Слайд 1«АООП НОО для слабослышащих и позднооглохших обучающихся в рамках ФГОС
НОО»
Учитель-дефектолог: Тазиева Анастасия Алексеевна
ОГКОУ «Школа-интернат для обучающихся с ОВЗ №92»
г.Ульяновска
Слайд 2Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования разрабатывается в «целях
обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Слайд 3Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для слабослышащих и
позднооглохших обучающихся – это общеобразовательная программа, адаптированная для обучения слабослышащих
и позднооглохших детей с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Слайд 4Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для слабослышащих и
позднооглохших обучающихся самостоятельно разрабатывается и утверждается организацией, осуществляющей образовательную деятельность
в соответствии с ФГОС начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших детей, с учетом примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших обучающихся.
Слайд 5Цель программы – оказание комплексной помощи слабослышащим и позднооглохшим обучающимся
в освоении основной общеобразовательной программы начального общего образования, коррекция недостатков
в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, развитие жизненной компетенции, интеграция в среду нормально слышащих сверстников.
Слайд 6Задачи программы:
создание благоприятных условий для реализации особых образовательных потребностей
слабослышащих и позднооглохших;
коррекционная помощь в овладении ими основной общеобразовательной
программы начального общего образования;
специальная организация среды в соответствии с особенностями ограничений здоровья учащихся;
специальная психолого-педагогическая помощь в формировании полноценной жизненной компетенции слабослышащих и позднооглохших обучающихся;
оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) обучающихся с нарушением слуха.
Слайд 7Принципы:
принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования,
единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования,
общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);
принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;
принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
онтогенетический принцип;
принцип преемственности, предполагающий при проектировании АООП ориентировку на программу основного общего образования, что обеспечивает непрерывность образования глухих обучающихся;
принцип целостности содержания образования. Содержание образования едино. В основе структуры содержания образования лежит не понятие предмета, а понятие «образовательной области».
принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения неслышащими детьми всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
принцип переноса знаний и умений и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации в деятельность в жизненной ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире, в действительной жизни; - принцип сотрудничества с семьей.
Слайд 8Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для слабослышащих и
позднооглохших обучающихся определяет содержание образования, ожидаемые результаты и условия ее
реализации.
Слайд 9АООП НОО должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный.
Слайд 101. Целевой раздел включает:
Пояснительную записку, в которой раскрыты
цели и задачи, срок освоения АООП, психолого-педагогическая характеристика обучающихся.
Планируемые
результаты освоения обучающимися адаптированной основной образовательной программы начального общего образования.
Систему оценки достижения слабослышащими и позднооглохшими обучающимися планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования.
Слайд 112. Содержательный раздел, включающий:
Программу формирования универсальных учебных действий.
Программы учебных предметов, курсов.
Программу духовно-нравственного развития.
Программу формирования
экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
Программу коррекционной работы.
Программу внеурочной деятельности
Слайд 123. Организационный раздел, включающий:
Учебный план
Систему условий
реализации адаптированной основной образовательной программы начального общего образования.
Слайд 13Структура и содержание планируемых результатов освоения АООП НОО должны отражать
требования Стандарта, передавать специфику образовательной деятельности (в частности, специфику целей
изучения отдельных учебных предметов и курсов коррекционно-развивающей области), соответствовать возрастным возможностям и особым образовательным потребностям слабослышащих и позднооглохших обучающихся.
Слайд 14Выбор варианта АООП НОО для данной категории обучающихся осуществляется с
учётом результатов первоначального (запускающего) этапа реабилитации (прежде всего, способности ребёнка
к естественному развитию коммуникации и речи), готовности ребёнка к освоению того или иного варианта АООП НОО.
Слайд 15Предусматривается создание образовательных условий, учитывающих их особые образовательные потребности, в
том числе в развитии коммуникации и речи. В дальнейшем, вариант
АООП НОО может изменяться с учётом достигшего детьми уровня общего и слухоречевого развития, овладения ими личностными, метапредметными и предметными результатами обучения.
Слайд 16Три варианта АООП НОО (A,B,C):
Вариант А предполагает, что слабослышащий и
позднооглохший обучающийся получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к
моменту завершения обучения, образованию слышащих сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки (1 - 4 классы). Он может быть включён (в классе не более одного – двух обучающихся с нарушенным слухом) в общий образовательный поток (инклюзия).
Слайд 17Вариант А АООП НОО предназначен для образования:
1) глухие дети с
кохлеарными имплантами, вступающие в коммуникацию и обладающие развернутой речью, которая
или сформирована еще до операции на зрительно-слуховой или слухозрительной основе (дети с тяжелыми нарушениями слуха, обучение которых было своевременным и успешным), или имплантированные в раннем и дошкольном возрасте;
2) оглохшие дети со сформированной на нормальной сенсорной основе речью и коммуникацией.
Слайд 18Три варианта АООП НОО (A,B,C):
Вариант B предполагает, что слабослышащий и
позднооглохший обучающийся получает образование в пролонгированные сроки сопоставимое по итоговым
достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием слышащих сверстников.
АООП НОО для обучающихся, перенесших операцию кохлеарной имплантации, определяется с учётом результатов первоначального (запускающего) этапа реабилитации (прежде всего, способности естественного развития коммуникации и речи), готовности ребёнка к освоению того или иного варианта АООП НОО.
Слайд 19Вариант B АООП НОО предназначен для образования:
слабослышащих и позднооглохших
обучающихся (со слуховыми аппаратам и (или) имплантами), которые не достигают
к моменту поступления в школу уровня развития (в том числе и речевого), близкого возрастной норме, но не имеют дополнительных ограничений здоровья, препятствующих получению НОО в условиях, учитывающих их общие и особые образовательные потребности, связанные, в том числе, с овладением словесной речью (в устной и письменной формах), (социальными) жизненными компетенциями;
слабослышащих и позднооглохших детей (со слуховыми аппаратам и (или) имплантами), имеющих при сохранном первичном интеллекте нарушения зрения (близорукость, дальнозоркость, выраженные нарушения, традиционно называемыми слепоглухими);
слабослышащих и позднооглохших детей (со слуховыми аппаратам и (или) имплантами), имеющих при сохранном первичном интеллекте нарушения опорно-двигательного аппарата (как обслуживающие себя, так и не обслуживающие, как ходящие, так и не ходящие);
Слайд 20слабослышащих и позднооглохших обучающихся (со слуховыми аппаратам и (или) имплантами),
имеющих замедленный темп или неравномерное становление познавательной деятельности (нарушения внимания,
памяти, восприятия и других познавательных процессов) и эмоционально-волевой сферы;
соматически ослабленных слабослышащих и позднооглохших обучающихся (со слуховыми аппаратам и (или) имплантами) (с нарушениями вестибулярного аппарата, врожденным пороком сердца, заболеваниями почек, печени, желудочно-кишечного тракта и другими поражениями различных систем организма);
глухих с кохлеарными имплантами, у которых до поступления в школу еще не удалось сформировать развернутую словесную речь;
глухих детей, которые к началу школьного образования достигли уровня развития, позволяющего им получать образование на основе АООП НОО, владеющие фразовой речью и воспринимающие на слух и с индивидуальными слуховыми аппаратами хорошо знакомый речевой материал.
Слайд 21Три варианта АООП НОО (A,B,C):
Вариант C предполагает, что обучающийся получает
образование в пролонгированные сроки несопоставимое по итоговым достижениям к моменту
завершения школьного обучения с образованием сверстников без ограничений здоровья.
Слайд 22Вариант С предназначен для образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся (со
слуховыми аппаратам и (или) имплантами):
с задержкой психического развития церебрально-органического
происхождения, в результате которой длительное время отмечается функциональная незрелость центральной нервной системы.
с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
с задержкой психического развития или легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и нарушениями зрения, проявлениями детского церебрального паралича (ДЦП);
с задержкой психического развития или с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и соматическими заболеваниями (почек, печени, желудочно-кишечного тракта и других поражений различных систем организма.
Слайд 23Определение варианта основной образовательной программы для слабослышащих и позднооглохших обучающихся
осуществляется на основе рекомендаций ПМПК, сформулированных по результатам его комплексного
обследования, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации
Слайд 24Программа коррекционной работы должна обеспечивать:
выявление особых образовательных потребностей
слабослышащих и позднооглохших обучающихся, обусловленных степенью снижения слуха, уровнем речевого
развития и особенностями их психического развития;
осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи обучающимся с нарушением слуха с учетом особенностей психофизического развития и их индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
возможность освоения обучающимися с нарушением слуха основной общеобразовательной программы начального общего образования и их интеграции/инклюзии в общеобразовательной организации;
возможность развития у слабослышащих и позднооглохших обучающихся адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию с взрослыми и учащимися по вопросам создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;
возможность овладения обучающимися с нарушением слуха социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; навыками коммуникации; дифференциация и осмысление картины мира и её временно-пространственной организации; осмысления своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей;
осуществление специальной поддержки освоения основной образовательной программы.
Слайд 25Программа коррекционной работы предусматривает необходимость учёта особых образовательных потребностей слабослышащих
и позднооглохших обучающихся посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса
Слайд 26Особые образовательные потребности различаются у слабослышащих и позднооглохших обучающихся разных
категорий, определяют особую логику построения учебного процесса, находят своё отражение
в структуре и содержании образования.
Слайд 27Только при удовлетворении особых образовательных потребностей каждого обучающегося, можно открыть
ему путь к полноценному качественному образованию.
Слайд 28Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны:
обеспечивать связь между требованиями стандарта, образовательным процессом и системой оценки
результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;
являться основой для разработки адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования образовательных организаций;
являться содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ учебных предметов и учебно-методической литературы, а также для системы оценки качества освоения обучающимися адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями стандарт
Слайд 29Федеральный государственный образовательный стандарт для слабослышащих и позднооглохших обучающихся и
АООП НОО учитывают современные тенденции в изменении состава этой группы
детей