Слайд 1АО «Университет КазГЮУ»
Военная кафедра
ВОЕННАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ
г. Астана, 2016 года
ТЕМА №1: «Введение
в курс военно-административного права.
Юрисконсультская работа в ВС РК»
Слайд 2 Учебные вопросы:
1-й: «Предмет, источники и система военно-административного права».
2-й: «Понятие, задачи и сущность правовой работы в Вооруженных
Силах РК».
3-й: «Юридическая деятельность и правовое регулирование воинской службы в РК».
Учебные и воспитательные цели:
1. Раскрыть курс военно-административного права и юрисконсультской работы в ВС.
2. Довести организацию работы юрисконсультов в воинских частях и учреждениях.
3. Повысить знания о деятельности помощника командира по правовой работе (юрисконсульта воинской части).
Литература:
Конституция РК.
Закон РК № 29-III ЗРК «Об обороне и ВС РК от 7.01.2005 г.
Закон РК № 561-IV ЗРК «О воинской службе и статусе военнослужащих» от 16.02.2012 г., ст. 5-7 гл. 1).
Военная доктрина РК от 11.10.2011 года №161.
Слайд 3 Общим предметом военного права являются общественные отношения, складывающиеся
в области военной деятельности государства.
Предметом военно-административного права
является военное строительство как одна из основных составляющих (отраслей) государственной деятельности в военной области, как часть государственного строительства, урегулированная нормативными правовыми актами, неразрывно связанными с правовой системой государства и обеспечением его военной безопасности.
1-й вопрос: «Предмет, источники и
система военно-административного права»
Военно-административное право как наука изучает правовые аспекты деятельности государства по военному строительству и правовому регулированию отношений, связанных с устройством и организацией вооруженных сил, других войск, воинских формирований и органов,
в которых предусмотрена военная служба, их управлением, комплектованием, организацией прохождения и исполнения военной службы, материально-технического снабжения войск (сил), обеспечением боевой и мобилизационной готовности.
Слайд 4Основными направлениями
военного строительства являются:
1) правовое регулирование военного
строительства;
2) осуществление руководства, управления
военной организацией государства;
3) обеспечение законности в военном управлении;
4) определение степени и форм участия населения в защите Отечества и военном строительстве;
5) определение системы строительства ВС РК;
6) комплектование ВС, др. войск, воинских формирований РК, в которых предусмотрена воинская служба, л/с;
7) организация прохождения государственной службы и труда гражданского персонала;
8) укрепление воинской дисциплины;
9) организация службы войск и обеспечение безопасности воинской службы;
10) снабжение войск материально-техническими средствами, обеспечения военнослужащих денежным и иными видами довольствия;
11) закрепление в нормативных актах иных прав, обусловленных военной службой, а также гарантий их реализации и защиты; мобилизационная подготовка.
Слайд 5
На военное строительство влияют многие факторы.
Определяющими
из них
являются:
1) характер и степень проявления военных угроз и
военных опасностей государства;
2) проводимая государственная и военная политика;
3) уровень развития экономики, науки и техники;
4) количество людских и иных мобилизационных ресурсов и др.
Военно-административное право изучает государственно-правовой аспект военного строительства. Ключевым звеном военного строительства является военная организация государства. Военная организация государства включает в себя ВС РК, составляющие ее ядро и основу обеспечения военной безопасности, другие войска и воинские формирования, предназначенные для выполнения задач военной безопасности военными методами, а также органы управления ими.
Строительство ВС РК должно представлять собой систему взаимосвязанных и взаимообусловленных экономических, социально-политических, правовых, идеологических, военно-технических, научных и других мероприятий, осуществляемых государством по созданию, подготовке и постоянному развитию ядра военной организации государства - ВС РК в целях предотвращения войны (вооруженного конфликта) и обеспечения вооруженной защиты государства.
Слайд 6 Военно-административное право изучает государственно-правовой аспект военного строительства. Ключевым
звеном военного строительства является военная организация государства. Военная организация государства
включает в себя ВС РК, составляющие ее ядро и основу обеспечения военной безопасности, другие войска и воинские формирования, предназначенные для выполнения задач военной безопасности военными методами, а также органы управления ими.
Строительство ВС РК должно представлять собой систему взаимосвязанных и взаимообусловленных экономических, социально-политических, правовых, идеологических, военно-технических, научных и других мероприятий, осуществляемых государством по созданию, подготовке и постоянному развитию ядра военной организации государства - ВС РК в целях предотвращения войны (вооруженного конфликта) и обеспечения вооруженной защиты государства.
Слайд 7 Под современным состоянием Вооруженных Сил РК следует понимать
совокупность внешних и внутренних количественно-качественных параметров, характеризующих боевой состав, структуру
Вооруженных Сил РК в целом, их видов, родов войск, специальных войск и служб, организационно-штатную структуру их объединений, соединений, частей и подразделений, оснащенность их современными вооружением и военной техникой, инфраструктуру, систему подготовки и накопления мобилизационных ресурсов, систему прохождения военной службы и подготовки кадров, состояние которых является показателем их боевой и мобилизационной готовности.
Слайд 8 1) организационная структура и состав ВС РК;
2)
системы управления и всех видов обеспечения;
3) система технического
оснащения;
4) система подготовки и накопления мобилизационных резервов;
5) система комплектования ВС РК;
6) система организации воинской службы и подготовки кадров;
7) система расквартирования войск, базирования морских сил;
8) система боевой и мобилизационной готовности ВС РК.
Достижение указанной цели осуществляется выполнением ряда мероприятий по совершенствованию всех элементов Вооруженных Сил РК.
Основными из них являются:
Слайд 9 Военно-административные правовые нормы представляют собой установленные или санкционированные
государством правила:
1) деятельности органов военного управления;
2) поведения военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы (по поводу исполнения воинской обязанности, военной службы, прохождения военных сборов);
3) поведения государственных и иных органов и организаций, а также гражданских лиц, обязанных законом исполнять предписания органов военного управления (например, военных комиссариатов по вопросам призыва на военную службу, воинского учета).
Общим предметом военно-административного права являются общественные отношения, складывающиеся в области административных аспектов военной деятельности государства (отдельных его институтов, в том числе военной организации государства).
Главной задачей организационного строительства ВС РК является обоснование и построение оптимального состава ВС мирного
и военного времени
Слайд 102-й вопрос: «Понятие, задачи и сущность правовой работы в ВС
РК»
Военное законодательство предназначено служить надежным инструментом охраны от возможных
посягательств на боевой потенциал ВС, установленный в них воинский порядок и воинскую дисциплину.
В его нормах определяются действия, опасные для общества и военной организации. Оно устанавливает запреты на такие действия и меры юридической ответственности для виновных в нарушении этих запретов.
Слайд 11.
Признаком правовой работы является использование в ней юридических
средств: юридических норм, основанных на них правоотношений, толковании юридических норм,
юридической технике.
Правовая работа в ВС призвана содействовать успешному решению задач, стоящих перед органами военного управления, обеспечивать законность и государственную дисциплину в деятельности командиров, начальников, других должностных лиц военных организации. Для нее характерные следующие признаки: это деятельность государственных органов и должностных лиц в ВС, то есть органов военного управления - командиров воинских частей, начальников учреждений, военно-учебных заведений.
Слайд 12Сущность правовой работы, проводимой во всех сферах жизни и деятельности
войск, на всех уровнях военного управления заключается в обеспечении законных
решений командованием вопросов, дальнейшем укреплении законности, государственной дисциплины и правопорядка в ВС РК.
Слайд 133-й вопрос: «Юридическая деятельность
и правовое регулирование воинской службы в
Республике Казахстан»
В современных условиях командиры и начальники не
могут эффективно управлять подчиненным личным составом, использовать свои функции без соответствующего правового обеспечения. В органах военного управления и учреждениях МО РК функцию непосредственного организатора правовой работы выполняет юридическая служба, составляющая часть аппарата военного управления, действующая на основании Положения о юридической службе ВС РК.
Слайд 14Основная цель юридической службы - проведение правовой
работы в органах
военного управления
для обеспечения их основной деятельности, в том числе:
- обеспечение законности в деятельности органов военного управления, соединений, воинских частей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций Вооруженных Сил;
- оказание правовой помощи органам военного управления;
- защита прав и законных интересов органов военного управления, а также военнослужащих, лиц гражданского персонала ВС и членов семей военнослужащих.
Слайд 15Социальная сущность
юридической службы заключается:
- в предназначении для
решения правовых вопросов, возникающих в деятельности органов военного управления, учреждений,
военно-учебных заведений и организаций;
- в обеспечении законности и правопорядка в управленческой деятельности, эффективности нормотворческой, правоприменительной, правовоспитательной деятельности органов военного управления;
- в целевом предназначении для проведения правовой работы, ее методического обеспечения и деятельности в качестве специализированных функциональных подразделений органов военного управления;
- в непосредственной направленности на обеспечение законности в деятельности органов военного управления соединений, воинских частей, учреждений, военно-учебных заведений и организаций, т.е. организационно-правовом обеспечении законности;
- в том, что у нее больше возможностей не допустить правонарушений, чем устранить их впоследствии, что придает ей профилактическую, в том числе криминологическую направленность.
Слайд 16Основными задачами подразделений юридической службы являются:
- правовая экспертиза
проектов приказов и директив соответствующих командиров (начальников);
- правовая
экспертиза разрабатываемых или поступивших из МО РК проектов законов и международных договоров и иных проектов нормативных правовых актов по военным вопросам;
- методическое руководство правовой работой и анализ ее состояния по результатам юридических проверок и итоговым докладам подразделений юридической службы, подготовка предложений по ее улучшению;
- руководство подразделениями юридической службы нижестоящих органов военного управления по специальным вопросам;
- правовое обеспечение договорной, претензионной и исковой работы, осуществляемой органами военного управления, воинскими частями;
- участие по указанию соответствующих командиров (начальников) в осуществлении защиты прав и законных интересов органов военного управления, военнослужащих и лиц гражданского персонала ВС РК;
Слайд 17 Укрепление законности в деятельности органов военного управления и предупреждение
правонарушений военнослужащих - одна из основных задач юридической службы. Но
эту же задачу решают и другие органы и должностные лица аппарата военного управления. Это прежде всего командиры и начальники.
Командир (начальник) несет прямую ответственность за состояние законности во вверенной ему воинской части (учреждении). В его обязанности входит проведение мероприятий организационного, воспитательного и юридического характера (подбор и расстановка кадров, проведение служебных совещаний, индивидуально-воспитательная работа, а также издание приказов и иных правовых актов и т.д.
В укреплении законности в ВС РК участвуют органы военной прокуратуры, военной полиции и военные суды.
Слайд 18
ОБЩИЕ ОБЯЗАННОСТИ
помощника командира (по правовой работе)
-
начальника юридической службы воинской части
В соответствии со ст. 71
Устава внутренней службы ВС, др. войск и воинских формирований РК помощник командира бригады по правовой работе – начальник юридической службы отвечает за обеспечение законности
в деятельности командира
и других должностных лиц бригады.
В его обязанности входит:
1) обеспечивать законность всех проводимых мероприятий в бригаде;
2) представлять в установленном порядке интересы бригады как государственного учреждения в суде, а также в других организациях при рассмотрении правовых вопросов;
3) вести претензионно-исковую работу;
Слайд 194) на основании представленных документов соответствующими начальниками служб бригады осуществлять
переписку с правоохранительными органами, юридическими и физическими лицами по вопросам
возмещения материального ущерба причиненного государству;
5) участвовать в подготовке проектов приказов и других документов правового характера, в том числе путем согласования в случае их разработки др. должностными лицами бригады; 4) на основании представленных документов соответствующими начальниками служб бригады осуществлять переписку с правоохранительными органами, юридическими и физическими лицами по вопросам возмещения материального ущерба причиненного государству;
6) разрабатывать и реализовывать ежегодные мероприятия по пропаганде законодательства РК, организации правового всеобуча в бригаде; 6) разрабатывать и реализовывать ежегодные мероприятия по пропаганде законодательства РК, организации правового всеобуча в бригаде;
Слайд 20 7) готовить разъяснения и заключения, давать справки и
консультации по правовым вопросам, относящимся к компетенции командира бригады;
8) организовывать систематизированный учет и хранение поступающих
в делопроизводство нормативных правовых актов с использованием периодически обновляемой электронной базы нормативных правовых актов;
9) консультировать военнослужащих и членов их семей, а также гражданский персонал бригады по правовым вопросам.
Слайд 21
Контрольные вопросы:
1. Что изучает военно-административное право как наука?
2. Что является общим предметом военно-административного права?
3.
Назовите основные направления военного строительства ?
4. Что является ключевым звеном военного строительства и что оно включает в себя? Раскрыть.
5. Что представляет собой «строительство ВС РК? Раскрыть.
6. Назовите цель «строительства ВС РК»?
7. Что следует понимать под современным состоянием ВС РК? Раскрыть.
8. Перечислите элементы по совершенствованию ВС РК?
9. Что является главной задачей строительства Вооруженных Сил РК?
10. Цель строительства Вооруженных Сил РК?
11. Для чего предназначена правовая работа в ВС РК?
12. Что является признаком правовой работы?
13. В чем заключается сущность юридической службы?
14. Назовите основные задачи и цель юридической службы?
15. Назовите основное предназначение юридической службы и какова его роль в укреплении правопорядка в ВС РК?
16. Перечислите основные функции юридической службы?
17. Перечислите основные направления работы юридической службы?
Слайд 22Задание на самоподготовку:
Изучить и законспектировать статью 71 УВС ВС
РК «Обязанности помощника командира бригады по правовой работе – начальника
юридической службы»