Слайд 1АРХИМЕДОВА СИЛА
Автор: Ю.А.Каверин
Слайд 2ПОДУМАЙ !
Определите выталкивающую силу, действующую
на погруженный в воду цилиндр.
Слайд 3ЭКСПЕРИМЕНТИРУЕМ
Подвесим к пружине небольшое ведерко и тело цилиндрической
формы. Отметим положение стрелки-указателя на штативе.
Слайд 4ЭКСПЕРИМЕНТИРУЕМ
Поместим тело в сосуд.
Почему сократилась пружина при погружении цилиндра в воду?
А каков
объем воды, вылившейся из сосуда?
Слайд 5ЭКСПЕРИМЕНТИРУЕМ
Что нужно сделать, чтобы пружина
заняла первоначальное положение?
А как
можно увеличить вес ведерка?
Слайд 6ВЫВОД
Сила, выталкивающая целиком погруженное в газ или
жидкость тело, равна весу газа или жидкости в объеме этого
тела.
FA = Рж
Слайд 7ЗАКОН АРХИМЕДА
Тело, находящееся в жидкости (или газе), теряет
в своем весе столько, сколько весит жидкость (или газ) в
объеме, вытесненном телом.
Слайд 8ЛЕГЕНДА ОБ АРХИМЕДЕ
Величайший древнегреческий ученый, математик, физик и
изобретатель (287 г. до н.э. – 212 г. до н.э.)
Царь
Гиерон: «Золотая ли корона?»
Слайд 9ЭКСПЕРИМЕНТИРУЙ !
Выясните, от каких величин зависит архимедова сила,
а от каких – не зависит:
от
объема погруженной части тела,
от плотности тела,
от веса тела,
от глубины погружения,
от плотности жидкости.
Слайд 12РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ ЗАДАЧИ
Дано:
СИ Решение:
V=20
см3 2·10-5 м3 FА =ρж g V,
ρж=1000 кг/м3 FА = 1000 кг/м3 · 9,8 Н/кг х
х 2·10-5 м3 ≈ 0,2 Н
FА - ?
Ответ: ≈ 0,2 Н
Слайд 13
ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ
h2
h1
F1
F2
F3
F4
F3 = F4
F2
> F1
т.к. h2 > h1
СИЛА АРХИМЕДА
FА = F2 – F1 –– выталкивающая сила
FА = PЕ возд – PЕ жид
FА = pжg V
pжx V = m ж
m ж x g = pж
FА = Pж
Закон Архимеда:
II в. до н.э.
Слайд 14ПОДУМАЙ !
На какой из опущенных в воду стальных
шаров действует наибольшая выталкивающая сила?
Слайд 15ПОДУМАЙ !
Одинакового объема тела – стеклянное и стальное
– опущены в воду. Одинаковые ли выталкивающие силы действуют на
них?
Слайд 16ПОДУМАЙ !
Одинаковые ли выталкивающие силы будут действовать на
данное тело в жидкости при погружении его на разную глубину?
Слайд 17ПОДУМАЙ !
Изменится ли выталкивающая сила, если брусок, находящийся
в жидкости, перевести из положения а в положение б?
Слайд 18ПОДУМАЙ !
Подвешенные к коромыслу весов одинаковые шары погрузили
в жидкость сначала так, как показано на рисунке а, а
затем так, как показано на рисунке б. В каком случае равновесие весов нарушится? Почему?
Слайд 19ПОДУМАЙ !
На дне аквариума находится камень, полностью погруженный
в воду. Изменится ли действующая на камень выталкивающая сила при
доливании воды в аквариум?
Слайд 20ПОДУМАЙ !
Кусок стального рельса находится на дне реки.
Его приподняли и поставили вертикально. Изменилась ли при этом действующая
на него выталкивающая сила? Изменится ли она, если при подъеме часть рельса окажется над водой?
Слайд 21ПОДУМАЙ !
Почему у рыб и морских животных менее
массивный скелет по сравнению со скелетом млекопитающих, а конечности атрофированы?
Слайд 22ПОДУМАЙ !
Почему отстаивание воды ведет к очищению ее
от нерастворимых в ней веществ?
Слайд 23ЗАЛЬЕТ ЛИ ВОДА СВЕЧУ?
Опустим в сосуд с водой
стеариновую свечу (на ее нижнем конце закреплен небольшой грузик). Свеча
плавает, как поплавок. Как долго будет гореть свеча?
Слайд 24Источники информации
Диск «Библиотека электронных наглядных пособий», Физика, 7-11 класс («Кирилл
и Мефодий»)
Диск «Физика. Библиотека наглядных пособий. 7-11кл.» («1С: Образование»)
Диск «Большая
энциклопедия Кирилла и Мефодия»
Чеботарева А.В. Самостоятельные работы учащихся по физике в 6-7 классе: Дидакт. материал. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1985