Слайд 1Тема 1.6.3 «Безопасность медицинского труда».
Старший научный сотрудник,
кандидат медицинских наук
старший
преподаватель кафедры
МЕЗИН АЛЕКСАНДР АЛЕКСЕЕВИЧ
ВОПРОСЫ:
Тестовый контроль.
1 Характеристика угроз жизни и здоровью медицинских работников.
2. Основные подходы, способы и средства обеспечения безопасности врача.
3. Особенности обеспечения пожарной, радиационной, химической, биологической и психологической безопасности медицинского персонала.
4. Требования безопасности при работе в структурных подразделениях медицинских организаций.
Слайд 3Перечень вредных и опасных производ-ственных факторов объявлен в приказе Минздравсоцразвития
России
2011 года №302н.
Вредный (опасный) производственный фактор – фактор среды и трудового процесса, воздействие которого на работника может вызывать профессиональное заболевание или другое нарушение состояния здоровья, повреждение здоровья потомства.
Слайд 4Химические факторы: аллергены, канцерогены, химические вещества, оказывающие вредное воздействие на
репродуктивную функцию, аэрозоли разного типа действия и пр.
Слайд 5Физические факторы: ионизирующие излучения, радиоактивные вещества, неионизирующие излучения (поля электромагнитные,
электрические, магнитные и электростатические), ультрафиолетовое излучение, вибрация. производственный шум, ультразвук
(контактный, воздушный), инфразвук, тепло-вое излучение, световая среда (искусственное и естественное освещение) и пр.
Слайд 6Психофизиологические факторы:
(физические перегрузки – статические и динамические; эмоциональные перегрузки
монотонность труда, сенсорные нагрузки и пр.).
Слайд 7На медицинских работников влияют особенности профессиональной деятельности:
ежедневный контакт с
большим разнообразием человеческих характеров;
большая интеллектуальная нагрузка;
ответственность за жизнь и здоровье
других людей;
необходимость срочного принятия решений;
сохранять высокую работоспособность в экстремальных условиях;
необходимость проводить нередко лечебно-диагностические, реанимационные мероприятия, оперативные вмешательства в ночное время.
Слайд 8В каждой группе медработников ведущее значение принадлежит определенному вредному фактору
или их группе:
воздействие химических, физических, психофизиологических вредных факторов –
у стоматологов, анестезиологов, хирургов;
высокая степень контакта с патогенной микрофлорой – у инфекционистов, фтизиатров, оториноларингологов и др.
Слайд 9Система охраны труда медицинского учреждения – совокупность сформированных его руководителем
органов, должностных лиц и организационных связей, предназначенных для управления деятельностью
по сохранению жизни и здоровья работников учреждения в процессе труда.
Слайд 10Органами управления этой деятельностью являются:
1. Служба охраны труда учреждения;
2.
Комиссия по охране труда;
3. Комиссии, создаваемые на временной основе (для
аттестации рабочих мест, для расследования несчастного случая и т.п.).
Слайд 11Непосредственная организация охраны труда (на соответствующих участках работы, рабочих местах)
возлагается на должностных лиц медицинского учреждения:
- начальника службы охраны труда;
-
инженера (специалиста) по охране труда;
- председателя комиссии по охране труда;
- председателей временных комиссий;
- заместителей руководителя медицинского учреждения;
- начальников медицинских подразделений (отделений, кабинетов и пр.);
- начальников административных подразделений (отдела кадров и пр.).
Слайд 13Рекомендации по созданию безо-пасной больничной среды включают:
1. Соблюдение требований, изложенных
в приказах и нормативных документах по охране труда и обеспечению
профессиональной безопасности в учреждениях здравоохранения;
2. Обеспечение эффективного контроля за воздействием вредных и опасных производст-венных факторов на рабочих местах;
3. Изучение причин профессиональной заболе-ваемости медицинских работников;
Слайд 144. Введение новых форм организации труда медицинского персонала, позволяющих эффективно
использовать его творческий потенциал, рационально использовать рабочее время, уменьшить долю
неквалифицироанного труда, распределить ответственность между всеми членами коллектива и пр.
5. В программы повышения квалификации включать обучение вопросам профессиональной безопасности, психогигиены и др.;
6. Проводить мероприятия по оздоровлению медицинского персонала: создание комнат отдыха, психологической разгрузки и др.;
Слайд 157. Создание психологического комфорта в коллективе, то есть когда взаимоотношения
с коллегами определяются общей целью, доверием и взаимопомощью, имеются условия
для профессионального роста, правильно отлажена система материального и мораль-ного поощрения.
Слайд 16Безопасность медицинских услуг
Всемирной организацией здравоохранения проведен ряд исследований по
выявлению угроз жизни и здоровью пациентов.
Было выявило, что в
условиях стационара различного рода вред причиняется здоровью 4% пациентов, при этом:
в 70% случаев это краткосрочное ухудшение состояния здоровья пациента;
в 14% случаев - летальный исход.
Слайд 17 «Медицинские ошибки» уносят ежегодно от 44 000
до 98 000 жизней пациентов– больше, чем автомобильные аварии, рак
груди или СПИД.
Дополнительная госпитализация, судебные издержки, лечение приобретенных внутри-больничных инфекций, утраченный доход, инвалидность и медицинские расходы обхо-дятся в десятки миллиардов долларов в год.
Слайд 18Повышение безопасности пациентов должно проводиться по трем направлениям:
1. профилактика
нежелательных событий;
2. выявление нежелательных событий;
3. смягчение их эффекта в
случаях, когда они все-таки произошли.
Слайд 19Для этого необходимо:
1. Развивать возможности для извлечения уроков из допущенных
ошибок за счет совер-шенствования систем отчетности, рассле-дования случаев и информирования;
2. Прогнозировать возможные ошибки и выяв-лять скрытые угрозы;
3. Изучать и внедрять новые методы, позволя-ющие избегать неблагоприятных последствий.
Слайд 20Для повышения безопасности пациентов первоочередными мерами считаются:
1. Инфекционный контроль;
2.
Лекарственная безопасность;
3. Безопасность оборудования, процедур и быта.
Слайд 21В число десяти ведущих причин смерти пациентов входят опасные, непредусмотренные
реакции на лекарства неблагоприятные реакции на лекарства (НРЛ).
Нет ни одного
лекарства, прием которого не был бы сопряжен с риском.
Все лекарства имеют побочные эффекты, некоторые из которых могут быть смертельными.
Слайд 22Считается, что можно предотвратить до 60% НРЛ, причинами которых могут
быть:
1. Неправильный диагноз состояния пациента;
2. Назначение ненадлежащего лекарства или дозы;
3.
Не выявленное медицинское, генетическое или аллергическое состояние;
4. Самолечение лекарствами;
5. Невыполнение указаний относительно приема лекарств;
6. Взаимодействие с другими лекарствами и некоторыми продуктами питания;
7. Использование не соответствующих стандартам лекарств;
8. Использование поддельных лекарств.
Слайд 23 Пациенты и персонал, эксплуатирующий медицинскую технику могут подвергаться опасным и
вредным воздействиям:
поражение электрическим током;
механические повреждения;
ионизирующее излучение;
электромагнитное излучение;
инфракрасное излучение;
ультрафиолетовое излучение;
ультразвуковое излучение;
лазерное
излучение;
ожоги и обморожения при работе с жидким азотом;
опасность взрыва и пожара;
повышенный уровень шума и вибрации;
химические воздействия;
биологические воздействия.
Слайд 24Безопасность пациентов и персонала при эксплуатации медицинской техники должна обеспечиваться:
конструкцией
медицинской техники, которые должны быть безопасны;
достаточной квалификацией специально обученного и
аттестованного персонала и выполнением требований эксплуатации и безопасности;
системой технического обслуживания и ремонта медицинской техники;
применением установленных мер и средств защиты.
Слайд 25Лечебно-охранительный режим в лечебно-профилактических учреждениях
предусматривает создание благоприятных условий для
эффективного лечения, нравственного и психического покоя, уверенности больных в быстрейшем
и полном выздоровлении.
Слайд 26Лечебно-охранительный режим и качество лечебно-охранительного процесса определяются:
профессиональными знаниями и навыками
медицинского персонала;
степенью технической оснащенности учреждений;
культурой медицинского персонала, этическим воспитанием, доброжелательным
его взаимоотношением с больными, особенно с детьми и их родителями, а также с коллегами по работе.
Слайд 27Медицинский персонал обязан:
внимательно и чутко относиться к больным;
четко соблюдать распорядок
дня в отделениях и в поликлиниках;
находить пути к дружескому контакту
с матерью ребенка.
Слайд 28Руководители лечебно-профилактических учреждений должны постоянно осуществлять работу с коллективом по
воспитанию высоких моральных качеств, соблюдению медицинской этики и деонтологии, своевременно
разъяснять допущенные ошибки и их последствия.
Слайд 29Особое значение в первые часы поступления больного приобретает внимательное отношение,
вдумчивый подход к оценке его соматического и психического состояния.
Сдержанность и
внешнее спокойствие медицинского персонала оказывают положи-тельное воздействие на больного.
Неосторожно сказанная фраза может нанести больному непоправимый вред и значительно снизить эффективность всех проводимых в дальнейшем лечебных мероприятий.
Слайд 30 Недопустимо обращаться ко всем паци-ентам на "ты"
и вместо имени, отчества или фамилии говорить "больной" и "больная".
Такое обезличенное, невежливое обращение и, наоборот, излишняя фамильярность не могут способствовать установлению контакта между персоналом и больным, не создают обстановки взаимного доверия и уважения.
В общении друг с другом персонал также должен быть взаимно вежлив и тактичен.
Слайд 31Пища для больных должна быть разнообразной, аппетитно оформленной, вкусной.
В
лечебных учреждениях устанавливается
4-х разовый прием пищи,
а для ряда больных, по медицинским показаниям, более частый.
Особое внимание должно быть уделено питанию тяжело больных и детей.
Слайд 32 Больной должен знать о своей болезни только
то, что является ему понятным, не может внушить тревоги и
нарушить его психическое равновесие.
Все сведения о своей болезни больной должен получать исключительно от врача.
Больному нельзя выдавать на руки результаты исследований и анализов.
Истории болезни должны быть недоступны для ознакомления с ними больных.
Слайд 33 С родственниками больных должен быть установлен
такой порядок, при котором они систематически могли бы получать инфор-мацию
о состоянии здоровья больного непосредственно от лечащего врача.
Большое значение придается внешнему облику сотрудников медицинских учреждений.
Слайд 34 Не может быть оправданию такого поведения
врача, когда он при посещении больного на дому не снимает
верхней одежды, не моет руки или в резкой форме выражает свое неудовольствие по поводу, по его мнению, необоснованного вызова.
В положениях о функциональных обязанностях каждого сотрудника на каждом рабочем месте должен быть предусмотрен строгий порядок по соблюдению лечебно-охранительного режима в конкретном кабинете, палате, отделении и т.д.