Слайд 2Китайское искусство имеет своеобразный облик. Подобно искусству Древнего Египта, Двуречья
и Индии, его корни уходят в 11 тысячелетие до н.э.
В те далекие времена на народы Китая нападали различные племена, завоевывали их, а в XIII в. в Китае установилось господство монголов. Но эти чужеземные завоеватели не могли сбить китайское искусство с его собственного пути — можно сказать, что ни одно другое искусство не создало таких строгих, ясных, оригинальных и прочных традиций, как китайское. Буддизм из Индии был перенесен в Китай, но китайцы не приняли Будду готовым, а создали свой образ; то же самое произошло и с храмовой архитектурой. Китайские пагоды коренным образом отличаются от индийских храмов.
Слайд 3В культуре Китая отдельно место занимает традиционная архитектура. Шедевры китайской
архитектуры, такие как Запретный город в Пекине, Храм Неба, пещеры
Могао – все это лишь небольшая часть культурного наследия Китая занесенного в список ЮНЕСКО не только благодаря своей исторической значимости, но и благодаря своей уникальной архитектуре.
Слайд 4Китайская архитектура имеет ряд своих уникальных черт: изящество всех конструкций
и в то же время их монументальность, сочетание различных материалов
и красок, яркость и изысканность внутреннего и внешнего декора.
Слайд 5Почти все здания в древнем и средневековом Китае строились из
дерева. Дворцы, храмы, пагоды, мавзолеи или просто жилища возводились на
основе деревянной конструкции. Чаще всего на глиняный фундамент ставили деревянные столбы, куда крепились балки. Сверху возводилась кровля, которая потом покрывалась глазурованной черепицей традиционного для Китая желтого цвета. В свою очередь стены здания возводились из кирпича (дворцы, садовые постройки, пагоды и храмы) или глины и камыша (преимущественно жилые дома бедняков).
Слайд 6Китайские архитекторы не просто строили здания по определенному чертежу, они
точно до мелочей рассчитывали размер каждой детали, что в несколько
раз ускоряло процесс строительства. Кроме того, методы строительства зданий в древнем и средневековом Китае являлись одними из самых безопасных, так как здания на деревянных конструкциях устойчивы при землетрясениях, а также дольше сохраняются на многие века и даже тысячелетия.
Слайд 7Одной из главных особенностей зданий в китайском стиле являются вогнутые
крыши. В каком бы уголке земли вы не находились, увидев
здание с вогнутой крышей, вы сразу поймете, что оно построено в китайском стиле.
Слайд 8Внутреннее убранство зданий также имеет свои отличительные особенности. Вместо стен
здесь деревянные столбы, которые украшены изразцами в виде животных и
растений. Что бы отделить одно помещение от другого, очень часто использовались лакированные ширмы. Архитектурный декор поражает яркостью красок. В Китае очень редко можно встретить традиционное здание в черно-белых или серых тонах.
Слайд 9В Пекине и других городах Китая можно увидеть традиционные китайские
дома, которые называются сыхэюань 四合院. В самом простом варианте они
представляют собой четырехугольный двор, ориентированный по сторонам света, по периметру которого построены четыре одноэтажных здания с обращенными вовнутрь окнами. Сы 四 переводится как четыре, то есть четыре дома, хэ 合 — соединение, союз, юань 院 — двор. По принципу сыхэюань строились не только китайские дома, но и монастыри, императорские дворцы, учреждения. В богатых домах, дворцах или монастырях могло быть несколько таких дворов, связанных друг с другом разнообразными проходами и переходами. В старину, как правило, весь дом сыхэюань занимала одна большая семья, состоящая из нескольких поколений.
Слайд 10Вход в китайский дом сыхэюань обычно располагается в юго-восточной стороне
строения, что считается благоприятным знаком. Он называется 大门 дамэнь —
большие, или главные ворота. Другое их название — 宅门 чжаймэнь (ворота в резиденцию). Во дворцах князей они состояли из пяти проемов, из которых открывались трое центральных. Часто перед главными воротами устанавливали фигуры львов или их подобие, выполнявшие функции охранителей. Около богатых домов ставили специальные тумбы, чтобы было удобно садиться в седло. Кроме того, над дверьми писали благопожелания: иероглифы «долголетие», «счастье», «исполнение желаний» и т.п.
Слайд 11Главные ворота ведут в небольшой квадратный дворик, который, в свою
очередь, ведет в узкий внешний двор 外院 вайюань. По центру
северной стены располагаются нарядно украшенные вторые ворота 二门 эрмэнь, пройдя через которые можно попасть во внутренний двор 内院 нэйюань. В небольших усадьбах внешний двор мог отсутствовать, главные ворота сразу вели через небольшой дворик во внутренний двор.
Слайд 12Напротив входа, с северной стороны усадьбы располагается главный дом —
正房 чжэнфан, предназначенный для проживания главы семьи (старший член семьи)
с супругой и, если есть, наложницами. Если семья была зажиточной, то главный дом мог состоять из трех, пяти и даже семи комнат. В таком случае, в центральной комнате, которая называлась 堂屋 тан’у или 中堂 чжунтан, устраивали алтарь для поклонения предкам. Здесь же собиралась вся семья, принимали почетных гостей.
Слайд 13Дома с западной и восточной стороны называются 廂房 сянфан —
флигели. Они получают меньше солнечного света, чем главный дом. Здесь
жили младшие члены семьи и другие родственники.
Дом с южной стороны называется 倒座房 даоцзофан (дословно «комната напротив сидения», т.е. главного дома, в котором согласно традиции, хозяин, подобно императору, сидел с обращенным на юг лицом). Поскольку окна в нём смотрят на север, он получает минимальное количество солнечного света. Там принимали посетителей, ели, учились. Там же могли находиться помещения для слуг.
Слайд 14Позади главного здания нередко строили задний дом — 后罩房 хоучжаофан.
Как правило, он ниже главного дома, но встречаются варианты двухэтажных
построек. Там жили незамужние дочери и служанки.
Слайд 16Китайские окна и двери, бумажное «стекло»
Слайд 17Шанхайская башня
Шанхайская башня – самое высокое здание в Шанхае и
третье по высоте здание в мире. Высота Шанхайской башни –
632 метра. Вместе с телебашней Восточная Жемчужина (468 м) и Шанхайским Всемирным Финансовым Центром (492 м) башня стала легкоузнаваемой современной архитектурной достопримечательностью города.