Слайд 2История архитектуры и культуры древней Греции разделяется на три периода.
1.
Древний период – архаика. Отразив нашествие персов, освободив свои земли,
персы получили возможность свободно творить. 600-480 гг. до нашей эры.
2. Период расцвета – классика. Александр Македонский покорил огромные территории с разными культурами, эклектика этих культур была причиной упадка греческого классического искусства. Период расцвета наступил после его смерти. 480-323 годы до нашей эры.
3. Поздний период – эллинизм. Этот период закончился в тридцатом году до нашей эры при завоевании Древнего Египта римлянами, который находился под греческим влиянием.
Искусство Древней Греции, несомненно, оказало огромное влияние на последующие поколения. Для позднейших эпох развития культуры источником и образцом стали величественная красота, спокойствие, гармония.
Слайд 3Греция – страна с великим архитектурным прошлым, в которой уделялось
много внимания возведению храмов. Греки в строительстве древнейших храмов еще
в эпоху архаики заменили дерево белым мрамором и желтоватым известняком. Такой материал не только выглядел благородно, но и отличался своей многовековой прочностью.
Слайд 4Образ храма напоминал древнее жилище греков, которое по своей форме
имело сходство с прямоугольным строением. Далее строительство продолжило всем известную
логическую схему – от простого к сложному. Совсем скоро планировка каждого храма стала индивидуальной. Но некоторые особенности все же остались неизменными. Например, осталось неизменным ступенчатое основание храмов. Храм представлял собой помещения без окон, которые окружали в несколько рядов колонны, а внутри здания стояла статуя божества. Колонны поддерживали двускатную крышу и балки перекрытия. Народу не позволялось входить в храм, здесь имели право присутствовать только жрецы, поэтому все остальные любовались его красотой снаружи. Эта особенность и послужила приданию храму внешней гармонии и красоты.
Слайд 5Греческие храмы различны по своим композициям, стилистические элементы в каждом
используются особым образом.
1. Дистиль - «храм в антах». Самый ранний
тип храма. Состоит из святилища, передний фасад - лоджия, ограниченная по краям боковыми стенами (антами). Две колонны устанавливались по переднему фронтону между антами.
2. Простиль. Имеет сходство с антовым, только на фасаде устанавливаются не две, а четыре колонны.
3. Амфипростиль или двойной простиль. На обоих фасадах здания располагаются портики с 4-я колоннами.
4. Периптер. Встречается наиболее часто. Колонны окружают храм по всему периметру. На обоих фасадах располагаются шесть колонн, боковые определяются по формуле «2р + 1». Р – число колонн на переднем фасаде.
5. Диптер. Тип храма, на боковых фасадах которого размещались два ряда колонн.
6. Псевдодиптер. То же что и Диптер, только без внутреннего ряда колонн.
6. Круглый периптер или Толос. Святилище такого храма имеет
Слайд 6В греческой архитектуре различались типы колонн и фризов, получившие названия
ордеров.
Самый ранний-дорический-связан с культурой дорийцев, живших в материковой Греции. В
дорическом ордере мощные и короткие, сужающиеся кверху, колонны с каннелюрами заканчиваются капителью с квадратной абакой и не имеют базы.
Слайд 7 Самый ранний-дорический-связан с культурой дорийцев, живших в материковой Греции. В
дорическом ордере мощные и короткие, сужающиеся кверху, колонны с каннелюрами
заканчиваются капителью с квадратной абакой и не имеют базы.
Слайд 8 Ионический ордер развился в островной и малоазийской Греции. Ионические колонны,
более тонкие и вытянутые, опираются на базу и завершаются капителью,
высеченной из прямоугольного блока. Капитель образована двумя завитками (волютами). В большинстве дошедших до нас храмов применены дорический и ионический ордера.
Слайд 9 Коринфский ордер появился в Афинах в 5 веке до н.
э. Колонну венчает пышная капитель, представляющая собой вьющиеся побеги аканта.
Этот ордер получил широкое применение в эпоху эллинизма.
Слайд 11В строительстве исключительное внимание уделялось природным условиям, наибольшее художественное вписывание
здания в окружающий пейзаж. Благородные формы архитектуры Древней Греции поражают
и в наше время. Хотя с конструктивной точки зрения все было очень простым. Использовалось только два элемента: несомая часть (балки, перемычки, плиты) и несущая (стены и колонны).
Возводилось множество разных сооружений, носящих общественный характер: палестры, стадионы, театры, жилые дома. Театры строились на склонах холмов, зрительские подмостки делались поперек склона, сценическая площадка находилась внизу. Жилые дома строились таким образом, чтобы в центре получался маленький прямоугольный дворик.
Слайд 13 Акрополь – священный город, в котором каждая руина говорит о
красоте, неподвластной даже времени. На холм ведет мраморная широкая лестница. Возле
нее, справа, возведен изящный небольшой храм богине победы Нике. Его очертания напоминают драгоценную шкатулку. Чтобы попасть на главную площадь, следует миновать ворота с колоннами-Пропилеи.
Слайд 14 Здесь возвышается статуя богини мудрости Афродиты, покровительницы города. Дальше не
трудно заметить сложный и своеобразный по плану храм Эрехтейон. С
его знаменитым портиком, где вместо колонн использованы женские статуи - кариатиды. Нельзя оставить без внимания главный храм Акрополя Парфенон, который был посвящен Афине. Он был построен в дорическом стиле и по праву считается самым совершенным сооружением, возведенным 2 тысячи лет назад. Калликрат и Иктин – создатели храма. Статуя Афины, над которой трудился скульптор Фидий, мраморные фризы, которые опоясывали храм своей 160 метровой лентой, удивительный рельеф из двухсот лошадей и трехсот человеческих фигур являлись главными образами в праздничном шествии афинян.
Парфенон превратился в руины более 300 лет назад, в период осады венецианцами Афин в 17 веке. Турки обосновали в храме пороховой склад. Уцелевшие рельефы храма были вывезены в 19 веке в Лондон англичанином Эльджином. Теперь они хранятся в Британском музее и напоминают лишь часть рассказа славной истории архитектурного прошлого Акрополя.
Слайд 16Акрополь. Портик кариатид. Храм Эрехтейон.
Слайд 17Акрополь. Храм богини победы Ники