Слайд 1Тема: Развитие словесно-логического мышления младших школьников на уроках математики
Слайд 2
Цель: выявить и экспериментально проверить педагогические условия развития словесно-логического мышления
младших школьников на уроках математики
Слайд 3Объект: развитие словесно-логического мышления младших школьников.
Предмет: педагогические условия развития
словесно-логического мышления младших школьников на уроках математики.
Слайд 4Гипотеза: развитие словесно-логического мышления младших школьников на уроках математики будет
осуществляться успешно, если учитель:
- учитывает уровень развития словесно-логического мышления младших
школьников;
- обучает логическим приемам анализа и синтеза, сравнения и аналогии, классификации и обобщения и соблюдает этапы их формирования;
- включает задания на применение определений понятий, выполнение действия «подведение под определение», обучение приемам доказательства, ознакомление с высказываниями и логическими связками.
Слайд 5
Задачи: 1) Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития словесно-логического мышления
младших школьников на уроках математики.
2) Определить педагогические условия развития словесно-логического
мышления младших школьников на уроках математики.
3)Выявить уровень развития словесно-логического мышления младших школьников.
4)Составить комплекс заданий по развитию словесно-логического мышления младших школьников на уроках математики и проверить его эффективность развития словесно-логического мышления младших школьников на уроках математики в условиях федерального государственного стандарта нового поколения.
Слайд 6
Методологическая основа исследования:
- теоретические положения Л. С. Выготского по
развитию мышления школьников;
- положения о развитии теоретического мышления в процессе
овладения системой знаний Н. Ф. Талызиной;
- теоретические положения о развитии логико-математических понятий и отношений В. Н. Рудницкой, Н.Ф. Виноградовой.
Слайд 7Методы исследования:
теоретические:
- анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы;
- анализ и обобщение
экспериментальных данных, формулирование выводов и практических рекомендаций по теме исследования;
эмпирические:
-
изучение продуктов учебной деятельности учащихся;
- педагогический эксперимент, содержащий констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента;
интерпретационные:
- количественно-статистический (обработка числовых данных, построение схем, таблиц, гистограмм);
- качественный (дифференциация полученного материала по уровням, группам и т.п.)
Слайд 8Структурные компоненты работы:
Введение
Глава 1. Психолого-педагогические основы развития словесно-логического мышления у
младших школьников
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию словесно-логического мышления младших
школьников на уроках математики
Заключение
Библиографический список
Приложения
Слайд 9Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении педагогических условий развития словесно-логического
мышления младших школьников на уроках математики, в подборе диагностик по
определению уровня развития словесно-логического мышления младших школьников на уроках математики.
Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы исследования могут быть использованы учителями начальных классов в учебном процессе, а также преподавателями и студентами педагогических специальностей вузов.
Слайд 10 Мышление - это процесс обобщенного и опосредованного отражения
действительности в её существенных связях и отношениях.
Мышление –
открытие новых свойств и признаков объекта через включение его в новые связи.
Основная задача мышления заключается в том, чтобы выявить существенные, необходимые связи, основанные на реальных зависимостях, отделив их от случайных совпадений во времени и пространстве.
Выявление связей и отношений между предметами и явлениями осуществляется посредством преобразования и особых умственных операций.
Мышление
Слайд 11Виды мышления
Наглядно-действенное мышление — вид
мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с
ними. Это мышление есть наиболее элементарный вид мышления, возникающий в практической деятельности и являющийся основой для формирования более сложных видов мышления.
Слайд 12Виды мышления
Наглядно-образное мышление — вид
мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. При наглядно-образном мышлении
ситуация преобразуется в плане образа или представления.
Слайд 13Виды мышления
Словесно-логическое мышление - вид
мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. При словесно-логическом
мышлении оперируя логическими понятиями, субъект может познавать существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности. Словесно-логическое (отвлеченное) мышление - вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.
Слайд 14Основные мыслительные операции
Анализ – мыслительная операция расчленения сложного объекта на
составляющие его части или характеристики.
Синтез – мыслительная операция, позволяющая в
едином процессе мысленно переходить от частей к целому.
Сравнение – мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами.
Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.
Абстрагирование – отвлечение – мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечения от других – несущественных.
Конкретизация – это движение мысли от общего к частному.
Слайд 15Опытно-экспериментальная работа, состоящая из 3 этапов:
Констатирующий этап.
Формирующий этап.
Контрольный этап.
Слайд 16Использованные диагностики:
диагностика Э.Ф. Замбацявичене на выявление словесно-логического мышления младших
школьников
диагностика А. З. Зака на выявление уровня развития словесно-логического мышления
младших школьников
Слайд 17Таблица 3 – Уровень развития словесно-логического мышления учащихся экспериментального и
контрольного классов (диагностика Э.Ф. Замбацявичене) (констатирующий этап)
Слайд 18Таблица 6 – Уровень развития словесно-логического мышления учащихся экспериментального и
контрольного классов (диагностика А. З. Зака) (констатирующий этап).
Слайд 19Таблица 9 – Уровень развития словесно-логического мышления учащихся экспериментального и
контрольного классов (диагностика Э.Ф. Замбацявичене) (контрольный этап)
Слайд 20Таблица 12 – Уровень развития словесно-логического мышления учащихся экспериментального и
контрольного классов (диагностика А. З. Зака) ( контрольный этап)