Слайд 1Немецкая классическая философия
Старший преподаватель, к.ф.н.: Гончарук А.Г.
Слайд 2Немецкая классическая философия
Важным этапом и развитии мировой философской мысли стала
немецкая классическая философия. Она получила особое распространение в конце XVIII
- первой половине XIX вв.
Слайд 3Представители
Основу немецкой классической философии составило творчество пяти наиболее выдающихся немецких
философов того времени:
Иммануила Канта (1724 - 1804);
Иоганна Фихте (1762 -
1814);
Фридриха Шеллинга (1775 - 1854);
Георга Гегеля (1770 - 1831);
Людвига Фейербаха (1804 - 1872)
Слайд 4Этапы и направления
В немецкой философии XIX в. можно выделить
следующие четыре основных этапа:
немецкая классическая философия (первая пол. XIX в.);
материализм
(середина и вторая половина XIX в.);
иррационализм (вторая половина и конец XIX в.);
«философия жизни» (вторая половина и конец XIX в.).
В немецкой классической философии были представлены три ведущих философских направления:
объективный идеализм (Кант, Шеллинг, Гегель);
субъективный идеализм (Фихте);
материализм (Фейербах)
Слайд 5Иммануил Кант
Его философское творчество традиционно делят на два периода: докритический
и критический.
Кант показал, что если человек с его разумом начинает
рассуждать о всеобщем, выходящем за пределы его конечного опыта, то он с неизбежностью впадает в противоречия.
Антиномичность разума означает, что противоречащие друг другу утверждения могут быть с равным успехом либо оба доказуемы, либо оба недоказуемы.
«Критика чистого разума» (1781) - гносеология (эпистемология)
«Критика практического разума» (1788) – этика
«Критика способности суждения» (1790) - эстетика
Слайд 6Иоганн Фихте
Для Фихте философия выступает прежде всего как практическая философия,
в которой “прямо определялись цели и задачи практического действия людей
в мире, в обществе”.
В качестве основополагающего принципа, позволяющего осуществить объединение теории и практики философского подхода к миру, Фихте выделяет принцип свободы.
Отказ от возможности истолкования кантовского понятия “вещи в себе” как объективной реальности и делается вывод о том, что “вещь есть то, что полагается в Я”, т. е. дается ее субъективно-идеалистическая интерпретация.
Догматизм (материализм) исходит из первичности бытия по отношению к мышлению, и критицизм (идеализм) — из производности бытия от мышления.
Развитие учения о диалектическом способе мышления, которое он называет антитетическим
“Назначение человека” (1800)
Слайд 7Фридрих Шеллинг
Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775 - 1854) оказался своеобразным
связующим звеном между философией Канта, идеями Фихте и становлением гегелевской
системы
В центре философских размышлений задача построить единую систему знания посредством рассмотрения специфики познания истины в частных областях
В основе системы лежит представление “об идеальной сущности природы”, основывающееся на идеалистической догме о духовном, имматериальном характере проявляющейся в природе активности”
Главное сочинение Шеллинга - “Система трансцендентального идеализма” (1800). Шеллинг в рамках своей классической традиции разделяет практическую и теоретическую части философии. Теоретическая философия трактуется как обоснование “высших принципов знания”. Практическая философия исследует проблему человеческой свободы
Слайд 8Георг Вильгельм Фридрих Гегель
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831), исходя
из принципа развития, дает впечатляющую модель бытия во всех его
проявлениях, уровнях и стадиях развития. Именно он конструирует диалектику как систему основных взаимосвязей и категорий применительно к развитию абсолютной идеи
По Гегелю, диалектика - особая модель философского подхода к миру. Под диалектикой в данном случае понимается теория развития, в основе которой лежит единство и борьба противоположностей, т. е. становление и разрешение противоречий
Любой предмет, явление, представляет собой некоторое качество, единство его сторон, которые в результате количественного накопления противоречивых тенденций и свойств внутри этого качества приходят в противоречие, и развитие предмета осуществляется через отрицание данного качества, но с сохранением некоторых свойств в образовавшемся новом качестве
Он разработал учение о гражданском обществе, о правах человека, о частной собственности. В своих трудах “Феноменология духа” (1807), “Основы философии права” (1821) он показал диалектику человека и общества, универсальное значение труда
Слайд 9Людвиг Фейербах
Фейербах строит свою философию на базе противопоставления философии и
религии как форм мировоззрения, которые несовместимы и противостоят друг другу
Вся
концепция философа даже по форме выступает как последовательное противопоставление материалистических тезисов гегелевской системе, или их “переворачивание”
Философская оппозиция Гегелю реализуется и в теории познания Фейербаха, когда он заменяет понятие мышления чувственностью
Материальное бытие (чувственное бытие) первично по отношению к сознанию. Это и дает возможность человеку как существу материальному способность ощущать и чувствовать
Слайд 10Особенности
Особенность немецкой философии в том, что за сравнительно небольшой период
времени, ей удалось:
глубоко исследовать проблемы, веками мучающие человечество, и прийти
к таким выводам, которые определили все будущее развитие философии;
совместить в себе почти все известные в тот период философские направления - от субъективного идеализма до вульгарного материализма и иррационализма;
немецкая классическая философия разработала несколько общих проблем, что позволяет говорить о ней как о целостном явлении: она повернула внимание философии от традиционных проблем (бытие, мышление, познание и др.) к исследованию человеческой сущности, особое внимание уделила проблеме развития, значительно обогатила логико-теоретический аппарат философии и взглянула на историю как целостный процесс
Слайд 11Историческое значение
Немецкая классическая философия поменяла стиль мышления в европейской,
а значит, и мировой культуре. Новизна же утвержденного ею стиля
заключалась в предельной широте мышления, его универсальности
Идеи познавательной активности субъекта, всеобщности развития через становление и разрешение противоречий, всеобщей природы духа, сознания изрядно “встряхнули” философию. Разработка философских понятий, категорий была проведена на высоком уровне