Слайд 1ТЕМА № 2:” Двигатели технических средств службы горючего”.
ЗАНЯТИЕ № 3:”
ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ДИЗЕЛЬНОГО ДВИГАТЕЛЯ ЯМЗ-238 (КАМАЗ-740)”.
Слайд 2Учебные вопросы:
1 .Устройство и работа узлов и механизмов.
2.Устройство и работа
систем двигателя.
3. Эксплуатация двигателя.
Слайд 3Литература:
1."Устройство автомобиля" Е.В.Михайловский, К.Б.Серебряков, Е.Я.Тур, М, Машиностроение 1987 г..
2."Устройство и
эксплуатация автомобиля МАЗ-500, МАЗ-5336, КРАЗ- 257" Толмачев Н.П., М., ДОСААФ,
1984 год.
3."Двигатели ЯМЗ-236, ЯМЗ-238." М., Воениздат, 1977 год.
4."Устройство и техническое обслуживание автомобиля Урал-4320", Пучков В.И., Терентьев В.И., Ульяновск, УВВТУ, 1990 год.
Слайд 4ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДВИГАТЕЛЕЙ.
Слайд 71.Устройство и работа узлов и механизмов.
Двигатель
является одним из основных агрегатов технических средств службы горючего и
состоит из 2-х механизмов:
-кривошипно-шатунного;
-газораспределительного.
1.1.Устройство и принцип действия КШМ.
Кривошипно-шатунный механизм предназначен для осуществления рабочего процесса и преобразования возвратно-поступательного движения поршней в вращательное движение коленчатого вала.
КШМ состоит из:
а) подвижной группы деталей,
б) неподвижной группы деталей.
Неподвижная группа:
1.блок-картер;
2.поддон картера;
3.две головки блока с прокладками;
4.восемь гильз.
Подвижная группа:
1.коленчатый вал;
2.поршни;
3.поршневые кольца;
4.поршневые пальцы;
5.шатуны;
6.маховик.
Слайд 112.Устройство систем двигателя.
Система охлаждения.
Система охлаждения двигателя - жидкостная, принудительная, закрытого
типа. В качестве охлаждающей жидкости используется мягкая вода или низкозамерзающие
охлаждающие жидкости марок 40 и 65. Вместимость системы охлаждения 52 литра.
Система охлаждения состоит из рубашек охлаждения блок - картера и головок блока, водяного насоса, двух термостатов, радиатора, вентилятора, датчика и указателя температуры воды, шторки радиатора, трубопроводов и шлангов.
Слайд 15Система смазки.
Система смазки комбинированная, с мокрым картером. Под давлением смазываются
шатунные и коренные подшипники коленчатого вала, поршневые пальцы, подшипники распределительного
вала, втулки толкателей, наконечники штанг, втулки коромысел. Остальные детали смазываются разбрызгиванием, самотеком и «масляным туманом».
Система смазки состоит из масляного поддона, маслоприемника, маслоприёмного насоса, фильтров грубой и тонкой очистки, двух масляных радиаторов, главной масляной магистрали, сливного клапана, датчика и указателя давления масла, маслозаливной горловины.
Слайд 19Система питания.
Система питания состоит из топливных баков, фильтров грубой и
тонкой очистки, топливоподкачивающего насоса (насоса низкого давления), топливного насоса высокого
давления, форсунок, трубопроводов высокого и низкого давления, воздушного фильтра.
Топливоподкачивающий насос(ТННД).
- поршневого типа. Предназначен для подачи топлива из топливного бака в насос высокого давления. Он крепится к топливному насосу высокого давления и получает привод от эксцентрика его кулачкового вала.
Насос состоит из корпуса, внутри которого помещены роликовый толкатель с пружиной, шток, поршень с пружиной, всасывающий и нагнетательный клапаны.
Слайд 20Топливный насос высокого давления(ТНВД).
Служит для нагнетания через форсунки дозированных порций
топлива в цилиндры двигателя. Насос многоплунжерный, рядный, с золотниковым регулированием
подачи топлива, с всережимным регулятором частоты вращения коленчатого вала и автоматической муфтой угла опережения впрыска топлива. Он установлен в развале блок - картера и приводится в действие от шестерни распределительного вала через шестерню привода.
Насос состоит из корпуса, внутри которого помещены кулачковый вал, шесть роликовых толкателей, шесть насосных секций и зубчатая рейка.
Подачу топлива к форсункам осуществляют насосные секции. Основным рабочим элементом каждой секции является плунжерная пара, состоящая из плунжера и втулки. Плунжер и втулка являются прецизионной парой, их детали не взаимозаменяемы.
Слайд 21Форсунки.
- закрытого типа. Они предназначены для распыливания
жидкого топлива в цилиндрах двигателя.
Они состоят из корпуса, распылителя с иглой, накидной гайки, штанги, тарелки, пружины, гайки пружины, регулировочного винта с контргайкой и штуцера с сетчатым фильтром.
Слайд 31Система пуска.
Пуск двигателя осуществляется с помощью стартера.
Стартер установлен на обработанной площадке блок - картера с
правой стороны и крепится к ней двумя стяжными хомутами (стальными лентами). Для предохранения стартера от поворота в площадку запрессован установочный штифт, входящий в паз корпуса стартера.
Включение стартера дистанционное, с помощью электромагнитного тягового реле, которое замыкает контакты электрической цепи стартера и принудительно вводит шестерню привода в зацепление с венцом маховика двигателя. Из зацепления шестерня выходит автоматически, после пуска двигателя. Механизм привода перемещается по шлицам вала якоря.