное и качественное соотношения которых лежат в основе как нормальных, так и патологических процессов в организме («гуморальная» теория строения организма).
Слайд 16Несмотря на запрет вскрывать трупы, анатомические знания в Греции во
времена Гиппократа поднялись на более высокую ступень, чем в странах
Древнего Востока.
Лучше был известен скелет, в частности, отдельные кости черепа, конечностей, их сочленения и др.
Но сухожилия, по-гречески «нейра», смешивали с нервами и сосудами. Из органов полости живота были известны желудок, кишечник, печень, желчный пузырь, селезенка, почки и др. Однако детальное строение этих органов было не изучено.
В отношении устройства кровеносной системы — нет единой точки зрения. В одной книге – сосуды начинаются в голове, в другой — в печени и селезенке, в третьей — в сердце двумя крупными сосудами — артерией и веной.
Дыхание, осуществляемое посредством легких, служит для охлаждения сердца (эта ошибка утвердилась в медицине на многие века).
Мозг рассматривается то как железа, то как орган, вырабатывающий семя.
Автор одной из книг - гениальная догадка о глубокой связи с мозгом не только мыслительной деятельности, восприятия ощущений, эмоций, сновидений и пр., но и психических заболеваний.
Содержащееся в Гиппократовой книге «О диэте» утверждение о том, что «все члены отделяются в одно и то же время и растут, и ни один не возникает раньше или позже другого» дало повод историку эмбриологии Дж. Нидхэму считать, что в этой фразе «предвосхищена идея преформации».
Автор книги «О семени и о природе ребенка» утверждал, что органы человеческого плода последовательно формируются на протяжении 30—42 дней, и предлагал наблюдать за развитием куриного зародыша путем ежедневного вскрытия одновременно подложенных под наседку яиц.
Слайд 17Платон и Аристотель. Теофраст. IV—III века до н.э.
В IV—III
вв. до н.э. материалистическим идеям Демокрита была противопоставлена идеалистическая система
афинского философа Платона (настоящее имя – Аристокл) (427— 347 до н.э.), в которой мир идей есть цель и вместе с тем причина материального мира.
Жизнь, по мнению Платона, началась с появления человеческого рода (диалог «Тимей»).
Творец мира, «демиург», создал человека - самое совершенное существо, все остальные виды - возникли из людей как несовершенные модификации (В XVIII веке эту идею повторит Жорж-Луи Лекле́рк, граф де Бюффо́н).
Следуя за Алкмеоном Платон придавал особое значение мозгу - местопребыванию высшей, бессмертной части души. Две другие части души имеют смертную природу и расположены в сердце и в области живота (треножник Платона).
Эти воззрения оказали влияние на учение Аристотеля о трех родах душ.
Слайд 18Попытку преодолеть платоновский идеализм предпринял Аристотель (384—322 до н. э.).
Ученик Платона, воспитатель Александра Македонского. Родился в Стагире, греческой колонии,
вблизи Афонской горы.
Отец, потомственный лекарь, врач при дворе Аминта III, царя Македонского. Аристотель рано осиротел. Опекуном его стал Проксен. Под руководством опекуна Аристотель изучал растения и животных, что в будущем развилось в работу «О возникновении животных».
Юношей пришел в Афины, учился в академии Платона. Затем покинул Афины, жил в разных городах М. Азии, где не только учился, но и занимался научными исследованиями, особенно в области биологии. В 335 году, вернувшись в Афины, основал собственный ликей (лицей) — перипатетическую школу.
Был первым ученым, создавшим всестороннюю систему философии, охватившей все сферы человеческого развития — социологию, науку, философию, политику, логику.
Археологический парк на месте Лицея Аристотеля (http://www.votpusk.ru/news.asp?msg=270165&cn=GR)
Слайд 19
Вопросы биологии занимают большое место в творчестве Аристотеля. В 4
больших и 11 малых биологических трактатах с исчерпывающей полнотой охвачен
весь круг знаний того времени об организмах.
В своем творчестве широко пользовался трудами как современных ему греческих философов-натуралистов и врачей, так и предшественников.
В общебиологических представлениях Аристотеля нашел отражение философский дуализм. Во всех телах природы Аристотель различал 2 стороны — материю, обладающую различными возможностями, и форму под влиянием которой реализуется именно данная возможность материи.
Существование души трех родов: душа растительная, питающая, душа чувствующая и, наконец, разум. Растениям свойственна только питающая душа, животным сверх того — чувствующая, человеку кроме двух первых - разум.
Крупнейший из биологических трактатов — «История животных» обширнейший труд по физиологии и экологии. Рассматриваются половые различия у животных, способы размножения, постройка гнезд, откладка яиц, образ жизни и нравы животных, их питание (в частности, откормка домашних животных), места обитания, сезонные миграции, зимняя спячка, линька, забота о потомстве.
Слайд 20В трактате «О частях животных» - однородные части организма, впоследствии
названные тканями, и неоднородные – органы.
Третий «О возникновении животных» посвящен
эмбриологии.
В последнем из четырех больших трактатов «О душе» рассматриваются ощущения, воспринимаемые органами чувств, умственная деятельность, взаимоотношения между душой и телом.
Формально Аристотель не оставил классификации животных, но в его трудах встречаются в достаточном количестве определения, которые можно рассматривать как принципы аристотелевской классификации.
Всех животных он делил на животных с кровью (энайма) и без крови (анайма) (позвоночные, и беспозвоночные современной систематики). Энайма делил на живородящих и яйцеродных.
На основе знаний анатомии и физиологии отделил от рыб китов и дельфинов и поместил их в непосредственном соседстве с млекопитающими. Выделил группу живородящих рыб - акулы и скаты. Описал, что у одной из акул - акулы Галеос - яйца прикрепляются к стенке матки с помощью органа, сходного с последом млекопитающих. Это наблюдение долго считалось ошибочным, пока в середине XIX в. Иоганн Мюллер не подтвердил, что описания Аристотеля были совершенно правильны.
Анайма – подразделял на животных с совершенными яйцами (головоногие, ракообразные), с яйцами особого рода (насекомые, пауки, скорпионы) и на животных, образующихся из генеративной слизи, из почек или возникающих самопроизвольно (моллюски, исключая головоногих, иглокожие и др.).
Слайд 21Интересны попытки Аристотеля выделить естественные группы среди живородящих четвероногих (млекопитающих)
по наличию раздвоенных копыт и резцов только в нижней челюсти
или по признаку однокопытности,
а также установить разделение на хрящевых и прочих (костистых) рыб.
«Лестница природы» Аристотеля - самая ранняя попытка последовательного расположения живых существ по определенной шкале.
Она начинается с неорганических тел и через растения идет к прикрепленным животным — губкам и асцидиям, затем к голотуриям и далее к свободно-подвижным морским организмам. (Эта идея, детализированная и получившая наименование «лестницы существ», играла важную роль в биологии XVIII в).
Имеются сведения, что Аристотель занимался не только зоологией, но и ботаникой, но его ботанические труды не сохранились.
Взгляды и познания Аристотеля о растениях получили развитие в работах его ученика Теофраста (богоречивый, настоящее имя Тиртам) из Эреса, о. Лесбос (370—285 до н.э.).
«История растений» и «Причины растений» - основы классификации и физиологии растений, описано около 500 видов растений. Содержит данные о строении и размножении растений.
Слайд 22
Впервые ввел в употребление термины — плод, околоплодник и сердцевина.
Различал такие способы размножения растений, как самопроизвольное зарождение, зарождение от
семян, от корня, от клубня, от ветви, ствола и черенка.
Описал прорастание семян разных видов растений, отметил места закладки в семени корня и стебля.
Обнаружил различия между однодольными (злаками) и двудольными (бобовыми).
Период эллинизма и Древний Рим.
Период эллинизма - от смерти Александра Македонского до завоевания Греции и Ближнего Востока Римом.
Центром научной мысли сделался Египет, где Птолемей II основал в Александрии библиотеку и музей.
Отметим два имени - ученых врачей - Герофила и Эразистрата.
Слайд 23Герофил (ок. 300 до н.э), внук Аристотеля, ученик врача Праксагора,
жил в Александрии.
Первым стал систематически проводить вскрытия трупов для
изучения анатомии.
Знаменит работами по изучению нервных центров и нервов, причем последние подразделялись им на подчиненные воле и воле неподвластные - «чувствительные» и «двигательные» нервы.
Особенно известны его исследования пульса - он впервые ясно указал, что артерии отчетливо пульсируют, в то время как пульсация вен совершенно отсутствует или едва обнаруживается.
Эразистрат из Иулиды, о. Киос (304 — 250 до н.э.), работал при дворе Селевка Никатора в Антиохии.
Установил различие между большим и малым мозгом (мозжечком) и обратил внимание на извилины мозга, связал их большую сложность у человека с его более развитым интеллектом.
Прошло два тысячелетия, прежде чем догадки Герофила и его последователя Галена утвердились в умах европейских ученых.
Слайд 25Блестящим представителем античного материализма, развивавшим идеи Демокрита, был римский поэт
и философ Лукреций Кар (99—55 до н.э.).
В бессмертной поэме
«О природе вещей» Лукреций утверждал бесконечность вселенной и допускал возможность жизни на других, удаленных от Земли мирах.
Однако его представления о возникновении жизни на Земле наивны: бабочки — это цветки, оторвавшиеся от стеблей и получившие способность летать по воздуху.
Авл Корне́лий Цельс (25 до н.э.— ок. 50 н.э.) – филосов и врач - Цицерон среди врачей. Заложил основы медицинской терминологии. Ввел в хирургию лигатуру для перевязки кровеносных сосудов.
«De medicina» («О медицине») пролежала несколько веков в пыли монастырской библиотеки, извлечена на свет в 1443 году и лишь тогда стала доступной европейской медицине (издана в 1478 году во Флоренции). (http://zelenka.su/geniuses-medicine/228)
На его работы по сельскому хозяйству ссылается Колумелла, но сами работы не сохранились.
Слайд 26Фармакология - Диоскорид (40 г. н.э., грек) странствовал вместе с
армией Нерона.
Его работа «О лекарственных веществах» содержит описание 1,000
медицинских препаратов и 600 растений, разбитых на 4 группы:
благовонные,
пищевые,
медицинские
винодельные.
В Средние века De materia medica была основным источником по ботанике и фармакологии. Многие из названий растений, которые используются сегодня, были даны Диоскоридом.
Современник Диоскорида -римский натуралист Гай Плиний Секунд (23-79 гг.) – государственный деятель, префект римского флота, стоявшего в Мизенской гавани, погиб при извержении Везувия от удушения ядовитыми газами, когда при получении известия о начавшемся извержении сошел на берег.
Многотомный труд «Естественная история».
Хотя произведение Диоскорида и разделяет ботаническую славу Теофраста …всё-таки труд его, как и «Естественная история» Плиния, … может быть рассматриваем только как свод … ботанических истин, известных древним (Брокгауз и Ефрон, статья «Ботаника», А. Антонов).
Слайд 27Люций Юний Модерат Колумелла (4-70 гг. н.э., Кадис, Кадикс, — город
на юго-западе современной. Испании) - трактат «О сельском хозяйстве» -
садоводство, виноделие, выращивание маслин, разведение крупного и мелкого скота, птицы и рыбы, пчеловодство.
Виноделие – описаны 50 наиболее известных сортов винограда (за что его считают первым ампелографом) с указанием их морфологических особенностей; затронуты вопросы биологии виноградной лозы, обрезки кустов, нормы вносимых удобрений, необходимости размножения только продуктивных сортов, специфики районирования и др.; даны рекомендации по приготовлению вин.
Работа «О деревьях» - описаны питомники для плодовых и лесных деревьев.
Колумелла пишет как человек, глубоко обеспокоенный упадком сельского хозяйства Италии, ее зависимостью от привозных продуктов питания.
Слайд 28Клавдий Гален (130—200 гг.), родился в Пергаме, М. Азия, в
34 года стал придворным врачом Марка Аврелия.
Множество трудов по
всем отраслям медицины. Как великий врач, анатом и физиолог, Гален получил всеобщее признание еще при жизни, а его авторитет в вопросах медицины, анатомии и физиологии считался непререкаемым на протяжении полутора тысячелетий.
Он подметил сходство в строении тела человека и обезьяны. Маленькая берберийская обезьянка, Inuus ecaudatus - магот (единственный вид европейских обезьян), послужила основным объектом изучения мышечной системы, костей и суставов.
Исследовал функции нервов спинного мозга и пытался определить способ их действия на дыхание и биение сердца.
Одна из крупных ошибок, долго удерживавшаяся в науке под влиянием его авторитета, - считал, что воздух поступает непосредственно в сердце через дыхательные пути (Вспомним Гиппократовский сборник), а кровь проходит из одного желудочка сердца в другой через отверстие в перегородке между желудочками.
Будучи религиозным (не христианин, но доброжелательный к христианству, называл его «школой Моисея и Христа») развивал мысль - каждый орган человеческого тела создан Богом в наиболее совершенной форме и в предвидении той цели, для достижения которой предназначен.
При его жизни в Риме выпущены монеты с его изображением
Слайд 29Цитаты Галена:
"Вставайте из-за стола слегка голодными, и вы будете всегда
здоровы".
"Кто хочет созерцать создания природы, не должен доверять сочинениям
по анатомии, но должен полагаться на свои глаза, занимаясь анатомированием из любви к науке".
"Хороший врач должен быть философом".
"Без нерва нет ни одной части тела, ни одного движения, называемого произвольным, ни единого чувства".
Спасибо за внимание!