Слайд 2По-испански barocco - странный, причудливый, по-итальянски barokko – причудливый, вычурный.
Начало барокко условно относят
к 70-80-м годам XVI в., однако истоки этого стиля восходят
к эпохе Возрождения, в частности к творчеству Микеланджело, которого нередко называют «отцом барокко»
Происхождение стиля
Слайд 3Родиной барокко считается Рим, а наиболее яркие образцы архитектуры этого
стиля были созданы в Италии, Испании, Португалии, Южной Германии, Чехии,
Польше, Литве, испанских и португальских колониях в Латинской Америке.
Главная церковь ордена иезуитов Иль Джезу (Иисуса) в Риме (1575 г.),
построенная архит. Джакомо де ля Порта
Слайд 5Французское барокко наиболее ярко проявилось в светской архитектуре — при
строительстве дворцов, замков, домов для буржуазии и общественных зданий. Преобладает
тип дворца п-образной формы, состоящего из центральной постройки и боковых ризалитов.
Слайд 6Под влиянием традиций ренессанса французское барокко имеет более спокойный характер,
чем в Италии — барокко классического направления. В архитектуре дворцов,
замков и городских особняков строгость стиля всегда преобладает над художественной фантазией.
Слайд 7Ранний период архитектуры барокко во Франции связан с первой третью
XVII века — временем правления Людовика XIII (1610—1643). Основными представителями
его были зодчие Жак Лемерсье и Франсуа Мансар.
Церковь Сен Рок арх. Лемерсье
Слайд 8Франсуа Мансар
Замок Мэзон-Лафитт
Слайд 9Франсуа Мансар
Церковь аббатства Валь де Грас
Слайд 11Жак Лемерсье
Пале-Рояль (построен для кардинала Ришелье)
Слайд 12Жак Лемерсье
Лувр Павильон Часов
Слайд 13С 1624 г. Жак Лемерсье возглавляет строительство Лувра, начатое более
чем за 50 лет до этого Пьером Леско.
Слайд 14В основе Лувра лежит замок-крепость — Большая башня Лувра, —
возведённая королём Филиппом-Августом в 1190 году. Первая крепость Лувра была
построена на месте, прозванном «Люпара» (Lupara); происхождение слова неизвестно. Возможно, оно родственно латинскому «люпус» (lupus) и обозначало место обитания волков.
Другая версия относит происхождение слова «лувр» к языку тех франков, что были предками нынешних французов: слово «lauer» или «lower» на старофранцузском означало «сторожевая башня»
Лувр
Слайд 15Западное крыло дворца Лувра, построенное архитектором Леско
Лувр в эпоху
Возрождения
Слайд 17В 1620-х годах, при Людовике XIII, по проекту Жана Лемерсье
был возведён центральный павильон будущего Квадратного двора с тремя арочными
проходам (павильон Часов), а к северу от него была построена реплика павильона Леско
Правление Людовика XIII (1610—1643)
Слайд 18Правление Людовика XIV (1610—1643)
По желанию короля обращённый к центру города
фасад Лувра, восточный, должен был отличаться особым великолепием Архитекторы Луи
Лево и Франуса Мансар вели строительство в 1667—1673 годах. Фасад длиной 173 м имеет три этажа.
Слайд 20Однако Людовик XIV уже охладел к Парижу, и в 1680
году, вскоре после завершения строительства Восточной колоннады, королевский двор окончательно
переехал в Версаль. Грандиозная реконструкция была остановлена. За мощной колоннадой восточного фасада скрывались недостроенные здания внутреннего двора, работы по сооружению которых завершились лишь в XIX веке
Слайд 22Весь фасад дворца со стороны сада занимает большая галерея (Зеркальная
галерея, Галерея Людовика XIV), которая своими картинами, зеркалами и колоннами
производит потрясающее впечатление.
Слайд 23История Версальского дворца начинается в 1623 году с очень скромного
охотничьего замка наподобие феодального, возведённого по желанию Людовика XIII
С
1661 года «король-солнце» Людовик XIV начал расширять дворец, чтобы использовать его как свою постоянную резиденцию, так как после Фрондского восстания проживание в Лувре казалось ему небезопасным. Архитекторы Андре Ленотр и Шарль Лебрен обновили и расширили дворец в стиле классицизма
Слайд 26Под влиянием итальянской барочной и ренессанскной архитектуры, австрийский зодчий Иоганн
Бернхард Фишер фон Эрлах (1656—1723) создал новый стиль аристократического загородного
дома — динамичный и эффектный, воплотив его в ряде особняков венской аристократии.
Слайд 27Фишер фон Эрлах
Шёнбрунн (нем. Schloß Schönbrunn) — основная летняя резиденция
австрийских императоров династии Габсбургов
Слайд 31Церковь Сан-Карло Борромео (Карлскирхе) в Вене
Фишер фон Эрлах
Слайд 32Резиденция епископа в Вюрцбурге, Германия (1729-1737). Основные элементы стиля Хильдебранта
были заимствованы из французской архитектурной эры Людовика XIV и из
образцов позднего барокко северной Италии. Он стал знаменит своими архитектурными украшениями, выделял поверхность его зданий при помощи живописных эффектов и вводил новые темы в украшения.
Лукас Хильдебрандт.
Слайд 33Лукас Хильдебрандт.
Бельведер в Вене — летняя резиденция принца Савойского
Слайд 34Дворец Мирабель в Зальцбурге
Лукас Хильдебрандт.
Слайд 37Начал строится в 1709 году, когда было возведено деревянное сооружение,
похожее на амфитеатр. Оно окружало площадь, на которой саксонское дворянство
проводило свои праздники и турниры. Из камня, в стиле барокко, три стороны Цвингера были построены до 1732 года немецким архитектором Маттеусом Даниэлем Пёппельманном
Цвингер. Дрезден
Слайд 38Представляет собой комплекс из четырёх одно- и двухэтажных павильонов, окружающих
огромный двор.
Слайд 42Сан Суси. Потсдам
Сан-Суси — самый известный дворец Фридриха Великого
Слайд 47Барокко в Испании
Портал дворца Сан-Тельмо
Слайд 48Ярким представителем стиля барокко был архитектор Хосе Бенито Чурригера (1665-1725),
один из трех братьев-архитекторов. Ученики и последователи этого архитектора продолжали
развивать его манеру и создали стиль чурригереск, предполагающий подробную проработку мельчайших деталей и обилие украшений.
Собор в Валенсии
Слайд 49Кафедральный собор в Саламанке –
комплекс из двух соборов. Один
из них в романском стиле (заложен в 1140 г.) и
новый собор (заложен в 1513 г. и строился больше 200 лет). Новый собор Успения Пресвятой Богородицы был построен в двух основных стилях – поздней готики и барокко.
Слайд 50Пласа-Майор — главная городская площадь Саламанки
Ооформлена (1729-1733) в стиле
радикального барокко Чурригерой.
На площади, окружённой аркадами с изображениями испанских
королей и генерала Франко, высится ратуша в стиле чурригереско, перед которой проводили корриду.
Слайд 54Дворец маркизов Дос-Агуас в Валенсии
Слайд 55Московское барокко
Условное название стиля русской архитектуры последних десятилетий XVII — первых
лет XVIII в. Первый этап развития русского барокко.
Устаревшее название —
«нарышкинское барокко».
Слайд 56Ансамбль Новодевичьего монастыря
Слайд 57Трапезная с церковью Успения, колокольни, надвратные церкви монастыря, примыкающие к
ним Мариинские и Лопухинские палаты - великолепные образцы московского барокко.
Слайд 59Церковь Всех Святых, построенная Д. В. Аксамитовым в Киево-Печерской лавре
Слайд 60Успенская колодезная часовня в Троицкой лавре
Слайд 61Петровское барокко
1697—1730 гг. (время Петра и его непосредственных преемников)
Архитектурный стиль,
ориентировавшийся на образцы шведской, немецкой и голландской гражданской архитектуры .
В
стиле Петровского барокко работали
Жан-Батист Леблон,
Доменико Трезини,
Джованни Мария Фонтана …
Все они прибыли в Россию по приглашению Петра I. Каждый вносил в облик сооружаемых зданий традиции своей страны.
Традиции европейского барокко усваивали и русские зодчие, как, например, Михаил Земцов.
Слайд 62Доменико Трезини
Архитектор и инженер, итальянец, родившийся в Швейцарии. С
1703 года работал в России, став первым архитектором Санкт-Петербурга. Трезини
заложил основы европейской школы в русской архитектуре. Повлиял на многих последующих архитекторов, в том числе у него учился Михаил Земцов, с 1710 года приставленный по приказу Петра I помощником к Трезини.
Слайд 69Елизаветинское барокко.
термин для обозначения архитектуры русского барокко эпохи Елизаветы Петровны
(1741—1761)
Исполинские масштабы построек,
Пышность декоративного убранства,
Двух-трехцветный окрас фасадов с
применением золота.
Мажорный, праздничный характер архитектуры
Слайд 70 Бартоломео Франческо Растрелли
(1700 – 1771) –
сын скульптора, итальянец, родившийся во Франции. Получив образование за границей,
работал только в России, ставшей для него второй родиной.
Слайд 73Смольный монастырь
в Санкт-Петербурге.