Разделы презентаций


ИЗМЕНЕНИЯ В КОНТРОЛЬНЫХ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛАХ

Содержание

4. Орфоэпические нормы (трудности с постановкой ударения в причастиях и глаголах (звоним, щемит, приручённый, нажитый). 12. Правописание НЕ и НИ со словами(ошибки на правило слитного и раздельного написании НЕ с причастиями,

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ИЗМЕНЕНИЯ В КОНТРОЛЬНЫХ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛАХ
Е
Г
Э
2019

ИЗМЕНЕНИЯ В КОНТРОЛЬНЫХ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛАХ ЕГЭ2019

Слайд 24. Орфоэпические нормы (трудности с постановкой ударения в причастиях и

глаголах (звоним, щемит, приручённый, нажитый).
12. Правописание НЕ и НИ

со словами
(ошибки на правило слитного и раздельного написании НЕ с причастиями, забывая об одном из условий раздельного написания – наличии зависимого слова; причастие часто путается с прилагательным или глаголом, краткое причастие – наречием).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

4. Орфоэпические нормы (трудности с постановкой ударения в причастиях и глаголах (звоним, щемит, приручённый, нажитый). 12. Правописание

Слайд 316. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (трудно –

однородные причастные или деепричастные обороты)
В мире не счесть мастеров-виртуозов (1)

артистично владеющих (2) рисунком, живописью, композицией и (3) создающих (4) великолепные полотна.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

16. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (трудно – однородные причастные или деепричастные обороты)В мире не

Слайд 418. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении ( который; СПП с

несколькими придаточными).
Футуристы (1) стихи (2) которых (3) неоднозначно воспринимались читателями

и слушателями (4) признавались (5) что стремились своим творчеством взбудоражить публику.
22. Функционально-смысловые типы речи
24. Средства связи предложений в тексте

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

18. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении ( который; СПП с несколькими придаточными).Футуристы (1) стихи (2) которых (3)

Слайд 5ИЗМЕНЕНИЯ
Увеличено количество заданий в экзаменационной работе с 26 до 27

за счет введения нового задания (21), проверяющего умение проводить пунктуационный

анализ текста.
Изменен формат заданий 2, 9–12.
Расширен диапазон проверяемых орфографических и пунктуационных умений.
Уточнен уровень сложности отдельных заданий.
Уточнена формулировка задания 27 с развернутым ответом.
Уточнены критерии оценивания заданий 1 и 27.
ИЗМЕНЕНИЯУвеличено количество заданий в экзаменационной работе с 26 до 27 за счет введения нового задания (21), проверяющего

Слайд 6ЗАДАНИЕ 1

ЗАДАНИЕ 1

Слайд 7ЗАДАНИЕ 1
СОЮЗ (сочинительные и подчинительные),
МЕСТОИМЕНИЕ (притяжательное, личное, указательное),
ЧАСТИЦЫ

(ограничительные, выделительные).
НАРЕЧИЕ, ВВОДНЫЕ СЛОВА

ЗАДАНИЕ 1СОЮЗ (сочинительные и подчинительные), МЕСТОИМЕНИЕ (притяжательное, личное, указательное), ЧАСТИЦЫ (ограничительные, выделительные).НАРЕЧИЕ, ВВОДНЫЕ СЛОВА

Слайд 8ЗАДАНИЕ 8 ЗАДАНИЕ 9

ЗАДАНИЕ 8      ЗАДАНИЕ 9

Слайд 9ЗАДАНИЕ 9 ЗАДАНИЕ 10

ЗАДАНИЕ 9      ЗАДАНИЕ 10

Слайд 10ЗАДАНИЕ 10 ЗАДАНИЕ 11

ЗАДАНИЕ 10      ЗАДАНИЕ 11

Слайд 11ЗАДАНИЕ 11 ЗАДАНИЕ 12
в заданиях

9, 10, 11, 12 может быть 2, 3, 4 ответа
1

балл
ЗАДАНИЕ 11      ЗАДАНИЕ 12в заданиях 9, 10, 11, 12 может быть 2,

Слайд 12ЗАДАНИЕ 21 – пунктуационный анализ
Найдите предложения, в которых тире ставится

в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите

номера этих предложений.

(1)Чегемское ущелье – одна из настоящих жемчужин Кабардино-Балкарии. (2)Оно тянется с северо-востока на северо-запад, пронзая Скалистый, Лесистый, Боковой и Пастбищный хребты. (3)В месте, где ущелье проходит сквозь Скалистый хребет, находится теснина – наиболее узкая его часть длиной 5 км. (4)Дно ущелья местами сужается до 15–20 м, зажатое по бокам отвесными стенами, которые возвышаются на 100–200 м и нависают над тропой и несущимся рядом Чегемом. (5)Река промыла здесь известняковый хребет, поэтому стены теснины окрашены в красивые оттенки: от белого и кремового до оранжевого. (6)За Скалистым хребтом сохранились древние башни, а в самом конце ущелья возвышается, пожалуй, самая живописная гора Главного Кавказского хребта – Тихтенген (4611 м), западнее которой находится перевал Твибер (3780 м). (7)Здесь путешествие обычных туристов заканчивается: дорогу перегораживает мощный ледник – передвижение по нему очень опасно.

3,6

ЗАДАНИЕ 21 – пунктуационный анализНайдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же

Слайд 13ЗАДАНИЕ 21 – пунктуационный анализ
Найдите предложения, в которых запятая ставится

в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите

номера этих предложений.

(1)В дубовом редколесье Сихотэ-Алинского заповедника, у подножия сопок, перед путником возникает волшебный разноцветный мир. (2)3десь мелькают ярко-красные с радужными переливами крапивницы, кружатся жёлто-белые с кровавыми и тёмными пятнами аполлоны, перелетают с цветка на цветок огромные исчерна-синие махаоны. (3)Махаоны ведут себя как заправские пловцы: садятся на воду и, распластав крылья, несутся по течению реки. (4)Сначала кажется, что бабочки случайно попали в воду и не могут подняться. (5)Желая спасти красавицу, человек протягивает руку — она вмиг взлетает. (6)А через минуту эти великолепные, красивые бабочки снова стремятся к воде. (7)Внизу, в траве, бегают проворные блестящие жужелицы. (8)Эти хищные жуки — друзья и помощники человека в борьбе с вредными насекомыми.

1,7

3,5

ЗАДАНИЕ 21 – пунктуационный анализНайдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же

Слайд 14ЗАДАНИЕ 21 – пунктуационный анализ
максимальное количество предложений в тексте –

9
количество правильных ответов от 2 до 9
знаки препинания на одно

правило, однотипные синтаксические конструкции
NB! тире, двоеточие, запятая
могут быть группы ответов (например, запятая в простом предложении, осложненном обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом, и запятая в сложном предложении ). Записывать только один вариант ответов.
ЗАДАНИЕ 21 – пунктуационный анализмаксимальное количество предложений в тексте – 9количество правильных ответов от 2 до 9знаки

Слайд 1527. СОЧИНЕНИЕ
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных

автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из

прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту),не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

27. СОЧИНЕНИЕНапишите сочинение по прочитанному тексту.Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий

Слайд 16СОЧИНЕНИЕ

СОЧИНЕНИЕ

Слайд 17КОМПОЗИЦИЯ СОЧИНЕНИЯ
ПРОБЛЕМА
КОММЕНТАРИЙ К ПРОБЛЕМЕ
ПОЗИЦИЯ АВТОРА
ОТНОШЕНИЕ К ПОЗИЦИИ АВТОРА
ОБОСНОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ К

ПОЗИЦИИ АВТОРА
ВЫВОД

КОМПОЗИЦИЯ СОЧИНЕНИЯПРОБЛЕМАКОММЕНТАРИЙ К ПРОБЛЕМЕПОЗИЦИЯ АВТОРАОТНОШЕНИЕ К ПОЗИЦИИ АВТОРАОБОСНОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ К ПОЗИЦИИ АВТОРАВЫВОД

Слайд 18ПРОБЛЕМА
ВОПРОС, на который отвечает автор текста
вопросительное предложение
конструкция «Проблема чего»
Человек должен


с уважением относиться к родному языку
ПОЗИЦИЯ АВТОРА
Каким должно быть отношение

человека к родному языку?

ПРОБЛЕМА

ПРОБЛЕМАВОПРОС, на который отвечает автор текставопросительное предложениеконструкция «Проблема чего»Человек должен с уважением относиться к родному языкуПОЗИЦИЯ АВТОРАКаким

Слайд 19ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Необходимо сформулировать и прокомментировать
одну из проблем, поставленных автором текста.
(Не

затронутых, не упомянутых, а поставленных!)

Ставить – перен. Выдвигать, предлагать для

решения, выполнения, рассмотрения, обсуждения. С. задачу перед кем-н. С. твердые сроки. Правильно с. вопрос.
Затронуть – перен. Излагая, обратить мимоходом внимание на что-нибудь.
Упомянуть - назвать, коснуться кого-чего-нибудь в речи.

ВАЖНО! Мы работаем с текстом (не произведением, романом, статьей, рассказом) – это фактическая ошибка

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!Необходимо сформулировать и прокомментироватьодну из проблем, поставленных автором текста.(Не затронутых, не упомянутых, а поставленных!)Ставить – перен.

Слайд 20КОММЕНТАРИЙ
Комментарий выделенной экзаменуемым проблемы показывает, насколько глубоко и полно он

понял эту проблему, сумел увидеть ее аспекты, намеченные автором, сумел

проследить за ходом авторской мысли. Иными словами, комментирование проблемы должно обнаружить степень адекватности восприятия текста экзаменуемым, умения «дешифровать» его содержание, проблематику. Комментируя сформулированную проблему, экзаменуемый как бы проходит обратный авторскому мыслительный путь.
КОММЕНТАРИЙКомментарий выделенной экзаменуемым проблемы показывает, насколько глубоко и полно он понял эту проблему, сумел увидеть ее аспекты,

Слайд 21Учащийся комментирует сформулированную проблему только с опорой на исходный текст!


Приводимые примеры-иллюстрации должны иметь прямое отношение к сформулированной проблеме!
Нельзя пересказывать

текст, увлекаться чрезмерным цитированием!
Пересказ – это то, что делает герой, комментарий – это то, что делает автор
Учащийся комментирует сформулированную проблему только с опорой на исходный текст! Приводимые примеры-иллюстрации должны иметь прямое отношение к

Слайд 22ВЗЯТЬ НА ЗАМЕТКУ
0 баллов
КОММЕНТАРИЙ -
простой пересказ фрагмента.
КОММЕНТАРИЙ -
к

другой, не заявленной в сочинении проблеме
0 баллов
0 баллов
КОММЕНТАРИЙ -
цитата

большого фрагмента исходного текста
ВЗЯТЬ НА ЗАМЕТКУ0 балловКОММЕНТАРИЙ - простой пересказ фрагмента.КОММЕНТАРИЙ - к другой, не заявленной в сочинении проблеме0 баллов0

Слайд 23Назначение цитаты — подтвердить сказанное, но не повторять его
Автор показывает,

как в
сложившейся ситуации ожидание
неминуемой гибели заставило
семнадцатилетнего солдата


почувствовать «беззащитность,
беспомощность».


А.Генатулин образно и точно передал осознание рассказчиком непрочности, кратковременности его короткой жизни: убегая от
пули, герой чувствует себя
«трепетной свечой на ветру,
хрупким сосудом, полным горячей крови».

Рассказчик, понимая, что
находится на мушке снайпера,
чувствует себя беспомощным и беззащитным: «Я почувствовал
всю свою беззащитность,
беспомощность».

Герой представляет себя свечой, которая может мгновенно погаснуть, и стеклянным сосудом, который может разбиться в любую секунду: «Я ощущал себя трепетной свечой на ветру, хрупким сосудом, полным горячей крови».

Назначение цитаты — подтвердить сказанное, но не повторять егоАвтор показывает, как в сложившейся ситуации ожидание неминуемой гибели

Слайд 24Автор и рассказчик в художественном тексте
А
Р

Автор и рассказчик в художественном текстеАР

Слайд 25АВТОР И РАССКАЗЧИК В ТЕКСТЕ
А
Р
Если в тексте художественного стиля повествование

ведется от первого лица, это не значит, что рассказчиком является

сам автор.
Исключение – тексты публицистического стиля (автор совпадает с рассказчиком)
АВТОР И РАССКАЗЧИК В ТЕКСТЕАРЕсли в тексте художественного стиля повествование ведется от первого лица, это не значит,

Слайд 26КОММЕНТАРИЙ
пример - иллюстрация
это связанная с поставленной проблемой информация текста, которая

сопровождается пояснениями, интерпретациями учащегося

КОММЕНТАРИЙпример - иллюстрацияэто связанная с поставленной проблемой информация текста, которая сопровождается пояснениями, интерпретациями учащегося

Слайд 27КОМПОЗИЦИЯ КОММЕНТАРИЯ
первый
пример - иллюстрация
второй
пример - иллюстрация
пояснение к примеру
пояснение к примеру
связь

между примерами

КОМПОЗИЦИЯ КОММЕНТАРИЯпервыйпример - иллюстрациявторойпример - иллюстрацияпояснение к примерупояснение к примерусвязь между примерами

Слайд 28ПРИМЕРЫ-ИЛЛЮСТРАЦИИ

ПРИМЕРЫ-ИЛЛЮСТРАЦИИ

Слайд 29ПОЯСНЕНИЕ К ПРИМЕРАМ

ПОЯСНЕНИЕ К ПРИМЕРАМ

Слайд 30СМЫСЛОВАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ ПРИМЕРАМИ

СМЫСЛОВАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ ПРИМЕРАМИ

Слайд 31ГДЕ ОБОЗНАЧАТЬ СВЯЗЬ МЕЖДУ ПРИМЕРАМИ?
Указание на связь примеров как зачин

в комментарии
Размышляя над проблемой, писатель противопоставляет двух героев, каждый из

которых воплощает в себе разное отношение к жизни <…>.
Указание на связь примеров при переходе от первого примера ко второму
<…>Для сравнения обратимся к другому примеру. <…>
Указание на связь примеров как итог комментирования:
Оба приведенных примера, дополняя друг друга, позволяют увидеть…
ГДЕ ОБОЗНАЧАТЬ СВЯЗЬ МЕЖДУ ПРИМЕРАМИ?Указание на связь примеров как зачин в комментарииРазмышляя над проблемой, писатель противопоставляет двух

Слайд 32Типовые клише (художественный стиль)
Автор раскрывает проблему на примере случая из

жизни…
Автор раскрывает проблему на примере взаимоотношений (кого с кем)


Не случайно писатель изображает (кого, что)…
Поступок героя свидетельствует о том, что …
Слова (мысли) героя показывают, что …
Автор осуждает (одобряет) поступок героя …
Автор восхищается (чем, кем)…
Автор сочувствует своему герою …
Симпатии автора на стороне …
Так автор пытается достучаться до наших сердец…
Автор вложил глубокий смысл в слова …
Типовые клише (художественный стиль)Автор раскрывает проблему на примере случая из жизни… Автор раскрывает проблему на примере взаимоотношений

Слайд 33Типовые клише (публицистический стиль)
Проблема раскрывается автором на примере…
В качестве примера

автор рассматривает …
Автор заставляет читателя задуматься над …
Автор текста обращает

внимание на…
Автор вспоминает случай, когда …
В размышлениях автора звучит мысль о том, что …
Автора заинтересовала мысль о том, что …
Автор убеждён в том, что …
Автор разделяет мнение (кого)…
Автор упоминает о том, что …
Автор предупреждает читателей о том, что…
Автор не на шутку встревожен (чем)…
Особое удивление автора вызвано тем, что …
Автор искренне восхищён (огорчён) (чем) …
Автор приводит нас к выводу о том, что…
Не случайно автор завершает текст …
По мнению автора, …
Типовые клише (публицистический стиль)Проблема раскрывается автором на примере…В качестве примера автор рассматривает …Автор заставляет читателя задуматься над

Слайд 34КОММЕНТАРИЙ

КОММЕНТАРИЙ

Слайд 35Ч. АЙТМАТОВ «Книги, открывающие нас»

Ч. АЙТМАТОВ «Книги, открывающие нас»

Слайд 36Ч. АЙТМАТОВ «Книги, открывающие нас»

Ч. АЙТМАТОВ «Книги, открывающие нас»

Слайд 37В.М.САНИН «Когда я был мальчишкой»

В.М.САНИН «Когда я был мальчишкой»

Слайд 39К.Г.ПАУСТОВСКИЙ «Акварельные краски»

К.Г.ПАУСТОВСКИЙ «Акварельные краски»

Слайд 41ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ПРИ КОММЕНТИРОВАНИИ
не опирается на текст
подменяется пересказом или цитированием
приводятся

неподходящие примеры
приводятся примеры без пояснения
не указана связь между примерами

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ  ПРИ КОММЕНТИРОВАНИИне опирается на текстподменяется пересказом или цитированиемприводятся неподходящие примерыприводятся примеры без поясненияне указана

Слайд 42КОММЕНТАРИЙ НЕ ОПИРАЕТСЯ НА ТЕКСТ
Автор поднимает очень актуальную на сегодняшний

день проблему. К сожалению, вокруг нас много таких художников, которые

не любят свою родину и готовы при первом удобном случае уехать за границу. Вряд ли их можно назвать настоящими мастерами искусства. Настоящий художник любит свою родину.
КОММЕНТАРИЙ  НЕ ОПИРАЕТСЯ НА ТЕКСТАвтор поднимает очень актуальную на сегодняшний день проблему. К сожалению, вокруг нас

Слайд 43КОММЕНТАРИЙ ПОДМЕНЯЕТСЯ ПЕРЕСКАЗОМ
Паустовский рассказывает о художнике Берге, который вначале не

любил родину. Но потом, оставшись на месяц в муромских лесах,

он понял, как прекрасна природа России. Так появился его первый пейзаж, написанный акварельными красками.
КОММЕНТАРИЙ  ПОДМЕНЯЕТСЯ ПЕРЕСКАЗОМПаустовский рассказывает о художнике Берге, который вначале не любил родину. Но потом, оставшись на

Слайд 44ПРИМЕРЫ БЕЗ ПОЯСНЕНИЯ. НЕТ СВЯЗИ МЕЖДУ ПРИМЕРАМИ
Автор повествует о художнике

Берге. Не случайно писатель упоминает о том, что Бергу не

удавались пейзажи. Паустовский показывает, как в художнике проснулось ясное и радостное чувство родины, как «любовь к родине сделала его умную, но сухую жизнь теплой, веселой и во сто крат более прекрасной, чем раньше».
ПРИМЕРЫ БЕЗ ПОЯСНЕНИЯ.  НЕТ СВЯЗИ МЕЖДУ ПРИМЕРАМИАвтор повествует о художнике Берге. Не случайно писатель упоминает о

Слайд 45КОММЕНТАРИЙ – 5 баллов

КОММЕНТАРИЙ – 5 баллов

Слайд 46КОММЕНТАРИЙ – 4 балла

КОММЕНТАРИЙ – 4 балла

Слайд 47КОММЕНТАРИЙ – 3 балла

КОММЕНТАРИЙ – 3 балла

Слайд 48КОММЕНТАРИЙ – 2 балла

КОММЕНТАРИЙ – 2 балла

Слайд 49КОММЕНТАРИЙ – 1 балл

КОММЕНТАРИЙ – 1 балл

Слайд 50ОБРАЗЕЦ

ОБРАЗЕЦ

Слайд 51ОБОСНОВАНИЕ
ОБОСНОВАТЬ какое-либо суждение означает привести другие, логически связанные с ним

и подтверждающие его суждения.

ОБОСНОВАНИЕОБОСНОВАТЬ какое-либо суждение означает привести другие, логически связанные с ним и подтверждающие его суждения.

Слайд 521 балл

1 балл

Слайд 55ЛОГИКА ИЗЛОЖЕНИЯ
Подмена понятий: вместо понятия «проблема» используется понятие «тема».
Обратите внимание

на логику развёртывания замысла.
Обратите внимание на абзацное членение сочинения.
Обратите внимание

на наличие «семантических» скреп между абзацами и композиционными частями сочинения.
Завершение работы (концовка) подчас не служит выводом из сказанного, не подводит итог, часто бывает совсем не мотивировано исходным текстом.
ЛОГИКА ИЗЛОЖЕНИЯПодмена понятий: вместо понятия «проблема» используется понятие «тема».Обратите внимание на логику развёртывания замысла.Обратите внимание на абзацное

Слайд 56ВАЖНО! РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ
Вторжение разговорных слов и конструкций:
под конец хочу

сказать; ему все равно на экзамен; автор описал ситуацию, где…;
Непонимание

значения слова:
автор достигает задачу; мы великолепно понимаем; писатель признается в том, что…; число преступлений увеличилось; поднимает тему; автор хочет (пытается) сказать; достаточно, довольно, буквально
ВАЖНО! РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИВторжение разговорных слов и конструкций: под конец хочу сказать; ему все равно на экзамен; автор

Слайд 57ВАЖНО! РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ
Плеоназм (использование лишних слов):
молодая девушка; патриот своей Родины;

очень прекрасно; но тем не менее…; включает в себя…; составная

часть; отличительная особенность; подавляющее большинство; разные варианты; заново переосмыслить; по его собственной оценке
Красоту пейзажа автор передает нам с помощью художественных приемов.
ВАЖНО! РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИПлеоназм (использование лишних слов):молодая девушка; патриот своей Родины; очень прекрасно; но тем не менее…; включает

Слайд 58Нарушевич А.Г. Русский язык. Твой курс подготовки к ЕГЭ. Пишем

сочинение-рассуждение. – М.: Просвещение, 2018 (с учетом изменений в спецификации

ЕГЭ-2019)
Цыбулько И.П. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2018 года
Нарушевич А.Г. Русский язык. Твой курс подготовки к ЕГЭ. Пишем сочинение-рассуждение. – М.: Просвещение, 2018 (с учетом

Слайд 59Благодарю за внимание!

Благодарю за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика