Разделы презентаций


Экзистенциально-гуманистические идеи в советской психологии: гуманистические

Содержание

Что касается отечественной психологии, то в советский период экзистенциально-гуманистическая психология была практически неизвестна нашим ученым, ее принципы и основные постулаты подвергались критическому анализу. Несмотря на то, что многие гуманистические

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Экзистенциально-гуманистические идеи в советской психологии: гуманистические идеи в советской педагогике

и образовании.
(Ш.А. Амонашвили)
Выполнила:
Студентка 2 курса, 1 гр. заочной формы

обучения,
специалитета Общая Психология
Академии психологии и педагогики
Батакова Е. В
Экзистенциально-гуманистические идеи в советской психологии: гуманистические идеи в советской педагогике и образовании.(Ш.А. Амонашвили) Выполнила:Студентка 2 курса, 1

Слайд 2 Что касается отечественной психологии, то в советский период


экзистенциально-гуманистическая психология была практически неизвестна
нашим ученым, ее принципы и

основные постулаты подвергались критическому анализу. Несмотря на то, что многие гуманистические идеи всегда были присущи отечественной психологии, философии, педагогике, это направление почти не рассматривалось в советской литературе за исключением отдельных аспектов.

Ситуация изменилась лишь в конце 80-х годов после приезда в СССР
В. Франкла, К. Роджерса, Н. Роджерс и других ученых этого направления. В
настоящее время отношение отечественных психологов к гуманистической
психологии противоречивое.
Что касается отечественной психологии, то в советский период экзистенциально-гуманистическая психология была практически неизвестна нашим ученым,

Слайд 3 Обобщив опыт всего того, что было ценного в

психологии, и учтя
недостатки психоанализа и бихевиоризма

в изучении личности,
экзистенциально-гуманистическая психология предложила свой взгляд на
природу человека, его развитие и взаимоотношения с другими людьми. В основе
этого взгляда лежат следующие принципы.

1) Принцип целостности.
2) Принцип позитивности.
3) Принцип развития
4) Принцип активности
Обобщив опыт всего того, что было ценного в психологии, и учтянедостатки  психоанализа

Слайд 4 Таким образом, гуманистическая психология на три главных вопроса
психологии

личности (какова природа личности, источники ее развития и
особенности

взаимоотношений с другими людьми) ответила следующим
образом: личность является целостной, активной, позитивной,
самодетерминированной. Ее взаимоотношения с другими людьми и обществом
также предстают как позитивные, не имеющие пределов развития. Центральной
характеристикой личности можно считать ответственность, то есть способность
человека самому управлять собственной жизнью и развитием.

Таким образом, гуманистическая психология на три главных вопросапсихологии личности (какова природа личности, источники ее развития

Слайд 5 В настоящее время современное российское начальное образование приобретает

развивающий характер. Гуманизация образования -- процесс долгий и трудный. Для

него характерны принципиальные изменения в приоритетах педагогической деятельности учителя, его ориентация на развитие личности ребенка создание условий для проявления им своих индивидуальных способностей, т.е. свойств, позволяющих ему активно приспосабливаться к окружающей среде.
.
В настоящее время современное российское начальное образование приобретает развивающий характер. Гуманизация образования -- процесс долгий

Слайд 6 Начальная школа является исходным звеном образования. Именно поэтому

содержание и методика начального образования должны обеспечивать существенное психическое развитие

каждого ребенка, формирование у него таких учебных умений, которые позволят без особых трудностей продолжить свое образование в среднем звене. Главная ценность помощь ребенку в развитии его личности: приобщение к кругу общечеловеческих ценностей..
Начальная школа является исходным звеном образования. Именно поэтому содержание и методика начального образования должны обеспечивать

Слайд 7 Для освоения гуманистических ценностей личностно ориентированного образования

педагогу необходимо глубокое проникновение в психологические и медико -- физиологические

особенности детей младшего школьного возраста, лежащие в основе теорий, разрабатывающих проблемы связи обучения и развития детей.
Для освоения гуманистических ценностей личностно ориентированного образования педагогу необходимо глубокое проникновение в психологические и

Слайд 8Последние годы идеи гуманно-личностной педагогики успешно распространяются в России академиком

РАО Ш.А. Амонашвили («Здравствуйте дети», «Как живете дети», «Единство цели»,

«Размышления о гуманной педагогике», «Школа Жизни» и др.), возглавившим в настоящее время лабораторию Гуманной педагогики в Московском городском педагогическом университете.

Гуманистические идеи в советской педагогике и образовании

Последние годы идеи гуманно-личностной педагогики успешно распространяются в России академиком РАО Ш.А. Амонашвили («Здравствуйте дети», «Как живете

Слайд 9Гуманно-личностная педагогика основана на следующих постулатах:
1. Гуманное педагогическое мышление не

есть открытие современной теории и практики. Оно основано на классическом

наследии и находит истоки в ведущих религиозных, философских и педагогических учениях.
2. Педагогика по сути своей есть общечеловеческая форма и культура мышления, тенденции которого заложены в природных функциях человека.
3. Гуманно-личностная педагогика во главу угла ставит воспитание личности через развитие ее духовного и нравственного потенциала; способствуя раскрытию и созиданию в ребенке черт и качеств благородства.
4. Гуманно-личностная педагогика принимает идеи классической философии и педагогики о том, что ребенок есть явление в земной жизни, он есть носитель своей жизненной миссии и наделен высочайшей энергией духа.
Гуманно-личностная педагогика основана на следующих постулатах: 1. Гуманное педагогическое мышление не есть открытие современной теории и практики.

Слайд 10Гуманно-личностная педагогика основана на следующих постулатах:
5. Гуманно-личностный образовательный процесс строится

на понимании целостности природы ребенка, ее движущих силах, раскрытых и

научно обоснованных современной психологией и определяемых нами, как стихийные устремления, страсти личности ребенка в его стремлении к развитию, взрослению, свободе.
6. Суть гуманно-личностного образовательного (педагогического) процесса, гуманно-личностного подхода к ребенку заключается в том, что учитель, являясь творцом этого процесса, основывает его на движении стихийных страстей в ребенке; направляет его на полное развитие сил и способностей, проявляющихся в многогранной деятельности ребенка; нацеливает его на выявление и утверждение личности ребенка; насыщает его высшими образами прекрасного в человеческих взаимоотношениях, в научном познании, в жизни (образование).
Гуманно-личностная педагогика основана на следующих постулатах: 5. Гуманно-личностный образовательный процесс строится на понимании целостности природы ребенка, ее

Слайд 11 Гуманно-личностная педагогика, реализованная в «Школе Жизни» Ш.А. Амонашвили, стремится

обогатить учебную деятельность «Светом духовности и знаний», превратить урок в

саму «Жизнь детей». Отсюда и соответствующие акценты:
Вот как выглядит основной цикл образовательных курсов начальных классов «Школы Жизни»:
1. Уроки познавательного чтения.
2. Уроки письменноречевой деятельности.
3. Уроки родного языка.
4. Уроки математических воображений.
5. Уроки духовной жизни.
6. Уроки постижения красоты.
7. Уроки планирования и деятельности.
8. Уроки смелости и выносливости.
9. Уроки о природе.
10. Уроки о мире наук.
11. Уроки общения.
12. Уроки иностранной речи.
13. Уроки игры в шахматы.
Гуманно-личностная педагогика, реализованная в «Школе Жизни» Ш.А. Амонашвили, стремится обогатить учебную деятельность «Светом духовности и знаний»,

Слайд 12Гуманно-личностная педагогика основана на следующих постулатах:
7. Гуманное педагогическое мышление требует

адекватных понятий, оно непосредственно связано с убеждениями личности, занимающейся его

теоретическим обогащением или практическим осуществлением.

8. Гуманно-личностный подход к воспитанию в современной российской школе опирается на глубинную мудрость российского менталитета от Сергия Радонежского до В.И. Вернадского.
Гуманно-личностная педагогика основана на следующих постулатах: 7. Гуманное педагогическое мышление требует адекватных понятий, оно непосредственно связано с

Слайд 13 Советская педагогика определяла возможность и необходимость внешнего воздействия в

формировании убеждений и ценностных ориентаций.

В начале XX века

в российской педагогике оформился идеал гуманной демократической школы, ориентированной на личность. Образ такой школы нарисован И.И. Горбуновым-Посадовым. «В нашей школе, -- писал он, -- не будет места никакому насилию. Там учителя будут не насильниками, а старшими товарищами учащихся, с любовью помогающими им своим опытом и познаниями.

Ш.А. Амонашвили -- продолжатель идей гуманной педагогики

Советская педагогика определяла возможность и необходимость внешнего воздействия в формировании убеждений и ценностных ориентаций.  В

Слайд 14 в 80-х годах учителя-экспериментаторы Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, В.А.

Караковский, С.Н. Лысенкова, М.П. Щетинин, В.Ф. Шаталов. В отчете о

своей творческой встрече они написали: «То, что веками повторяли выдающиеся педагоги-гуманисты, что прежде было мечтой, то для нас стало житейской необходимостью: мы должны дать нашим детям новые стимулы, которые лежат в самом учении. Если внешних побуждений к учению почти нет, если способов к принуждению совсем нет, если нельзя рассчитывать на всеобщий интерес к предмету и если мы реалисты, не хотим прятаться от действительности, то перед нами лишь один путь: мы должны вовлекать детей в общий труд учения, вызвать у них радостное чувство успеха, движения вперед, развития»
в 80-х годах учителя-экспериментаторы Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, В.А. Караковский, С.Н. Лысенкова, М.П. Щетинин, В.Ф. Шаталов.

Слайд 15«Школа жизни» Ш.А. Амонашвили основана на принципах гуманно-личностной педагогики. Автор

выделяет 6 особенностей образовательного процесса.
Первая состоит во внутренней преемственности созидательной

деятельности Природы и человека-воспитателя.

Вторая особенность образовательного процесса в гуманной школе -- его целостность, понимаемая как целостность жизни ребенка, устремленного в будущее.

Третья особенность касается урока, который рассматривается как аккумулятор, как ведущая форма жизни детей, а не только их учения.

Четвертая особенность педагогического процесса и состоит в том, что сотруднические взаимоотношения учителя с детьми становятся его естественным качеством.

Пятая особенность гуманного педагогического процесса проявляется в развитии у детей способности к оценочной деятельности при одновременном упразднении школьных отметок, что является залогом успехов детей в учении.

Шестая особенность «Школы жизни» -- в особой, гуманной миссии учителя в ней. «Очеловечивание среды вокруг каждого ребенка, гуманизация социума и самого педагогического процесса есть высшая забота учителя».
«Школа жизни» Ш.А. Амонашвили основана на принципах гуманно-личностной педагогики. Автор выделяет 6 особенностей образовательного процесса.Первая состоит во

Слайд 16 Личностно-гуманный подход к ребенку является фундаментальным достижением теории и

практики гуманистической педагогики. Многолетний опыт педагогической работы привел Ш.А. Амонашвили

к убеждению, что для решения задач образования есть два подхода -- императивный и гуманный.

Императивный характер обучение приобретает в том случае, если оно строится без учета личностных особенностей и потребностей ребенка.

Гуманный же подход состоит в том, что воспитатель оптимистически мыслит о детях, подходит к ним как к самостоятельным субъектам учения, способным учиться не по принуждению, а добровольно, по собственному желанию и свободному выбору.
Личностно-гуманный подход к ребенку является фундаментальным достижением теории и практики гуманистической педагогики. Многолетний опыт педагогической работы

Слайд 17«Инструментировать учение как свободно избираемую учеником деятельность, -- пишет Ш.А.

Амонашвили, -- это значит:

во-первых, создавать наилучшие условия

для его целенаправленного, социального и педагогически значимого развития, воспитания, обогащения знаниями и опытом;

во-вторых, управлять этим процессом в согласии с потребностями его крепнущих внутренних сил, то есть с позиции самого ребенка (выделено автором), его интересов».
«Инструментировать учение как свободно избираемую учеником деятельность, -- пишет Ш.А. Амонашвили, -- это значит:   во-первых,

Слайд 18 Общими требованиями ко всем гуманистическим моделям выступают создание

культурно-воспитательной среды, в которой происходит свободный выбор личностью способов творческой

самореализации и ее культурное саморазвитие, и осуществление социально-педагогической защиты, помощи и поддержки каждого ребенка в ее адаптации к социуму и жизненном самоопределении.
Общими требованиями ко всем гуманистическим моделям выступают создание культурно-воспитательной среды, в которой происходит свободный выбор

Слайд 19Вывод
Гуманистическая педагогика устремлена в будущее человека, утверждая, что все

зависит от его собственных усилий и активности, опирается на силу

разума, а не на сферу социального, внешнего по отношению к человеку.






Очевидно, что гуманно-личностный подход к детям в общеобразовательном процессе, изложенный как система академиком РАО Ш.А. Амонашвили в трактате «Школа Жизни», есть один из возможных вариантов реализации гуманного педагогического мышления в практике школы XXI века.


Вывод Гуманистическая педагогика устремлена в будущее человека, утверждая, что все зависит от его собственных усилий и активности,

Слайд 20Заключение

Гуманное педагогическое мышление, как вечная истина и как стержень

всякого высшего педагогического учения и наследия, таит в себе возможность

для постоянного обновления жизни школы, для многогранной творческой деятельности учителя и учительских коллективов… Оно «зажигает искры для рождения разных и новых педагогических систем

Безусловно, найдется немало учителей, осознающих сегодня, что это единственный путь сохранения главного достояния России -- ее подрастающих поколений.
Заключение Гуманное педагогическое мышление, как вечная истина и как стержень всякого высшего педагогического учения и наследия, таит

Слайд 21Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика