Разделы презентаций


Игра в дошкольном и младшем школьном возрасте

Содержание

Богаченко, Е.А. Игра как современный метод воспитания // Начальная школа. - 2010. - № 6.- С. 16-18.Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. М., 2008. 128 с.Дема, Е.П. Игровые методы как средство повышения

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Игра в дошкольном и младшем школьном возрасте
Понятие игры. Теории игры.
Классификации

игр. Этапы развития игры. Руководство игрой в дошкольном и младшем

школьном возрасте.
Структура игры.
Функции игры.
Игра как метод обучения и активизации мыслительной деятельности детей. Игровые технологии.
Игра в дошкольном и младшем школьном возрастеПонятие игры. Теории игры.Классификации игр.  Этапы развития игры. Руководство игрой

Слайд 2Богаченко, Е.А. Игра как современный метод воспитания // Начальная школа.

- 2010. - № 6.- С. 16-18.
Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в

детском саду. М., 2008. 128 с.
Дема, Е.П. Игровые методы как средство повышения эффективности обучения / А.С. Шевченко А.С., Е.А. Шевченко // Мир лингвистики и коммуникации: электронный научный журнал. 2006. Т. 1.- № 5. - С. 45-47.
Красников, В.В. Игра как технология обучения / В.В. Красников, И.Г Пирожкова // Альманах современной науки и образования.- 2014.- № 4 (83).- С. 94-96.
Кукушин, B.C. Теория и методика обучения. - Ростов н/Д. : Феникс, 2005. 474 с.
Матюнина, Н.С. Современные образовательные технологии. Игровые формы обучения в начальной школе.- URL: http: //collegy. ucoz.ru /publ /53-1-0-5631.
Мкртчян Л.С. Место и роль игровой технологии в обучении младших школьников // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2012. – № 4. - С. 195-199.
Мухин, В.И., Харламова Е.В., Сангаджиева Н.А. Форма игрового обучения // Вестник Моск. Гос. университета приборостроения и информатики. Серия: Социально-экономические науки.- 2013.- № 48.- С. 89-95.
Подласый, И.П. Педагогика начальной школы : учебник.- М.: ВЛАДОС, 2013. - 463 с.
Пономарева, Н.В. Дидактические игры в обучении младших школьников // Начальная школа. - 2009. - № 11. - С. 3-7.
Селевко Г.К. Игровые технологии // Школьные технологии.- 2006.- № 4.- С.23-32.
Сычева, Г. Н. Нестандартные уроки в начальной школе [Текст] : учебное пособие. - Ростов н/Д.: Феникс, 2014. — 172 с.
Таланаева, Н.В. Интересно учиться, интересно учить! // Начальная школа До и После.- 2011.- №12.- С.25-29.
Шведчикова, Л. Игровая деятельность в начальной школе // Начальное образование.- 2010.- № 4. - С. 31-33.
Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебной деятельности. - М: Просвещение, 2004.

ЛИТЕРАТУРА

Богаченко, Е.А. Игра как современный метод воспитания // Начальная школа. - 2010. - № 6.- С. 16-18.Губанова Н. Ф.

Слайд 3Понятие игры. Теории игр
В самом общем виде игра – разновидность

непродуктивной деятельности, главным мотивом которой является не ее результат, а

сам процесс.
Игра – это форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры.
Игра –метод активного обучения, побуждающий учиться, стремиться узнать новые факты, осваивать способы действий, проникать в суть явлений, рассуждать; развивающий познавательный интерес учащихся, снимающий усталость, и помогающий удерживать внимание.
Понятие игры. Теории игрВ самом общем виде игра – разновидность непродуктивной деятельности, главным мотивом которой является не

Слайд 4Теория игр начала складываться в XIX веке.
К. Гросс: игра

– подготовительная школа будущей жизни.
Ф. Шиллер, С. Спенсер: источник игры

– в избытке сил детей, следовательно, её сущность – в разгрузке от избытка энергии, основа игры – подражание взрослым.
К. Бюлер: основной мотив игры – удовольствие от процесса (гедонистическая теория).
З. Фрейд: игра – реализация вытесненных из жизни желаний, в игре разыгрывается и переживается то, что не удаётся реализовать в жизни.
Теория игр начала складываться в XIX веке. К. Гросс: игра – подготовительная школа будущей жизни.Ф. Шиллер, С.

Слайд 5Г. В. Плеханов: игра есть порождение труда, возникая как бы из

подражания трудовым процессам.
Д. Н. Узнадзе, Л. С. Выготский: ребенок, играя,

создает себе мнимую ситуацию вместо реальной и действует в ней, выполняя определенную роль, сообразно тем переносным значениям, которые он при этом придает окружающим предметам; в игре реализуются биогенетические функции и тенденции действования, уже созревшие, но не получившие ещё применения в реальной жизни (теория функциональной тенденции). Ребёнок в игре подражает взрослым.
Г. В. Плеханов: игра есть порождение труда, возникая как бы из подражания трудовым процессам.Д. Н. Узнадзе, Л. С.

Слайд 6Д. Б. Эльконин: игра – символико-моделирующая деятельность, в которой операционально-техническая

сторона минимальна, операции сокращены, предметы условны, однако она даёт ребёнку

уникальную возможность ориентации во внешнем мире, позволяя моделировать предметы, действия и отношения, и потому является «гигантской кладовой настоящей творческой мысли будущего человека». Содержание детской игры – это взрослый человек, его деятельность и взаимоотношения с другими людьми; основная единица детской игры – роль взрослого человека, которую берёт на себя ребёнок.
Д. Б. Эльконин: игра – символико-моделирующая деятельность, в которой операционально-техническая сторона минимальна, операции сокращены, предметы условны, однако

Слайд 7П. М. Ершов: игра есть одна из трансформаций потребности, присущей

всем высшим животным и человеку, – потребности в вооружённости (вспомогательные

потребности в накоплении и совершенствовании средств удовлетворения своих потребностей).
Й. Хейзинга («Человек играющий»): игра – это высшее проявление человеческой сущности, лежащее в основе развития культуры; культура начинается именно как игра..
Игра остаётся загадкой для учёных.
П. М. Ершов: игра есть одна из трансформаций потребности, присущей всем высшим животным и человеку, – потребности

Слайд 8Классификации игр
Ф. Фрёбель: по принципу дифференцированного влияния различал игры на

развитие ума (умственные игры), внешних органов чувств (сенсорные игры), движений

(моторные игры).
К. Гросс: по педагогическому значению 1) «игры обычных функций» (подвижные, умственные, сенсорные, развивающие волю); 2) «игры специальных функций» (игры-упражнения с целью совершенствования инстинктов: семейные игры, игры в охоту, ухаживание и др.).
Классификации игрФ. Фрёбель: по принципу дифференцированного влияния различал игры на развитие ума (умственные игры), внешних органов чувств

Слайд 9Г. Крайг («Психология развития»): 1. Сенсорные игры. Цель: приобретение сенсорного

опыта, развитие физических и сенсорных возможносткй ребёнка.
2. Моторные игры. Цель:

осознание своего физического «Я», формирование культуры тела, получение эмоционального заряда, развитие моторных навыков.
3. Игра-возня. Цель: физическое упражнение, разрядка напряжения, обучение управлению эмоциями и чувствами.
4. Языковые игры. Цель: структурирование своей жизни с помощью языка, экспериментирование и освоение ритмического строя и мелодики языка, овладение грамматикой, правилами стилистики, освоение смысловых нюансов речи.
5. Ролевые игры и имитации. Цель: знакомство и освоение социальных отношений, норм и традиций, присущих культуре, в которой живет ребёнок, развитие фантазии и воображения.
Г. Крайг («Психология развития»): 1. Сенсорные игры. Цель: приобретение сенсорного опыта, развитие физических и сенсорных возможносткй ребёнка.2.

Слайд 10П. Ф. Лесгафт: по степени самостоятельности и творчества детей в

игре – 1) имитационные (подражательные), самостоятельные, без излишней регламентации со

стороны взрослых; 2) подвижные (игры с правилами), т.е. специально созданные игры, в которых деятельность регламентируется и по содержанию, и по форме.
Н. К. Крупская: по тому же принципу – 1) творческие, самостоятельные; 2) игры с правилами.
С. А. Шмаков: предлагает классифицировать игры по внешним признакам (содержание, форма, место проведения, число участников, степень регулирования и управления, наличие аксессуаров) и по внутренним признакам, к которым относятся способности индивида, проявляющиеся в игре (подражание, состязательность, слияние с природой, имитация и др.).

П. Ф. Лесгафт: по степени самостоятельности и творчества детей в игре – 1) имитационные (подражательные), самостоятельные, без

Слайд 11В 1950-60-е годы в работах Р. И. Жуковской, Д. В.

Менджерицкой, и др. обосновываются две основные группы игр.
Классическая классификация игр

В 1950-60-е годы в работах  Р. И. Жуковской,  Д. В. Менджерицкой, и др. обосновываются две

Слайд 12В 1980-90-е годы в работах Г. Г. Кравцова, С. Л. Новосело-вой, Л. А. Парамоновой и др.

прослеживаются альтернативные подходы к классификации игр.
Л. А. Парамонова отнесла

строительно-конструктивные игры к конструктивной деятельности детей.
Г. Г. Кравцов: 1) Образно-ролевые игры, где ребенок принимает на себя образ-роль и выполняет действия за «живой» и «неживой» объекты, например «машина-шофёр». 2) Сюжетно-ролевые игры, главная функция которых в развитии у детей умения общаться, взаимо-действовать. 3) Режиссерские игры – высший уровень развития игровой деятельности. Эти игры дают ребенку возможность видеть игровую ситуацию в целом (он и «режиссер», и «исполнитель ролей»). К разновидности режиссерских игр Г. Г. Кравцов относит строительные игры (например, игры с мокрым песком).
В 1980-90-е годы в работах Г. Г. Кравцова, С. Л. Новосело-вой, Л. А. Парамоновой и др. прослеживаются альтернативные подходы к классификации игр. Л.

Слайд 13Е. В. Зворыгина, С. Л. Новосёлова:
1.​ Игры, возникающие по инициативе ребенка
​  самостоятельные игры; ​ 

игра-экспериментирование;
​  самостоятельные сюжетные игры; ​ 
 сюжетно-отобразительные, ​  сюжетно-ролевые (творческие)
​ 

режиссерские; ​  театрализованные.
2.​ Игры, возникающие по инициативе взрослого:
 игры обучающие (дидактические, сюжетно-дидактические, предметные, подвижные, спортивные, строительные, технич.);
 досуговые игры (игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные, празднично-карнавальные, театрально-постановочные).
3.​ Игры, идущие от исторически сложившихся традиции, этноса (народные), которые могут возникать по инициативе как взрослого, так и более старших детей (исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучающим и досуговым).


Е. В. Зворыгина, С. Л. Новосёлова:1.​ Игры, возникающие по инициативе ребенка ​  самостоятельные игры; ​  игра-экспериментирование;​  самостоятельные сюжетные игры; ​   сюжетно-отобразительные,

Слайд 14По содержанию свободные игры различают по той сфере жизни, которую

они отражают: военные, свадебные, театральные, художественные, бытовые, игры в профессию,

этнографические и т.п.
По содержанию игры с готовыми правилами различают: предметные (языковые, математические, химические и т.д.), спортивные, подвижные, интеллектуальные, строительные и технические.
Подвижные игры классифицируются по степени подвижности (игры малой, средней, большой подвижности) и по преобладающим движениям (игры с мячом, с лентами, с обручем и т.п.).

По содержанию свободные игры различают по той сфере жизни, которую они отражают: военные, свадебные, театральные, художественные, бытовые,

Слайд 15Сюжетно-ролевые игры:
игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздник», «дни

рождения» (большое место уделяется кукле).
игры на производственные и общественные темы,

в которых отражается труд людей (школа, магазин, библиотека, почта, транспорт: поезд, самолет, корабль).
игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.).
игры на темы литературных произведений, кино-, теле- и радиопередач: в «моряков» и «лётчиков», по содержанию мультфильмов, кинофильмов и т. д.
Сюжетно-ролевые игры:игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздник», «дни рождения» (большое место уделяется кукле).игры на производственные

Слайд 16
Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова исследовали проблему сюжетосложения как особого способа

развития творчества ребёнка; предложили приём – игры-фантазирования. На этапе формирования

игровых действий взрослый должен развертывать однотемный, одноперсонажный сюжет. На этапе формирования ролевого поведения – многоперсонажный сюжет.
Принципы такой игры с детьми:
I. Занимать позицию партнёра, побуждая к новым более сложным способам построения игры.
II. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного возраста, но на каждом возрастном этапе развеёртывать игру особым образом, чтобы детям «открывался» новый, более сложный способ ее построения.
III. С раннего возраста, при формировании игровых умений, ориентировать ребенка не только на осуществление игрового действия, но и на пояснение его смысла партнёрам – взрослому, сверстникам.

Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова исследовали проблему сюжетосложения как особого способа развития творчества ребёнка; предложили приём – игры-фантазирования.

Слайд 17З. В. Лиштван, Д. В. Менджерицкая, С. Л. Новоселова и др. – этапы развития сюжетно-ролевой игры:

З. В. Лиштван, Д. В. Менджерицкая, С. Л. Новоселова и др. – этапы развития сюжетно-ролевой игры:

Слайд 18
1 – ознакомительная игра (1-й год жизни). Овладение предмет-но-игровой деят-тью,

мн/кратная повторяемость действия.
2 – отобразительная игра (2-й год жизни),

от отдельных действий к цепочке ролевых действий, замещению предметов.
3 – сюжетно-отобразительная игра (3-й год жизни). Дети начинают действовать от определенного лица. Действия ребенка становятся более логичными, «игры рядом».
4 – сюжетно-ролевая игра (к концу 3-го года жизни),переход от показа результата действий к показу способов действий.
5 – собственно ролевые игры (4-й год жизни). Ребенок начинает называть роль («Я - мама» и т. д.), ролевые взаимодействия.
6 – овладение совместным сюжетосложением (5-й год жизни), отображение правил социального поведения, богатое ролевое общение, проф. лексика, роли эмоционально окрашены, игровые действия с воображаемыми предметами, 2-3 сюжета. На 6–7-м году жизни игры длительные, творческие, яркие.
1 – ознакомительная игра (1-й год жизни). Овладение предмет-но-игровой деят-тью, мн/кратная повторяемость действия. 2 – отобразительная игра

Слайд 19Всех учёных объединяет:
- понимание игры как необходимой для ребёнка

деятельности, средства развития ребёнка;
- социальная обусловленность игр. (в игре

ребёнок не копирует жизнь, а активно экспериментирует с образами социальных отношений взрослых, выражает свое отношение к увиденному, услышанному);
- ребёнок самостоятелен в сюжетно-ролевой игре, начиная с выбора темы, сюжета, роли, а также в изменении содержания, партнёров по игре и т. д.;
- оценка игры является средством воспитания детей.

Всех учёных объединяет: - понимание игры как необходимой для ребёнка деятельности, средства развития ребёнка; - социальная обусловленность

Слайд 20Проблема руководства сюжетно-ролевыми играми:

Проблема руководства сюжетно-ролевыми играми:

Слайд 21
Е. В. Зворыгина и Н. Ф. Комарова предложили комплексный подход

к руководству сюжетно-ролевыми играми.
1 компонент – обогащение реального опыта детей,

расширение знаний, представлений об окружающем
2 компонент – развитие игровых умений, обучение способам игрового отображения действительности
3 компонент создание предметно-игровой среды
4 компонент - активизирующее общение взрослого с детьми в процессе игры, поддержка интереса к игрушкам, побуждение детей к эмоциональному отклику на воображаемый предмет, самостоятельной подготовке условий для игры, поощрение самостоятельности детей в выборе ролей, поддержка проявления ролевого поведения, ролевых диалогов, согласованности ролевых действий в основном с помощью косвенных приемов руководства (вопрос, подсказка т. д.)
Е. В. Зворыгина и Н. Ф. Комарова предложили комплексный подход к руководству сюжетно-ролевыми играми.1 компонент – обогащение

Слайд 22 Усложнение в  развитии игрового умения выражается в следующем:
- сначала

замысел игры появляется по инициативе взрослого;
- потом - с помощью

взрослого;
- в дальнейшем ребёнок определяет замысел игры по собственной инициативе.

Усложнение в  развитии игрового умения выражается в следующем:- сначала замысел игры появляется по инициативе взрослого;- потом

Слайд 25К старшему дошкольному возрасту, игра ребёнка приобретает  «политематизм». Игра становится

самостоятельной деятельностью. Дети всегда сами определяют замысел игры или поддерживают

предложение сверстников. Они самостоятельно ставят игровые задачи.
Специально обучать детей определённым игровым действиям не рекомендуется. Важно, чтобы дети сами придумывали, какие ролевые действия включать в игру, только в таком случае игра будет носить подлинно творческий характер.

К старшему дошкольному возрасту, игра ребёнка приобретает  «политематизм». Игра становится самостоятельной деятельностью. Дети всегда сами определяют замысел

Слайд 26Классификация игр детей младшего возраста (3-4 г.)
игры-экспериментирование;
сюжетные самодеятельные: сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые;
компьютерные;
тренинговые

 игры: сенсомоторные, адаптивные;
обрядовые игры (народные, идущие от исторических традиций, этноса):

тихие, забавляющие–развлекающие.
Классификация игр детей младшего возраста (3-4 г.)игры-экспериментирование;сюжетные самодеятельные: сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые;компьютерные;тренинговые  игры: сенсомоторные, адаптивные;обрядовые игры (народные, идущие от

Слайд 27Классификация игр детей в среднем возрасте (4-5 лет)
игры-экспериментирования: с природными

объектами, с животными и людьми, с людьми, со специальными игрушками

для экспериментирования;
сюжетные самодеятельные игры: театрализованные, режиссерские;
обучающие игры: автодидактические предметные, сюжетно-дидактические, подвижные, музыкальные, учебно-предметные дидактические;
досуговые игры: интеллектуальные, забавы, развлечения, театральные, празднично-карнавальные, компьютерные;
обрядовые игры: семейные, сезонные;
тренинговые игры: интеллектуальные адаптивные, сенсомоторные;
досуговые игры: тихие, забавляющие, развлекающие.
Классификация игр детей в среднем возрасте (4-5 лет)игры-экспериментирования: с природными объектами, с животными и людьми, с людьми,

Слайд 28Классификация игр детей в старшем возрасте (5-7 л.)
игры-экспериментирования с природными

объектами, животными и людьми, общения с людьми, со специальными игрушками

для экспериментирования;
сюжетные самодеятельные игры (театрализованные);
обучающие: автодидактические предметные (до 7 л.), сюжетно-дидактические (до 7 л.), подвижные, музыкальные, учебно-предметные, дидактические;
досуговые игры: интеллектуальные, забавы, развлечения, театральные, празднично-карнавальные, компьютерные.

Классификация игр детей в старшем возрасте (5-7 л.)игры-экспериментирования с природными объектами, животными и людьми, общения с людьми,

Слайд 29Неправильно думать, что в младшем школьном возрасте игра полностью теряет

своё значение. Игра сохраняется, но значительно меняется характер игровой деятельности.

Возрастает значение игр с достижением определённого результата, поэтому более важными становятся спортивные и интеллектуальные игры.
Происходит переход от игр во внешнем плане действий к играм в плане воображения.
Игра подчиняется учебной деятельности. Обыгрывание учебных заданий помогает детям сделать смысл вещей более явным, заметным.
Получают распространение компьютерные игры.

Неправильно думать, что в младшем школьном возрасте игра полностью теряет своё значение. Игра сохраняется, но значительно меняется

Слайд 30Г. К. Селевко предлагает следующую классификацию игр по характеру педагогического

процесса:
- обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
- познавательные, воспитательные, развивающие;
- репродуктивные,

продуктивные, творческие;
коммуникативные, диагностические, профориентацион.
По виду деятельности игры подразделяет на физиче-ские (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.
По характеру игровой методики: 1) игры с готов. «жёст-кими» правилами; 2) игры «вольные», правила которых устанавливаются по ходу игровых действий; 3) игры, которые сочетают и свободную игровую стихию, и правила, принятые в качестве условия игры и возникающие по её ходу.

Г. К. Селевко предлагает следующую классификацию игр по характеру педагогического процесса:- обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;- познавательные,

Слайд 31Структура дидактической игры (по Г. К. Селевко)
Основные компоненты:
дидактическая и игровая

задачи,
игровые действия,
правила,
результат,
дидактический материал
Дополнительные компоненты: сюжет и роли.

Структура дидактической игры (по Г. К. Селевко)Основные компоненты:дидактическая и игровая задачи, игровые действия, правила, результат,дидактический материалДополнительные компоненты:

Слайд 32
Значение правил в дид. игре:

а) они направляют игру по заданному

пути, объединяя дидактическую и игровую задачи,
б) определяют последовательность игровых

действий,
в) повышают занимательность игры,
г) позволяют воспитателю и учителю косвенно руководить ею, регулировать взаимоотношения участников и
д) формируют межличностные отношения.
Значение правил в дид. игре:а) они направляют игру по заданному пути, объединяя дидактическую и игровую задачи, б)

Слайд 33
Использование дидактических игр как средство обучения младших школьников определяется рядом

причин:
1) игровая деятельность ещё не потеряла своего значения в мл.

шк. возрасте (Л.С. Выготский), поэтому опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы – это наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу;
2) освоение учебной деятельности детей идёт медленно;
3) дидактические игры способствуют развитию психических процессов, что позволяет преодолеть возр. особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преобладанием наглядно-образного типа мышления.;
4) дидактическая игра помогает преодолеть трудности адаптации при поступлении в школу и развить познавательную мотивацию.
Использование дидактических игр как средство обучения младших школьников определяется рядом причин:1) игровая деятельность ещё не потеряла своего

Слайд 34
Основные задачи дидактических игр:
- формирование устойчивого интереса к познанию и снятие

напряжения, связанного с процессом адаптации ребенка к школьному режиму;
- формирование психических

новообразований;
- формирование учебной деятельности, общеучебных умений, навыков самостоятельной учебной работы, навыков самоконтроля и самооценки;
- формирование адекватных взаимоотношений и освоение социальных ролей.
Основные задачи дидактических игр:-	формирование устойчивого интереса к познанию и снятие напряжения, связанного с процессом адаптации ребенка к

Слайд 35Для организации и проведения дидактической игры необходимы следующие условия:
- наличие у

педагога определённых знаний и умений относительно дидактических игр;
- выразительность проведения игры;
- необходимость

включения педагога в игру;
- оптимальное сочетание занимательности и обучения;
- средство и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать как не самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач;
- используемая в дидактической игре наглядность должна быть простой, доступной и ёмкой.
Для организации и проведения дидактической игры необходимы следующие условия:-	наличие у педагога определённых знаний и умений относительно дидактических

Слайд 36
Др. авторы различают дид. игры 3 основных видов:
1) игры с

предметами (игрушками, природным материалом);
2) настольные печатные;
3) словесные игры.

Для педагогов важно

продумать поэтапное распределение игр на уроке. В начале урока цель игры – организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность, прове-рить имеющиеся знания. В середине урока дидактическая игра должна решить задачу усвоения новой темы. В конце урока игра может носить поисковый характер. На любом этапе урока она должна быть интересной, доступной, увлекательной, включать детей в разные виды деятельности. Дид. игра входит в целостный педагогический процесс и взаимосвязана с другими формами обучения и воспитания младших школьников.
Др. авторы различают дид. игры 3 основных видов:1) игры с предметами (игрушками, природным материалом);2) настольные печатные;3) словесные

Слайд 37
С времён Ф. Фрёбеля дидактическая игра была признана как метод

обучения.
В системе М. Монтессори игра рассматривалась как средство развития ощущений.

Дид. игры М. строились на принципе автодидактизма (самообучаемости).
О. Декроли в своей системе большое место отводил играм по сенсорному воспитанию и развитию мышления. До сих пор в практике работы с детьми используются игры «Чудесный мешочек», «Парные картинки» и др.
Е. И. Тихеева ввела термин «игра-занятие» и выделила 3 вида дидактического материала: естественный (овощи, семена т. д.), бросовый (катушки, коробочки т.д.) специально созданный (лото, разрезные картинки и др.). До сих пор используется её «Кукла с набором одежды».
С времён Ф. Фрёбеля дидактическая игра была признана как метод обучения.В системе М. Монтессори игра рассматривалась как

Слайд 38
В. Р. Беспалова выделяет дидактическую игру и как метод ознакомления

детей с окружающей жизнью и форму организации обучения.
Р. И.

Жуковская показывает дидактическую игру как прием обучения на занятиях по усвоению и закреплению знаний. Она показала отличие игр-занятий от дидактических игр: дидактические игры «имеют своей главной задачей умственное развитие детей, содержание которого определенно программой, игры-занятия, строятся так, чтобы дать детям образец для развития самостоятельных сюжетных игр и положительных взаимоотношений».
В. Р. Беспалова выделяет дидактическую игру и как метод ознакомления детей с окружающей жизнью и форму организации

Слайд 39
А. И. Сорокина разделила игры на 4 группы: 1. Нас

окружают вещи, какие они? 2. Откуда приходят вещи и то,

что необходимо людям? 3. Мир отношений. 4. Всё происходит во времени. По форме проведения она группировала игры на: игры-путешествия, игры-поручения, игры-загадки, игры-беседы.
А. К. Бондаренко, Т. М. Бабуновой и др. показывают эффективность словесно-дидактических игр в развитии умственной активности, мыслительных операций детей.
А. К. Бондаренко выделила четыре группы развивающ. игр:
1) игры, с помощью которых формируется умение выделять существенные, главные признаки. 2) игры на развитие у детей умения сравнивать, сопоставлять, замечать алогизмы.
3) игры на обобщение, классификацию.
4) игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки.

А. И. Сорокина разделила игры на 4 группы: 1. Нас окружают вещи, какие они? 2. Откуда приходят

Слайд 40
Н. Я. Михайленко и Н. А. Короткова
Этапы становления дидактических игр:
С 2–2,5 лет важно развивать

взаимоподражательные действия или ритмично повторяемые.
С 2,5–3 лет – учить

детей действовать осознанно по определённым, очень простым правилам, по команде.
С 3–4 лет – вводятся настольно- печатные игры (лото, разрезные картинки), сложнее игровые действия и правила.
С 4–5 лет - представление о выигрыше, дид. игры со всеми характеристиками, формировать установку на выигрыш, состязательные отношения.
С 5–6 лет – важно стимулировать творчество, побуждать детей к созданию новых правил, игровых действий, напр.:
- предлагать игровой материал, в котором отсутствует существенный элемент;
- давать наборы элементов разных игр;
- побуждать к играм с незнакомым материалом.
Н. Я. Михайленко и Н. А. КоротковаЭтапы становления дидактических игр:С 2–2,5 лет важно развивать взаимоподражательные действия или ритмично повторяемые. С 2,5–3

Слайд 41
Меняется позиция взрослого: участник игры  помощник  наблюдатель со

стороны.

В ст. дошкольном возрасте дети должны самостоятельно выбирать дидактические игры,

уметь их организовывать:
- оснащение предметной среды, наличие разнообразного игрового материала,
- развитие у детей интереса к этой деятельности,
- формирование умения организовывать дидактические игры,
- развитие нравственно- ценной мотивации (выигрыш в честном состязании, т. д.),
- развитие гуманных отношений (доброжелательности, справедливости, т. д.).
Меняется позиция взрослого: участник игры  помощник  наблюдатель со стороны.В ст. дошкольном возрасте дети должны самостоятельно

Слайд 42
Включаясь в учебную деятельность, ребёнок накапливает познавательный опыт с помощью

решения игровых задач.
Место и роль игровой технологии в учебном

процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций педагогических игр.
Включаясь в учебную деятельность, ребёнок накапливает познавательный опыт с помощью решения игровых задач. Место и роль игровой

Слайд 43Функции игры
развлекательная;
социокультурная;
коммуникативная;
самореализации;
диагностическая;
терапевтическая ;
коррекционная.

Функции игрыразвлекательная;социокультурная;коммуникативная;самореализации;диагностическая;терапевтическая ;коррекционная.

Слайд 44Педагогические игры имеют различную направленность:
1) дидактическая – формирование определённых умений

и навыков, необходимых в практической деятельности;
2) воспитывающая – воспитание

самостоятельности, формирование определённых позиций, сотрудничества, коммуникабельности;
3) развивающая – развитие внимания, речи, мышления, рефлексии, мотивации учебной деятельности;
4) социализирующая – приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды, саморегуляция.

В игре личность полностью реализует себя как субъект!

Педагогические игры имеют различную направленность:1) дидактическая – формирование определённых умений и навыков, необходимых в практической деятельности; 2)

Слайд 45Дид. и развивающие игры, имеющие целью активизацию и интенсификацию мыслительной

деятельности учащихся, в начальной школе используются в качестве технологии занятия

или его фрагмента.
В детском саду сюжетно-ролевые и дид. игры являются одним из главных видов деятельности детей и основным методом развития, воспитания и обучения.

Дид. и развивающие игры, имеющие целью активизацию и интенсификацию мыслительной деятельности учащихся, в начальной школе используются в

Слайд 46
При организации игр следует соблюдать следующие психолого-педагогические условия:
1. Создавать в

классе атмосферу доверия, уверенности учащихся в собственных силах и достижимости

поставленных целей. Залогом этого является доброжелательность, тактичность учителя, поощрение и одобрение действий учащихся.
2. Игра должна быть хорошо продумана и подготовлена учителем. Нельзя для упрощения игры отказываться от наглядности, если она требуется.
3. Учитель должен быть очень внимательным к тому, насколько учащиеся подготовлены к игре, особенно к творческим играм, где им представляется большая самостоятельность.
4. Команды для игры подбираются так, чтобы в каждой были участники разного уровня и при этом в каждой группе должен быть лидер, который воспитывается постепенно.
При организации игр следует соблюдать следующие психолого-педагогические условия:1. Создавать в классе атмосферу доверия, уверенности учащихся в собственных

Слайд 47Подведите итоги по теме:
1. Дайте определение понятия «игра».
2. Назовите авторов

теорий игры. Укажите, какую вы считаете наиболее полно раскрывающей суть

игры.
3. Сколько классификаций игр мы рассмотрели? Какая из них лучше? Попробуйте создать свою клас-сификацию игр.
4. Назовите этапы развития сюж.-ролев. игры.

5. Нужно ли руководить сюж.-ролевой игрой? Как?
6. Каково значение игр для мл. шк-ков?
7. Какие виды дид. игр вы знаете?
8. Раскройте структуру дид. игры.
9. Кто начал исп. дид. игры как метод?
10. Перечислите функции игры.



Подведите итоги по теме:1. Дайте определение понятия «игра».2. Назовите авторов теорий игры. Укажите, какую вы считаете наиболее

Слайд 48Задания:
1. Переработать материал лекции в виде схем.
2. Подготовить доклады с

фрагментами занятия/урока.
.
Успехов!

Задания:1. Переработать материал лекции в виде схем.2. Подготовить доклады с фрагментами занятия/урока..Успехов!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика