Слайд 1Архитектура
древнерусского государства
Х-Х1 вв.
Исторические этапы
развития России:
Киевская Русь – 10-11
вв.
Феодальные княжества 12-15 вв.
Централизованное государство 16-17 вв.
Российская империя 18 -
начало 20 вв.
Слайд 2Первые каменные постройки
в Киеве
989 г. – начало
монументального каменного строительства великим князем Владимиром в Киеве.
996
г. – закончено строительство первого каменного храма –
Собор Успения Богородицы (Десятинная церковь). Храм разрушен
в 1240 г. ханом Батыем
Слайд 4 план фундамента Десятинной церкви в Киеве
989-996 гг.
Трехнефная
крестово-купольная
постройка
Сильно развита
западная часть,
придающая
базиликальный характер
Галереи северная и южная
пристроены позже
Найдены :
резные детали
из мрамора
капители,
Фрагменты мозаичного пола
штукатурка с фресками
Глазурованная керамическая
плитка
Богатство отделки
предполагается таким же, как
в Византийских храмах
Слайд 5 план Киева Х-Х1 вв.
Город Владимира
(980-1015 гг.) :
1
-3 –дворцовые постройки
4 – Десятинная церковь
5-8 - церкви
9-11 – ворота
Город
Ярослава
(1019-1054 гг.):
12 – Софийский собор
13-15 – церкви
16 – дворец
17 – Золотые ворота (1037 г.)
Увенчаны надвратной
церковью Благовещения
18-19 – ворота каменные
Территория в 80 га
обнесена валами
с бревенчатыми стенами
высотой 16 м
Слайд 6Планы каменных дворцовых зданий Х-Х1 вв. в Киеве
Княжеские гридницы (залы)
до 200 кв.м. вмещали сотни людей
Слайд 7(532-537 гг.)
Высота 60 м
Диаметр
купола на
парусах 33 м
Большой квадрат
плана 75х72
м
4 столба 5,3х7,5 м
высотой 23 м
Типы пространственных решений культовых зданий
Церковь
Апостолов
В Салониках –1312 г
Базилика
Студийского
Монастыря-463 г
Мавзолей в Риме
Церковь (463 г) в
Константинополе
Слайд 8Собор Св. Софии в Константинополе (Царьграде)
Слайд 10Собор Св. Софии в Киеве
1017-1037 гг.
Главный христианский храм Руси
Храмовое здание
воспринималось как модель мироздания
Христианская церковь выработала определенную систему
объемно-пространственной структуры храма
и его росписей, отражающих библейскую историю человечества
Князь Ярослав, в отличие от византийского императора, представлял лишь светскую власть.
Это отразилось в своеобразии Софии Киевской
Слайд 12Собор Софии (Премудрости Божией) в Киеве (макет – реконструкция)
София олицетворяла
градохранительницу и устроительницу «дома»
Слайд 13Принцип иерархии как основа мироустройства воплощался в соподчинении объемов
Уступчатое повышение коробовых сводов над ветвями подкупольного креста
передает распор от
главного купола, увеличивает устойчивость пространственной
структуры
Слайд 15План пятинефного крестово-купольного храма, окруженного двумя обходами –
Галереями с юга,
запада и севера. 2 лестницы вели на хоры (300 кв.м)
и
гульбище – плоскую кровлю (дань местным традициям). На хорах принимались
послы князем, обсуждались государственные дела, хранились книги и пр.
Слайд 16Стена апсиды зрительно облегчена благодаря устройству уступчатых ниш,
Тонкие колонки на
углах и убывание размера ниш иллюзорно увеличивают высоту.
Слайд 18Снаружи собор много раз
разрушался и перестраивался
Были
- надстроены вторым
этажом
галереи,
- оштукатурены стены,
- сложной формы купола
изменили силуэт
Первоначальная уступчатая
композиция 13-главого храма
передана
восточным фасадом
и частичным раскрытием
кладки стен
Слайд 27В центральной
апсиде
изображена
на «золотом
небе» Богоматерь-
Оранта (Заступница)
Ниже изображена
сцена причащения
апостолов
Мозаичная композиция
согласована с
криволинейной
поверхностью
апсиды
Слайд 36Собор Св.Софии в Новгороде
1045-1052 гг.
Князь Владимир – сын Ярослава Мудрого
Слайд 37Каменный собор ставится в
Детинце, на месте сгоревшей
Дубовой Софии (13
глав, 989 г.)
Это тоже 5-нефный крестово-
купольный храм с широкими
хорами и
галереей.
Но схема упрощена :
- Три апсиды,
Одна галерея и 1 лестница
Ветви «креста» заканчиваются
2-пролетной аркой, а не 3-пролет-
ной
Всего 5 глав, а не 13
Собор воспринимается компактно,
как единое целое
Лопатки вроде контрфорсов,
маленькие окна без обрамления,
замкнутость галерей придают
ощущение мощи и особую
монументальность
Слайд 38Новгородский кремль построен из камня известняка, как и собор Софии
Слайд 48Применение
свода в четверть
цилиндра
Слайд 49Каменные стены представляли
гигантскую цветную мозаику из
фиолетово-серых,
зеленых и
желтых
тончайших оттенков
камней,
оправленных в розовую
основу гладко заполированного
раствора,
кирпичных орнаментов
и
цветных покрасок,
создававших
общий жизнерадостный настрой,
свойственный народному искус-
ству
Орнаментальные узоры из
кирпича на центральной апсиде
как бы сохраняет почерк киевских
мастеров
Слайд 52Пространственные ячейки
в интерьере меньше, чем
в Киеве, а толщина
стен и
столбов – больше
Высота собора на 2 м больше
(28,5 м)
Мозаичные
изображения
заменены фресками
Слайд 56Собор Св.Софии в Полоцке
1044-1066 гг.
3 собора Св.Софии– наглядный символ государственности
и силы великого князя
Слайд 57Храм без наружной галереи, 5-нефный 3-апсидный крестово-купольный с хорами
Слайд 58Спасо-Преображенский собор
в Чернигове
Около 1036 г.
Строился на средства
князя черниговского Мстислава,
другого сына Владимира «Красное солнце» (Ярослав
княжил в Киеве).
Древнейший храм наряду с Десятинной церковью в Киеве
Слайд 59Храм выше Софии Киевской (26 м -30 м): по пропорциям
ширина к высоте 3:4 (2:1 )
Слайд 61План простой,
расчленен столбами
на 3 нефа,
завершенных
апсидами,
С запада
Устроен нартекс,
Имеющий
с севера
Лестничную
башню
Вытянутость с запада
На восток придает
Сходство с базиликой
(базилика Софии в
Болгарии,г. Охрид,
Х век)
В деталях кладки –
сходство с киевскими
постройками
Слайд 63Успенский собор
Киево-Печерского монастыря
Около 1073-1078 гг.
Получает развитие простая
схема Спасо-Преображенского собора
в Чернигове
Слайд 64Мерилом при строительстве
Служил «Златой пояс Шимона»
123,2 см или половина великой
Сажени
(124 см)
«если измерить ее тем златым поясом,
То в ширину она
будет в 20 раз, а в
Длину – в 30, в вышину стены и с
Верхом -50»
2:3:5 пропорция
Слайд 66Троицкая надвратная церковь 12 в.
Слайд 67Успенский собор. Восстановлен в 2000 г.
Слайд 71Придел Св.Иоанна
Предтечи
в Успенском соборе
Слайд 72Михайловский собор
Выдубицкого монастыря
в Киеве
1070-1088 гг.
Строил князь
Всеволод
Слайд 73Показана аксонометрия
сохранившейся части
Слайд 74Церкви в Переяславле
Конец Х1 века.
Строил князь Всеволод
Слайд 76Сопоставление архитектурных памятников Руси Х1 в с одновременными
Иноземными постройками показывает
отсутствие прямых аналогий.
Причины – специфика социальных заказов,
Природные условия,
Традиции деревянного зодчества,
особенности мировосприятия,
художественные идеалы славян
Первая половина Х1 в.-
Период наивысшего могущества и единства Древней Руси,
Грандиозные соборы с галереями и хорами
Вторая половина Х1 в.-
Ослабление единодержавия,
Заказчики храмов – духовенство и князья
(феодальные княжества и Монастыри),
Преобладание более простых схем храмов, уменьшение размеров