Слайд 2о. Павел Флоренский
(1882–1937)
Слайд 3Жизнь
Род. на Кавказе
В русско-армянской семье
Окончил физико-математический
Факультет Московского университета
С 1904
г. учился в Духовной академии в Сергиевом Посаде
1911 г.
рукоположение
С 1918 г. работал в гос. комиссии по электрификации России
Ученый секретарь Исторической комиссии Троице-Сергиевой Лавры
1928–1937: ссылка, лагерь, смерть
Слайд 4«Русский Леонардо да Винчи"
Ученый-энциклопедист:
богослов, священник, философ,
математик, физик, инженер,
изобретатель…
Слайд 51934 г. работал
на Соловецком лагерном
заводе йодной
промышленности,
проблема
добычи йода
и агар-агара
из морских водорослей
Слайд 6Сочинения
Столп и утверждение истины
(Опыт православной теодиции в двенадцати письмах) (1914)
Смысл
идеализма (1914)
Иконостас (1922)
Циклы:
У водоразделов мысли
(1917-1918)
Очерки философии культа
(1918-1922)
Имена (1914-1926)
Слайд 7«Конкретная метафизика"
Несистемная, полифоническая мысль
Невозможноcть рационализации истин веры
Реальность имеет иррациональный характер
(vide математика)
Сущность Бога непознаваема
Слайд 8“Много есть родов безбожия, но худший
из них — так
именуемая «разумная», или, точнее, рассудочная вера. Худший, ибо кроме непризнания
объекта веры («вещей
невидимых») она, к тому же, являет в себе лицемерие, признает Бога, чтобы отвергнуть самое существо Его, — «невидимость»,
т. е. сверхрассудочность. «Что есть «разумная вера»?» — спрашиваю себя. Отвечаю: ««Разумная вера» есть гнусность и смрад
пред Богом»”
Столп и утверждение истины
Слайд 9Concrescere –
“срастаться”
«синоним» всеединства
Интегральная связь всех сущих
«Конкретная метафизика"
Слайд 10Единосущность
Философские системы
Слайд 11Платонизм – наиболее
христианская система
Более всего подходит
для выражения связи
Бога и мира
Роль терминологии
Платона
Слайд 12Связь между сущностью и явлением
Нет сущности, явление
сущность = явление
Сущность не
проявляется,
явление
Сущность проявляется
в явлении,
Но не есть явление
Слайд 13Философское богословие
Философствовать о религии внутри религии
Исходная точка – вера
Православие
как источник русской философии
Слайд 14«Конкретная метафизика"
Связь различных областей знания
Не система цельного знания
Сохраняет специфику отдельных
сфер
Метод: богословская, философская,
филологическая, математическая,
художественная и др.
перспективы
Иллюстрации из Столпа
Слайд 15“ПРЕДЕЛ ЛЮБВИ —
ДА ДВОЕ ЕДИНО
БУДУТ”
Van Veen Emblemata Antwerp,
1608
Слайд 16“Что я делал всю жизнь? -
Рассматривал мир как единое
целое, как единую картину и реальность, но в каждый момент
или, точнее, на каждом этапе своей жизни, под определенным углом зрения.
Я просматривал мировые соотношения на разрезе мира по определенному направлению,
в определенной плоскости и старался понять строение мира по этому, на данном этапе меня занимающему признаку. Плоскости разреза менялись, но одна не отменяла другой, а лишь обогащала. Отсюда - непрестанная диалектичность мышления (смена
плоскостей рассмотрения), при постоянстве установки на мир, как целое”
Слайд 17«Конкретная метафизика,"
resp. Философия единосущности
Слайд 18Cимвол
“бытие, которое больше самого себя, – таково основное определение символа.
Символ – это нечто являющее собою то, что не есть
он сам, большее его, и однако существенно чрез него объявляющееся. Раскрываем это формальное определение: символ есть такая сущность, энергия которой, сращенная или, точнее, срастворенная с энергией некоторой другой, более ценной в данном отношении сущности, несет таким образом в себе эту последнюю”
«нет ничего внешнего, что не было бы явлением внутреннего»
Слайд 20Икона отсылает к первообразу
«иконопись есть мета-
физика, как и метафизика —
своего рода иконопись слова»
«икона не есть художественное произведение, произведение самодовлеющего
художества,
а есть произведение свидетельское, которому потребно и художество
наряду со многим другим»
Слайд 21Все может рассматриваться как символ
Напр., одежда – материальное выражение сущности
человека
Все символы отсылают к Богу и выражают Его
“Permanentia symbolorum.
Symbola permanent”
Слайд 22Символ имеет антиномическую природу:
Он выражает символизируемую реальность
Он “менее” реален, чем
символизируемая реальность
Антиномический характер всей реальности
Слайд 23Истина есть антиномия
“Истина потому и есть истина, что не боится
никаких оспариваний; а не боится их потому, что сама говорит
против себя более, чем может сказать какое угодно отрицание; но это само–отрицание свое истина сочетает с утверждением. Для рассудка истина есть противоречие, и это противоречие делается явным, лишь только истина получает словесную формулировку. Каждое из противоречащих предложений содержится в суждении истины и потому наличность каждого из них доказуема с одинаковою степенью убедительности, — с необходимостью. Тезис и антитезис вместе образуют выражение истины. Другими словами, истина есть антиномия, и не может не быть таковою”
Столп и утверждение истины
Слайд 24"Бессильное усилие человеческого рассудка примирить противоречия, вялую попытку напрячься давно
пора отразить бодрым признанием противоречивости"
Божественная истина раскрывается
как антиномия
Слайд 25“Акт самоотрешения рассудка и есть высказывание антиномии. Да и в
самом деле, только антиномии и можно верить (...). Если бы
истина была неантиномична, то рассудок, всегда вращаясь в своей собственной области, не имел бы точки опоры, не видел бы объекта вне-рассудочного и, следовательно, не имел бы побуждения начать подвиг веры. Эта точка опоры — догмат. С догмата-то и
начинается наше спасение”
"Тайны религии — это не секреты, которые не следует разглашать, не условные пароли заговорщиков, а невыразимые, несказанные, неописуемые переживания, которые не могут облечься в слово иначе, как в виде противоречия, которые зараз — и «да» и «нет». Это — «вся паче смысла — таинства»”
Слайд 26Антиномия есть Истина
Одна сущность – три Ипостаси
Христос существует
в двух природах
неслитно, непревращенно, неразделимо, неразлучимо
Божественная благодать –
человеческое усилие
Слайд 27“Тем острее и тем многообразнее рассудочные антиномии веры, чем проникновеннее
и чем полнозвучнее самое переживание.
И действительно, Священная Книга полна
антиномиями. Только подлинный религиозный опыт усматривает антиномии и видит, как возможно фактическое их примирение; но для позитивистического рассудка они не видны, или же их заостренность представляемся литературной) манерою парадоксального, — а то и больного, — ума”
Слайд 28Символ как способ религиозного познания
Выражение символизируемой реальности,
но не пассивная
копия
Synergeia – соработничество Бога и человека
Теоцентрическая ориентировка разума (contra секуляризм)
Слайд 33“В храме, говоря принципиально, все сплетается со всем: храмовая архитектура,
например, учитывает даже такой малый, по-видимому, эффект, как вьющиеся по
фрескам и обвивающие
столпы купола ленты голубоватого фимиама, которые своим движением и сплетением почти беспредельно расширяют архитектурные пространства храма, смягчают сухость и жесткоть линий и, как бы расплавляя их, приводят в движение и жизнь”
Храмовое действо
как синтез искусств
Слайд 34Человек как homo liturgicus
Культура происходит из культа
“Секулярная” культура (имманентного характера)
есть искажение
Философия происходит из культа (религии)
Слайд 35Как возможен культ?
Связь трансцендентного и имманентного,
Бога и человека, соединение
горнего с дольним
Философия в категориях культа:
Участие
Икона
Причастие
Преображение
Откровение…
Philosophia est ancilla Ecclesiae
Слайд 36Cultus – от collere “крутиться, вращаться”
Крест и Евхаристия
Видимое и невидимое
Пространство
и время
Слайд 37Семь таинств
Крещение – омовение
Евхаристия – питание
Миропомазание – украшение
Елеосвящение – лечение
Покаяние
– очищение души
Брак – акт размножения
Священство – утверждение функции власти
«Культ
есть система тайнодействий»
Слайд 38Литургия как Богочеловеческий акт
synergeia – соработничество
Символический характер
Слайд 39Икона и молитва
- “окно в горний мир”
Икона - «написанное Имя
Божие»
Слайд 40Семен Людвигович
Франк
(1877–1950)
Слайд 41Жизнь
Род. в Москве в еврейской семье
1894–1901 изучал право
(Москва, Казань) и
философию
в Мюнхене и Берлине
Работы по политэкономии
K. Маркса
С 1905
– философия
В 35-летнем возрасте – крещение:
“мое христианство я всегда сознавал, как наслоение на ветхозаветной основе, как естественное развитие религиозной жизни своего детства”
Слайд 421916 – магистер (Предмет знания)
Privat-docent Петербургского у-та
1917 – Душа человека
(др, не защищена)
1917-1921 – декан Историко-филологического отделения Саратовского у-та
1921-1922 –
Свободная академия духовной культуры (вместе с Н. Бердяевым)
С 1922 - изгнание
“Философский параход”
Oberbürgermeister Haken
Слайд 43С 1922 –
Берлин, Франция, Лондон
Слайд 44Сочинения
Предмет знания, 1915
Душа человека, 1917
Религия и наука, 1924
Духовные основы общества,
1930
Непостижмое:
Онтологическое введение в философию религии, 1939
С нами Бог, 1946
Свет
во тьме, 1949
Реальность и человек, 1956
Слайд 45Влияние
Й.В. Гёте
А. Бергсон
Николай Кузанский: “единственный учитель философии”
В.С. Соловьев
Платон
Плотин
Слайд 46Современники
Мартин Бубер
Мартин Хайдегер
Макс Шелер
Габриель Марсель
Жак Маритен
Слайд 47“Основа всей моей мысли есть та philosophia perennis , которую я
усматриваю в платонизме, в особенности в той форме, в которой
он в лице новоплатонизма и христианского платонизма проходит через всю историю европейской философии, начиная с Плотина, Дионисия Ареопагита и Августина вплоть до Баадера и Владимира Соловьева. Философия здесь в принципе совпадает с умозрительной мистикой” Непостижимое
Слайд 48Бог как Непостижимое
Бог совершенно прост
В Нем нет различий
Antinomic character
Слайд 49Металогическое бытие
neti-neti (Упанишады): “не то, не то”
Абсолют основа всех определений
Но
не описывается ни одним из них:
ABC A + B
+ C
Превышает все утверждения и отрицания
Coincidentia oppositorum
Слайд 50“В первооснове «сущность» совпадает с «бытием», «идеальное» с «реальным», причина
с основанием, и то и другое – со следствием или
действием, и все вместе – с простой наличностью; единство совпадает с множественностью, качество с носителем качества, отношение к иному с внутренним существом, отрицательная связь с положительной, бытие с небытием”
Бог/Божество/Святость/Святыня
“Бог не есть – но не в том смысле, что он есть «иллюзия» и должен быть вычеркнут из состава подлинного бытия, а лишь
в том смысле, что его реальность, будучи реальностью абсолютной первоосновы или первоисточника бытия, превышает всяческое бытие. Не Бог есть в бытии, а, напротив, всякое бытие есть в нем и из него. Как бытие не «есть»,
а «бытийствует», так и Божество не есть, а «божествует», – «святит» и творит само бытие”
Слайд 51Attingitur inattingibile inattingibiliter:
Недостижимое достигается именно через посредство его недостижения (Николай
Кузанский)
“Божество не есть нечто предметно-сущее, а есть первоисточник реальности, возвышающийся
над всем предметным бытием”
non-aliud – “неинаковость”:
Абсолют предваряет различие между idem и aliud –
“тем” и “другим”
Слайд 53“Трансрациональное, непостижимое по существу, как мы видели, не лежит где-либо
далеко или скрыто от нас. Так как оно совпадает с
бытием в его безусловности, то оно, напротив, наличествует
во всяком сознании реальности с последней, абсолютной очевидностью, если у нас только есть глаза, чтобы увидать его. Самое знакомое, то, что со всех сторон окружает и проникает нас, то, в чем мы живем, движемся и есмы, – реальность как таковая – совпадает с непостижимым. И все постижимое
и понятное, все уловимое в понятиях укоренено в нем и имеет смысл лишь в связи с ним”
Слайд 54Как возможно преодоление границы между предметом и субъектом знания?
Мы
принадлежим к Абсолюту
“Мы имеем не одно, а как бы два
знания отвлеченное знание о предмете, выражаемое в суждениях и понятиях, – знание, как мы видели, всегда вторичного порядка – и непосредственную интуицию предмета в его металогической цельности и сплошности – первичное знание, на котором основано и из которого вытекает отвлеченное знание ”
A = (x – BCD), B = (x – ACD)
Слайд 55Абсолют in potentio содержит все вещи
и понятия и определяет процесс
познания
“Нечто имманентное можно помыслить лишь на основе трансцендентного”
Гранат –
символ единства в многообразии
Слайд 56“Смысл онтологического доказательства состоит совсем не в том, что через
анализ отвлеченной идеи, не имеющей необходимой связи
с реальностью, мы
с помощью каких-то волшебных умозаключений, какого-то логического «трюка» доходим до утверждения реальности,
а просто в том, что мы здесь с самого начала имеем не отвлеченную идею, а саму полноту реальности, и всматриваясь в нее, видим, что иначе мы такой предмет вообще иметь не можем, т. е. что обычное логическое различие между «идеей» и «реальностью» здесь неосуществимо”
“Онтологическое доказательство"
Слайд 57Два пути познания
Интуиция всеединства
есть основа всякого познания
Слайд 58“Живое знание”
Единство мышления и переживания
Непосредственное постижение своего
собственного психического акта
(эмоция, эмпатия, религиозный опыт)
Слайд 59Познание Бога
Трансцендентное “Ты”, в котором укоренено “я”
“Между формой «есть»,
в которой принято отвлеченно выражать бытие Бога, и конкретно открывающейся
мне формой «еси» лежит целая бездна, отделяющая спорное, сомнительное, всегда от меня ускользающее от абсолютно очевидного, заполняющего и конституирующего своей очевидностью все мое бытие. Пусть атеист – в разъясненном выше смысле – и прав в своем утверждении, что «Бога нет», понимая под этим, что Бог не «существует», не «есть». Но ты, мой Боже, еси! И какое мне дело до всякого «есть», до всякого холодного, трезвого «констатирования факта» перед лицом этого интимно, извнутри захватывающего меня, благодатного живого «еси»?”
Слайд 61Docta ignorantia
Бл. Августин, Письмо 130 (121)
Ведающее неведение: знание нашего
незнания
“Для самого пытливого человека не будет более совершенного постижения, чем
явить высшую умудренность в собственном незнании, всякий окажется тем ученее, чем полнее увидит свое незнание” (De docta…, I, 1, 3)
Осознание металогической основы реальности (Франк)
Слайд 62Гносеологический аспект
„Как только я пытаюсь охватить Бога мыслью, выразить его
существо в каком-либо понятии, Он уже ускользает от меня, и
вместо истинного Бога я имею только некий призрак, какую-то Его фальсификацию”
Бог непостижим
(incomprehensibiliter)
Слайд 63“утвердительные имена, которые мы приписываем Богу, Его бесконечно умаляют. (...)
они присваиваются Ему всегда ввиду чего-либо встречающегося среди творений, поскольку
же все частное, отдельное, имеющее противоположность может подходить Богу только с крайним умалением Его”
Николай Кузанский
“Элемент неведения выражается в ней именно в антиномистическом содержании утверждения, элемент же ведения – в том, что это познание обладает все же формой суждения – именно формой двух противоречащих друг другу суждений”
Антиномический характер
Бог выше и до всех определений и понятий
Слайд 64Методологический аспект
(отношение между философией и религией)
Слайд 65“Я предвижу, что моя книга не удовлетворит ни один из
двух лагерей, на которые распалась современная духовная жизнь. Философам и
людям неверующей мысли она представится незаконным смешением независимой рациональной мысли с традиционной религиозной верой; богословы и люди просто верующие без размышления признают незаконной саму попытку свободного философского осмысления вопросов, единственный ответ на который они находят в авторитете положительного откровения и традиционного церковного учения.(...) Из существа того "умудренного неведения", из которого истекают все мои мысли, само собой следует, что всякая философская система — а значит, и моя собственная — в качестве попытки рационально выразить сверхрациональное существо реальности должна пониматься только как приблизительное, схематическое и в лучшем случае лишь относительно верное отображение подлинной истины бытия”
Слайд 66Задача философии
“философия есть рациональное преодоление ограниченности рациональной мысли”
(Реальность и
человек)
“Единственная истинная философия, заслуживающая этого имени, есть философское преодоление (...)
всякой рациональной философии”
(Непостижимое)
Слайд 67Аскетический аспект
«Но только реальность, которую мы должны здесь точно воспринимать
в ее объективном составе, есть не отрешенное от нас, «объективное»,
в себе сущее существо Бога, а именно реальность нашей жизни с Богом и в Боге или реальность той духовной вселенной, которая слагается из отношения между Богом и нами самими (или миром)»