Слайд 1АО «Медицинский университет Астана»
кафедра ортопедической и детской стоматологии
Введение в
курс профилактики. Основные понятия профилактики стоматологических заболеваний.
Слайд 2Дисциплина: Профилактика стоматологических заболеваний
Специальность: 5В130200 «Стоматология»
Курс: 3
Время: 1 час
Лектор: зав.
кафедрой, профессор Еслямгалиева А.М.
лекции:
1. Введение в курс профилактики.
2. Профилактика стоматологических заболеваний.
Слайд 4 «Если бы каждый из нас сполна использовал уже известные эффективные
средства, через одно-два поколения кариес был бы ликвидирован как главная
причина гибели зубов»
Слайд 5 Столетиями зубные врачи занимались иссечением больных тканей,
удалением разрушенных зубов и замещением утраченных тканей зубов.
Современная философия
стоматологии – превентивная: сегодня образованный врач может вовремя распознать ситуацию для риска для зубов, периодонта и прикуса, минимизировать угрозу и ликвидировать проблемы еще на доклиническом уровне.
Слайд 6 Профилактика – это система государственных, гигиенических, медицинских и воспитательных мер,
направленных на обеспечение высокого уровня здоровья и предупреждения болезней.
Слайд 7 Стоматологическая профилактика – комплекс оздоровительных мероприятий, направленных на устранение и
предупреждение патологических изменений в полости рта и окружающих тканях.
Слайд 8 Научной основой стоматологической профилактики является знание факторов риска развития того
или иного заболевания, а также факторов, обеспечивающих естественную и ятрогенную
(рекомендованную или организованную врачом) защиту от повреждений. Этиотропная профилактика, воздействующая на причину болезни, предупреждает ее возникновение в 70-100% случаев; патогенетическая профилактика, воздействующая на отдельные механизмы развития патологии, эффективна в 40-50% случаев.
Слайд 9Разработка этиотропных и патогенетических мероприятий для профилактики стоматологических заболеваний требует
привлечение знаний из самых различных областей медицины: эмбриологии, гистологии, нормальной
и патологической физиологии, патологической анатомии, фармакологии, микробиологии, вирусологии и т.д.
Слайд 10 Направления и методы практическoй профилактической работы формируются в соответствии с
накопленными знаниями.
Для эффективной профилактической работы необходимо решать непростые
организационные вопросы: для кого (адресат), по каким причинам (уровень заболеваемости и рисков), для чего (цели по изменению ситуации), каким образом (конкретные методы, средства и технические условия), кем (исполнитель) и за чей счет (источники финансирования) будет выполняться работа.
Слайд 11 Уровень актуальности тех или иных стоматологических проблем для отдельного
человека (т.е. его потребность в конкретной профилактической помощи) определяется по
результатам клинического обследования, для группы и популяции – на основании эпидемиологических данных.
Цели стоматологической профилактики формулируются в следующих категориях: увеличение числа лиц, полностью свободных от кариеса, патологии периодонта и прикуса, а также снижение степени тяжести патологии (уменьшение среднего количества пораженных кариесом зубов и патологически измененных участков периодонта и т.д.) у людей, стоматологическое здоровье которых сегодня не удается защитить в полной мере.
Слайд 12 В зависимости от того, кто осуществляет и/или получает профилактическую помощь,
выделяют несколько организационных форм профилактики. В отечественной стоматологии принято разделение
мероприятий в соответствии с тем, кто является адресатом помощи:
индивидуальная (предназначена для конкретного пациента, учитывает его здоровье, нужды, риски, возможности выполнения рекомендаций и медицинских манипуляций);
групповая (предназначена для группы, члены которой имеют общие характеристики здоровья и рисков, а также возможность получать профилактическую помощь одновременно);
популяционная (предназначена для населения региона, учитывает уровень стоматологического здоровья популяции, воздействует на общие для всего населения факторы риска, охватывает все население в один период времени).
Слайд 13 Система профилактики – комплекс мероприятий, направленных на предупреждение стоматологических заболеваний,
включающих использование всех изученных методов профилактики по специальной схеме, при
участии служб здравоохранения, просвещения и самих групп населения.
Слайд 14 Из определения профилактики следует, что задачами ее являются:
1) сохранение
здоровья здоровых;
2) предупреждение болезней и травм;
3) предупреждение осложнений и прогрессирования
болезней.
Слайд 15 Законодательством Республики Казахстан предусматривается внедрение профилактической помощи на следующих организационных
уровнях:
- доврачебном;
- на уровне первичной стом. помощи (СВА);
- стоматологические кабинеты в организованных детских коллективах;
- на уровне квалифицированной стоматологической помощи;
- на уровне высококвалифицированной стоматологической помощи.
Слайд 16 Решению задач профилактики способствуют методы первичной, вторичной и третичной профилактики.
Слайд 17 Первичная профилактика – это система государственных, социальных, медицинских и гигиенических
мер, направленных на предотвращение заболеваний путем устранения причин и условий
их возникновения и развития, а также на повышение устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды и бытовой сферы.
Слайд 18Методы первичной профилактики,
основные:
1) рациональный общий
режим
2) рациональное сбалансированное питание
3) рациональная гигиена полости рта
4) активная сан-просвет работа.
Слайд 19Методы первичной профилактики,
вспомогательные:
1) применение
рем. средств в период минерализации эмали;
2) применение лечебно -профилактических средств по показаниям;
3) устранение первичной и вторичной травматической окклюзии;
4) корректирующая гимнастика.
Слайд 20 Вторичная профилактика – мероприятия, направленные на раннее проявление заболевания, предупреждение
рецидивов, прогрессирования процесса и возможных осложнений заболевания.
Методы вторичной профилактики:
1) санация;
2)
диспансеризация.
Слайд 21 Третичная профилактика- это восстановление утраченной функции зубочелюстной системы.
Методы третичной профилактики:
1.Реабилитация
– это система государственных,
социальных, экономических, медицинских, профилактических, педагогических и других мероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, эффективное и раннее возвращение больных и инвалидов к общественно - полезному труду.
Слайд 22Общегосударственная профилактика
Здоровый образ жизни
Охрана материнства и детства
Условия труда и быта
Гигиена
воспитания
Рациональное питание
Экология
F в питьевой воде
Выпуск лечебно-профилактических средств
Слайд 23Одним из наиболее важных профилактических мероприятий является диспансерное наблюдение, которое
включает систему мер по раннему вывлению заболеваний и факторов, способствующих
их развитию – факторов риска. К ним относятся:
-неадекватная гигиена полости рта;
-дефицит фтора в питьевой воде;
-наследственная предрасположенность;
-снижение защитных механизмов организма, как на местном так и общем уровне;
-наличие системных заболеваний.
Слайд 24Важным моментом профилактики является устранение патологических ситуаций в полости рта,
и, прежде всего, полная санация полости рта, предусматривающая не только
лечение зубов, но и удаление зубных отложений.
Слайд 25Рекомендуемая литература
1. Курякина Н.В., Савельева Н.А. Стоматология профилактическая.- Москва,
Медицинская книга, Н. Новгород. Издательство НГМА 2005.- 283 с.
2.
Алдашева М.А. Профилактика основных стоматологических заболеваний у детей.- Алматы, 2004.- 143 с.
3. Кабулбеков А.А. Регионарная профилактика кариеса.- Алматы, 1992.- 110 с.
4. Мукаш Ж.К., Негаметзянов Г.М. Индивидуальная профилактика кариеса зубов у детей. – Алматы, 2003.- 133 с.
5. Пахомов Г.Н. Первичная профилактика в стоматологии.- М., Медицина 1982.- 240 с.
6.Супиев Т.К. и др. Диспансеризация детей у стоматолога в современных условиях (методические рекомендации).- Алматы, 1996.- 18 с.