Слайд 1АО «Медицинский Университет Астана»
Кафедра общей гигиены и экологии
Презентация
Тема: Гигиенические основы
физического воспитания и закаливания детей в школах и врачебный контроль
за его организацией. Физиолого-гигиенические принципы трудового воспитания и обучения. Гигиенические требования к его организации.
Выполнила: Шураева А.М., 342 ОМ
Проверил: Жижила С.А.
Астана 2013
Слайд 2План
I. Введение
II. Гигиенические основы физического воспитания и закаливания детей в
школах и врачебный контроль за его организацией.
1. Физическое воспитание и его организация
2. Закаливание воздухом, водой и солнцем
III. Физиолого-гигиенические принципы трудового воспитания и обучения. Гигиенические требования к его организации.
1. Теория функциональных систем П.К. Анохина
2. Изложение основных физиолого-гигиенических принципов
3. Плотность урока
4. Условия для положительного влияния труда на организм школьников
IV. Заключение
V. Список литературы
Слайд 3
Введение
Гигиена детей и подростков как область медицинской науки возникла в середине 19 в., (школьная гигиена),
когда была установлена высокая частота близорукости, сколиоза, неврастении, анемий и других заболеваний среди
школьников. Частота этих заболеваний, получивших название «школьные болезни», нарастала от класса к классу и во многом была обусловлена неудовлетворительной организацией обучения и условиями быта учащихся (недостаточным освещением, плохим воздухообменом, учебными перегрузками и др.). Рекомендации по устранению причин «школьных болезней» легли в основу многих публикаций по школьной гигиене. В советский период школьная гигиена как наука и область практического здравоохранения полностью переросла в гигиену детей и подростков и стала изучать все возрастные группы детского населения, охваченные общественными формами воспитания и обучения. Окончательно гигиеной детей и подростков она стала именоваться с 1954 г. Гигиена детей и подростков как область практического здравоохранения является частью санитарно-эпидемической службы страны. Она носит государственный характер, строит всю свою деятельность на основе научных разработок, отличается единством структуры управления и привлекает к активному участию в санитарно-профилактической работе и пропаганде гигиенических знаний общественные организации, медработников и население.
Слайд 4Гигиенические основы физического воспитания и закаливания детей в школах и
врачебный контроль за его организацией.
Физическое воспитание — одно из
важнейших направлений деятельности школы. В процессе физического воспитания учащихся укрепляется их здоровье, развиваются их физические способности, расширяются функциональные возможности организма, формируются двигательные навыки, а также нравственные и волевые качества: патриотизм, интернационализм, смелость, решительность, упорство и целеустремленность.
В настоящее время гигиеническое значение физических упражнений и рационального двигательного режима для школьников еще более возрастает. Это связано с современными условиями жизни, которые обусловливают значительное снижение объема двигательной активности учащихся, что отрицательно сказывается на состоянии их здоровья и физическом развитии.
Слайд 5Основным организационно-методическим принципом осуществления физического воспитания является дифференцированное применение различных средств
физической культуры в школе. При этом учитываются возрастные и половые особенности,
состояние здоровья, степень физического развития и уровень физической подготовленности школьников.
Важное гигиеническое значение имеет постоянный медицинский контроль за процессом физического воспитания детей и подростков. Общее руководство организацией врачебного контроля за здоровьем школьников, занимающихся физической культурой и спортом как в школе, так и вне ее, осуществляется органами здравоохранения. Медицинский персонал в школе содействует полноценному использованию средств физической культуры и спорта в интересах укрепления здоровья учащихся, их физического развития и повышения физической подготовленности; участвует в организации, физкультурно-оздоровительных мероприятий, контролирует их проведение.
Слайд 6Учащиеся общеобразовательных, средних специальных и высших учебных заведений, школ профессионально-технического
обучения и других учебных заведений, занимающиеся по государственным программам физического
воспитания, проходят медицинское обследование по установленной форме не реже одного раза в учебном году у врачей, обслуживающих указанные учебные заведения. На основании данных о состоянии здоровья и физическом развитии они распределяются для занятий физическими упражнениями по медицинским группам — основной, подготовительной, специальной.
Организация физического воспитания школьников представляет систему следующих взаимосвязанных форм: уроки и факультативные занятия по физической культуре и спорту; физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме школьного дня; внеклассная спортивно-массовая работа в школе; внешкольная спортивно-массовая работа.
Уроки физической культуры — основная форма физического воспитания в школе. Их содержание для всех школ определяется государственными программами. В процессе уроков физической культуры наряду с образовательными и воспитательными решаются оздоровительные задачи.
Слайд 7По возможности уроки физической культуры следует проводить на открытом воздухе.
Такие занятия дают большой оздоровительный эффект: укрепляют здоровье, повышают закаленность
школьников. Готовясь к проведению уроков на открытом воздухе, учитель должен учитывать состояние погоды и подготовить к этому ребят, у которых должна быть соответствующая одежда и обувь.
Кроме того, предусмотрены факультативные занятия по физической культуре и спорту.
Физкультурно-оздоровительные мероприятия имеют важное гигиеническое значение и являются составной частью режима школьника. К основным физкультурно-оздоровительным мероприятиям относятся утренняя гигиеническая гимнастика, гимнастика до уроков, физкультурные минутки на уроках, физкультурные паузы, подвижные игры и физические упражнения на переменах, прогулки и экскурсии, закаливание.
Школьники должны ежедневно выполнять утреннюю гигиеническую гимнастику (зарядку), оказывающую оздоровительное воздействие и ускоряющую переход организма от сна к бодрствованию. Комплексы упражнений зарядки составляются в соответствии с возрастом и уровнем подготовленности учащихся.
Слайд 8Школьная гимнастика до уроков проводится ежедневно для первой и второй
смен. Она способствует лучшей организации учебного дня, повышению дисциплины и
более быстрому включению школьников в учебный процесс. Вместе с тем гимнастика повышает работоспособность учеников. Комплексы гимнастики разучиваются предварительно на уроках физической культуры. Гимнастику по возможности следует проводить на открытом воздухе. Если занятия проходят в помещении: спортивном и актовом залах, коридорах, классных комнатах, его следует предварительно проветрить. Гимнастика проводится при открытых окнах (фрамугах, форточках), желательно под музыкальное сопровождение.
Физкультурные минутки рекомендуется проводить на уроке для предупреждения утомления и повышения работоспособности школьников. Они обычно включают 3—5 упражнений, каждое из которых повторяется 4—6 раз. Физкультурные минутки желательно проводить в первой смене на 3-м и 4-м уроках, а во второй смене — на 2-м и 3-м уроках. При сильном утомлении их можно включать в каждый урок за 15—20 мин до его окончания.
Слайд 9При подготовке домашних заданий учащимся рекомендуется также делать физкультурные паузы.
Комплексы упражнений для зарядки, гимнастики перед уроками и физкультурных минуток
необходимо время от времени изменять.
Подвижные игры и физические упражнения на переменах способствуют лучшему отдыху учеников, повышают работоспособность. Лучше всего их проводить на открытом воздухе. В холодную погоду ученики должны надевать головные уборы, шарфы и спортивные куртки. При температуре воздуха ниже -10°С занятия проводятся в предварительно проветренном спортивном или актовом зале при открытых окнах или фрамугах.
Учащиеся должны чаще бывать на открытом воздухе, играть в подвижные и спортивные игры, заниматься разнообразными физическими упражнениями, ходить на лыжах, кататься на коньках, плавать и др. Хороший оздоровительный эффект оказывают различные виды трудовой деятельности: посадка деревьев, оборудование спортивных площадок, сельскохозяйственные работы и др. Обязательным условием при этом являются соответствующие погодным условиям одежда и обувь школьников.
Прогулки, экскурсии и походы имеют важное оздоровительное значение, так как оказывают хороший закаливающий эффект и способствуют физическому развитию и совершенствованию различных двигательных качеств, а также выносливости.
Слайд 10Закаливание — неотъемлемая часть режима школьника. При его проведении следует
руководствоваться основными положениями о закаливании. Наряду с этим нужно обязательно
учитывать возрастные особенности детского организма, и в первую очередь несовершенство его терморегуляционного аппарата. Чем ниже возраст школьника, тем ярче выражена эта особенность. Школьники могут применять те же закаливающие процедуры, что и взрослые, изменяя лишь их дозировку.
Закаливание воздухом рекомендуется начинать при температуре не ниже 18—20 °С. Продолжительность первых воздушных ванн — 5—10 мин (с последующим увеличением до 30 мин). В дальнейшем температуру снижают, но не менее чем до 12 °С при продолжительности процедуры до 10 мин. Во время воздушных ванн можно выполнять различные физические упражнения.
В процессе закаливания водой применяются основные формы водных процедур в такой последовательности: обтирания, обливания, душ, купания.
Слайд 11Обтирания проводятся при температуре воздуха 15— 16°С. Начальная температура воды
— 33—^34°С, затем ее постепенно (через 3—4 дня) снижают на
1—2°и доводят до 15—18°С, но не ниже. Продолжительность обтираний (с растиранием тела) — 3—4 мин. Обливания выполняются в тех же условиях с постепенным снижением температуры воды до 19—20 °С; продолжительность процедуры — 2 мин. Холодный душ (не ниже 20 °С) рекомендуется лишь школьникам старшего возраста; продолжительность процедуры — не более 1 мин.
Купание в открытых водоемах — один из лучших видов закаливания школьников. Его начинают при температуре воды не менее 22 °С, а воздуха — 24 °С. Время купания постепенно увеличивают с 5 до 15 мин для детей младшего возраста и до 20—25 мин для старших школьников. Купания прекращают при температуре воды 16 °С и воздуха 17 °С.
Слайд 12Закаливание солнцем имеет важное оздоровительное значение, так как солнечный свет необходим
для правильного развития детей и подростков. Однако избыток солнечных лучей
особенно неблагоприятно отражается на детском организме. Поэтому рекомендации по разумному использованию солнечных лучей следует обязательно выполнять. Продолжительность первых воздушно-солнечных ванн может быть 4—5 мин, затем время пребывания на солнце детей среднего и старшего возраста постепенно увеличивают до 50—60 мин. Через 30 мин солнечного облучения необходимы перерывы на 10—15 мин для отдыха в тени. Во время солнечных ванн обязательно нужно надевать легкий головной убор.
Важное профилактическое значение имеет облучение детей и подростков с помощью искусственных источников ультрафиолетовой радиации. Оно проводится в осенне-зимний период для ликвидации «светового голодания». Ультрафиолетовые облучения особенно полезны школьникам, проживающим в северных районах, из-за недостатка солнечной радиации.
Большое гигиеническое значение имеет физическое воспитание в семье. Родители обязаны воспитывать у детей привычку к регулярным занятиям физическими упражнениями и поощрять разнообразные подвижные и спортивные игры, особенно на открытом воздухе, постоянно и активно содействовать выполнению ими установленного распорядка дня, правил личной гигиены и закаливания.
Слайд 14Физиолого-гигиенические принципы трудового воспитания и обучения. Гигиенические требования к его
организации.
Наиболее эффективно, с меньшей физиологической стоимостью формирование функциональной системы
трудовой деятельности детей и подростков осуществляется при соблюдении ряда гигиенических требований к содержанию, формам и условиям трудового воспитания, обучения и профессионального образования учащихся. К ним относятся следующие физиолого-гигиенические принципы:
• системность в организации и проведении трудового обучения;
• соответствие характера трудовой деятельности и ее построения возрастно-половым особенностям и состоянию здоровья учащихся;
• постепенное увеличение физических и других видов нагрузок, оказывающее тренирующее воздействие на организм;
• рациональный режим трудового обучения;
• благоприятные санитарно-гигиенические условия трудовой деятельности, безопасные для здоровья.
Слайд 15В соответствии с теорией функциональных систем П.К. Анохина, прежде всего
необходима системность в организации и проведении трудового обучения и воспитания. Построение оптимальной
функциональной системы трудовой деятельности учащегося невозможно без правильного формирования, воспитания потребностей, в первую очередь потребности в труде. Это должно осуществляться задолго до прихода учащихся в учебные мастерские. Подросткам необходимо дать понятия и о полезном, в том числе и лично для них, результате трудовой деятельности, самом процессе трудового обучения. Без этого невозможен эффективный афферентный синтез. Дети должны своевременно получить информацию о физиологических сдвигах в организме, которые происходят в процессе работы, признаках утомления и переутомления. Это позволит им более эффективно корригировать свою деятельность в процессе труда, уметь вовремя снизить нагрузки, а в случае необходимости прекратить работу.
Слайд 16Оптимальному формированию у школьников функциональной системы трудовой деятельности способствует один
из ведущих физиолого-гигиенических принципов организации трудового обучения - принцип постепенного увеличения
физических нагрузок и усложнения трудовых операций.
Для реализации принципа «постепенности» при составлении программ обучения большое внимание уделяется правильному выбору материала, с которым придется работать школьникам. Величина физических усилий во многом определяется свойствами обрабатываемого материала, в частности, сопротивляемостью на сжатие и растяжение. Исходя из этого все материалы, которые могут быть использованы в условиях школы, располагаются в следующем порядке: бумага - ткань - картон - глина - пластилин - проволока - фанера - дерево - металл (жесть и мягкое железо).
Для учащихся начальной школы, обладающих меньшими физическим возможностями, предусматриваются относительно простые операции с материалами, легко поддающимися обработке (бумага, ткань, картон, пластилин, проволока). Трудовые операции направлены в основном на развитие тонкой координации движений и укрепление мелких мышц кисти (склеивание, вырезание, лепка и т.д.). Это во многом помогает детям осваивать трудный для этого возраста навык письма.
Слайд 17В возрасте 10-12 лет (5-7-е классы) учащиеся получают более основательную общетрудовую
подготовку. Они приобретают знания и умения по обработке металла, дерева
и других материалов; знакомятся с основами электротехники, металловедения, графической грамотой; изготовляют несложные полезные изделия для школы.
Существенное значение в организации трудового обучения имеют половые различия у детей. Функциональные возможности девочек в возрасте 10-12 лет уступают возможностям мальчиков. Так, разница в мышечной силе мальчиков и девочек в 12 лет достигает 2,5-3 кг. С возрастом эти различия увеличиваются. Установлено, что физические возможности 13-14-летних девочек составляют 86% от возможностей мальчиков, в 15-16 лет - 80%, а в 17-18 лет - только 77%. Это послужило основанием для дифференцированного подхода к трудовому обучению с учетом пола и созданию для девочек специальной программы, которой предусматривается более легкий физический труд, связанный с обработкой тканей и продуктов питания.
Общественно полезный, производительный труд школьников во внеучебное время может осуществляться в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания, охране природы, работах по благоустройству школы. Степень участия в каждом из этих направлений зависит от возраста и состояния здоровья учащихся. Учащиеся младших классов привлекаются к работам по охране природы, сбору лекарственного сырья, плодов, ягод, семян, выращиванию рассады и посадке цветов. Выполняя работы для школы, они могут ухаживать за садом, убирать классные комнаты.
Слайд 18Важным моментом при планировании объема работ является правильное, с учетом
возраста, нормирование труда. Оно осуществляется исходя из почасовых норм взрослых: чем младше
школьники, тем меньше норма выработки. Для учащихся 13-14 лет (7-8-х классов) она составляет не более 50% почасовой нормы взрослых, а для школьников 16-17 лет (10-11-х классов) - 75%.
При организации трудового обучения и воспитания важен учет состояния здоровья детей. К учащимся с отклонениями в состоянии здоровья на уроках труда требуется индивидуальный подход, поскольку для них работа в мастерских более утомительна, чем для здоровых школьников, и может вызывать значительное учащение пульса, повышение артериального давления и температуры тела, обильное потоотделение, жалобы на усталость. Для этих детей должны подбираться более простые задания с меньшим числом трудоемких операций и повторяемостью движений. Им разрешаются дополнительные паузы для отдыха. Рекомендации медицинских работников по индивидуальному режиму работы учащихся должны своевременно отражаться в листке здоровья классного журнала и учитываться преподавателем труда.
Рациональный режим трудового воспитания и обучения школьников определяется длительностью труда, местом труда в режиме дня и недели, а также построением трудовой деятельности.
Слайд 19Построение урока труда в учебных мастерских основывается на учете анатомо-физиологических особенностей
детей школьного возраста. Эти особенности выражаются в преобладании возбудительного процесса
над тормозным, что обусловливает стремление работать в ускоренном темпе и приводит к относительно более быстрому развитию утомления. Известна относительно небольшая мышечная выносливость, которая не позволяет детям долго выдерживать нагрузки в однообразной или вынужденной рабочей позе, с выполнением однообразных операций или трудовых процессов при выраженном статическом компоненте. Это является основанием для определения оптимальной длительности непрерывного выполнения отдельных операций, которая не вызывает утомления школьников. Общая длительность практической работы не должна превышать для учащихся 1-2-х классов 20-25 мин; 3-4-х классов - 30-35 мин. В зависимости от трудоемкости длительность операций может составлять от 6 до 10 мин.
Слайд 21Плотность урока - это время, затрачиваемое на выполнение всех трудовых операций, включая
легкие (измерение, разметка и др.). Она должна составлять 60-85%.
При плотности урока
менее 60% учащиеся теряют интерес к работе, у них рассеивается внимание, не формируется рабочий стереотип. Объяснения преподавателя не должны занимать более 25% времени урока (10-12 мин). Время на организацию рабочего места, уборку
помещения должно быть сведено до минимума, чтобы обеспечить оптимальную плотность урока. Не менее важно и построение урока в плане рационального режима труда и отдыха. Это особенно актуально для сдвоенных уроков. В классах начальной школы сдвоенные уроки труда недопустимы. Так как работа детей в этих классах связана с относительной неподвижностью (положение сидя), на 15-20-й минуте урока необходима физкультминутка. Физкультминутки при сдвоенных уроках труда целесообразно проводить не в середине каждого урока, а в конце 1-го или начале 2-го урока, что позволит не нарушать рабочий динамический стереотип. При сдвоенных уроках обязательна организованная перемена длительностью не менее 10 мин с выходом в рекреацию и проветриванием помещения.
Слайд 22Положительное влияние труда на организм школьников во многом определяется условиями,
в которых проходит трудовая деятельность. К числу факторов, способных повышать
оздоровительное влияние труда, относятся рационально организованное естественное и искусственное освещение, правильная расстановка оборудования, организация рабочего места, а также рациональный воздушный и температурный режим. Гигиенические требования к условиям труда должны соответствовать функциональному состоянию организма детей. Поскольку обработка дерева и металла связана с повышенными энерготратами и теплообразованием, температура воздуха в этих мастерских должна быть ниже, чем в классе: в столярной мастерской оптимальной температурой считается 14-16 °С, в слесарной 16-17 °С, в кабинете труда начальных классов и кабинете по обработке ткани 18 °С. Положительное влияние процесса труда на растущий организм и успешность освоения школьниками трудовых навыков во многом определяются рациональным оборудованием помещений для трудового обучения. При этом оборудование должно отвечать ряду гигиенических и педагогических требований, касающихся его набора, размещения, организации рабочего места, инструментария, техники безопасности.
При размещении оборудования предусматривается создание благоприятных условий для зрительной работы, сохранения правильной рабочей позы и профилактики травматизма. Для сохранения правильной рабочей позы и безопасности труда необходимо соблюдать определенные расстояния между рабочими местами. Их величина зависит от характера рабочей позы, амплитуды рабочих движений, необходимости передвижения в процессе работы, размеров инструмента и материала. Важным элементом охраны здоровья детей в процессе трудового обучения является контроль за его содержанием, осуществляемый санитарным врачом. Врачебный контроль включает детальное изучение документов, отражающих организацию и режим трудового обучения и воспитания учащихся обследуемых школ.
Слайд 23Заключение
Гигиеническая оценка трудовой деятельности детей и подростков нуждается в подходах,
исходящих из общечеловеческих ценностей, выработанных вековой историей человечества и нашего
народа. В толковом словаре великорусского языка 1882 г. Владимир Даль дает следующее определение труда: «Работа, занятие, упражнение, дело; все, что требует усилий, старанья и заботы; всякое напряжение телесных или умственных сил; все, что утомляет». Сегодня это определение вполне адекватно как нашим общегигиеническим задачам, так и конкретно гигиене труда подростков.
Трудовое воспитание начинается в семье. Влияние семейной атмосферы человек испытывает на протяжении всей жизни. При этом значение имеют такие стороны воспитания, как утверждение трудового образа жизни, подготовка к самостоятельной жизни и ответственному выполнению функций труженика, семьянина, гражданина.
Подготовка детей к труду начинается в дошкольном возрасте. При этом трудовое воспитание направлено на формирование у детей положительного эмоционального отношения к труду и осуществляется в единстве с обучением.
Основное средство трудового воспитания - это доступная детям трудовая деятельность, направленная на самообслуживание, уход за животными и растениями, изготовление игрушек и поделок. Труд в этом возрасте должен быть тесно связан с игрой, быть посильным, полезным, систематическим, отвечать гигиеническим требованиям к организации труда, способствовать развитию творчества детей.
Трудовое воспитание в школе призвано формировать трудолюбие, социально-ценные мотивы труда, нравственно-психологические качества. Оно осуществляется в соответствии с возрастом, полом, региональными и национальными особенностями.
Слайд 24Список литературы
Гигиена /Под ред. акад. РАМН Г.И. Румянцева. - М.:
ГЭОТАР-МЕДИЦИНА, 2000.- 608 с.
Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Зиневич Л.С. Гигиена
и основы экологии человека. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.- 528 с.
Бекмагамбетова. Ж.Д. Радиационно-экологические аспекты безопасности населения. Учебное пособие. – Алматы, 2002. – 304 с.
Руководство к практическим занятиям по гигиене труда: Учебное пособие / Под ред. В.Ф.Кириллова.- 2-е изд. – М.:Медицина, 2001. – 400 с.
Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков: Учеб- М.:Медицина.2001.- 384 с
Голубев В.В., Лещенко М.В., Голубев С.В. Практикум по основам педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста. – М.: Издательский центр «Академия». 2000.- 200 с.
Кириллов В. Ф. , Книжников В. А. , Коренков И. П. Радиационная гигиена. Учебник.-М.: Медицина,1999.- 384 с.