Слайд 1Архитектура
модернизма
Архитектурный модернизм (новейший, современный, новый) — движение в архитектуре
XX века, переломное по содержанию, связанное с решительным обновлением форм
и конструкций, отказом от стилей прошлого.
Слайд 2В основе нового художественного языка лежала линия – декоративная и
динамичная, гибкая и подвижная, передающая энергию жизни. S-образная линия, заимствованная
у колышущихся морских волн и водорослей, порхающих бабочек и стрекоз, тянущихся к свету стеблей и цветов лилии и ириса, развевающихся на ветру девичьих волос, определила одну из главных особенностей стиля модерн- его орнаментальность.
Слайд 3Кредо архитектурного модернизма заложено в самом его названии — это
созидание нового, чего-то такого, что соответствовало бы сегодняшнему дню. То
есть, присутствует принципиальная установка на новизну архитектуры, — как конструктивных и планировочных идей, закладываемых в проекте, так и внешних форм. Образное выражение «призмы из бетона и стекла» хорошо передает общий характер построек модернизма.
Слайд 4Основные принципы архитектурного модернизма:
— использование самых современных строительных материалов
и конструкций,
— рациональный подход к решению внутренних пространств (функциональный
подход),
— отсутствие тенденций украшательства, принципиальный отказ от исторических реминисценций в облике сооружений,
— их «интернациональный» характер.
Слайд 5
Знаменитые архитекторы -модернисты :
Ханс Шарун
Вальтер Гропиус
Ле Корбюзье
Алвар Аалто
Оскар Нимейер
Пьер
Луиджи Нерви
Марсель Брейер
Бернар Зерфюсс
Огюст Перре
Слайд 6Антонио Гуади
Виктор Орта
Луис Салливен
Фрэнк Ллойд Райт
Слайд 7Федор Осипович Шехтель
Щусев Алексей Викторович
Павел Юльевич Сюзор
Слайд 8Одним из ярких представителей флорального модернизма стал французский архитектор Эктор
Гимар (1867-1942), создавший свой особый, так называемый стиль Гимара, или
«стиль метро» , в архитектуре. Его отличали изысканность вьющихся и изогнутых форм, сложная узорность, асимметрия, нарушение естественных пропорций. Линия в его произведениях превращалась в своеобразный элемент организации пространства, лишенного параллельности и симметрии.
Слайд 9Станция метро в париже, около 1900 г
Архитектор Эктор Гимар
(1867-1942)
Слайд 10ДОМ ВИСЕНСА(1883-1888) Барселона
АРХИТЕКТОР АНТОНИО ГАУДИ
(1852-1926)
Дом Висенса развивает тему арабских сказок
«Тысячи и одной ночи». Закругленные башни, изящные металлические орнаменты в
виде пальмовых листьев, ритмично чередующиеся пояса арок, глухие окна с коваными решетками…
Творчество А. Гауди перекинуло своеобразный мост от средневековой готики к модерну.
Слайд 11Дом батльо (1904-1906) барселона
Голубовато-зеленый фасад Дома Батльо напоминает то вспененную
морскую волну, то всплески вулканической лавы, то кожу диковинных животных.
Слайд 12Дом мила(1906-1910) барселона
Во внутренней планировке здания нет двух одинаковых комнат,
прямых углов и ровных коридоров. Любой элемент конструктивен, наполнен движением.
Фасад здания напоминает колышущуюся массу.
Слайд 13Парк гюэль (1900-1914)
барселона
Гауди принадлежало первенство в практическом осуществлении идеи синтеза
искусств, провозглашенной модерном. Она нашла воплощение в оформлении парка Гюэль
в одном из пригородов Барселоны.
Слайд 14Саграда фамилия(1883-1926)
барселона
Главное творение Гауди – собор Саграда Фамилия( Святого семейства),
который он не успел завершить при жизни. По замыслу он
должен был стать архитектурным воплощением сюжетов Нового Завета. Фасад собора состоит из трех порталов, символизирующих Веру, Надежду и Любовь. Средний представляет собой глубокий грот Вифлеема; он убран цветами, над которыми летают птицы.
Слайд 15Дом тасселя(1892-1893)
люксембург
Лестница Дома Тасселя
АРХИТЕКТОР ВИКТОР ОРТА
Дом Тасселя по праву считается
первым образцом « чистого модерна», принесшим всемирную известность и славу
начинающему архитектору.
(1861-1947)
«Совершенным зодчим искусства модерн» называют бельгийского архитектора Виктора Орта
Слайд 16Небоскребы в Чикаго. США
АРХИТЕКТОР ЛУИС САЛЛИВЕН
(1856-1924)
Первый небоскреб чикагского архитектора Луиса
Салливена в городе Сент-Луисе произвел настоящий переворот в архитектуре. Стальные
каркасы с вертикальными конструкциями, напичканные скоростными лифтами и другой техникой, явно бросали вызов классике.
Слайд 17АРХИТЕКТОР ФРЭНК ЛЛОЙД РАЙТ
(1869-1959)
Вилла стала подлинным шедевром архитектора. Грубая складка
стен из колотого камня естественным образом продолжала скалы, сливалась с
небольшим водопадом, могучими деревьями и лесным ручьем. Железобетонные балки, закрепленные в скале, поддерживали сложную систему нависающих террас. Лестница в центре дома спускалась прямо к водопаду. Архитектура сооружения в прямом смысле слова «растворилась» в природе.
ВИЛЛА ЭДГАРА КАУФМАНА «НАД ВОДОПАДОМ» (1936-1939)
Слайд 18Музей современного искусства(1943-1959) Нью-Йорк
Музей современного искусства в Нью-Йорке является одним
из первых музеев современного искусства в мире. Сейчас этот музей,
расположившийся на Манхеттене, пользуется заслуженной славой и весьма популярен у посетителей.
АРХИТЕКТОР ФРЭНК ЛЛОЙД РАЙТ
Слайд 19Вилла Савой (1927-1931)
пуасси,франция
АРХИТЕКТОР ЛЕ КОРБЮЗЬЕ
Знаменитую виллу отличают изысканное совершенство форм
и четкость пропорций. Террасы, расположенные на разных уровнях, переходные мостики,
пандусы и лестницы, пронизывающие пространство, яркое освещение создают впечатление слияния с природой и возможности полного уединения для человека.
(1887-1965)
Слайд 20Санаторий в Паймио, Финляндия( 1929—1933)
Архитектор
Алвар Аалто
В Финляндии по
проекту архитектора Алвара Аалто строился туберкулезный санаторий в Паймио .
В основу проекта здесь положена центральная ось коммуникаций, но отдельные корпуса расположены на ней не симметрично, а в соответствии с потребностью в воздухе и свете.
Слайд 21Жилой дом в марселе(1945-1952)
Жилой дом в Марселе – своеобразная модель
идеального жилища для человека. Рассчитанный на 350 семей(примерно 1600 человек),
он наглядно воплощает идею автора о том, что «дом – это машина для жилья». Дом поднят на высокие столбы-опоры, он включает 337 двухэтажных квартир, магазины, отели, сад на крыше, спортзал, беговую дорожку, бассейн, детский сад, то есть все, что необходимо человеку для благоустроенной жизни.
Слайд 24Доходный дом Перцова в Самойловском переулке в Москве
Слайд 25Панно М. А. Врубеля "Принцесса Грёза" на фасаде гостинцы Метрополь,
Москва.
Слайд 26А. Головин. «Клеопатра». Эскиз декоративного майликового панно.
Слайд 27ОСОБНЯК А. Н. РЯБУШИНСКОГО(1900-1902) Москва
АРХИТЕКТОР ФЕДОР ОСИПОВИЧ ШЕХТЕЛЬ
(1859-1926)
Высшим достижением русской
архитектуры эпохи модерн стал особняк А. Н. Рябушинского( ныне Музей-квартира
М. Горького). Необычность архитектурных форм особняка создавалась благодаря асиметрично выступающему вперед балкону, пристройкам парадного и бокового крылец, разнообразным конфигурациям окон с изгибающимися рамами.
Слайд 28Особняк а. н. Рябушинского.
интерьер
Подлинным украшением холла является закрученная спиралью широкая
лестница из искуственного серо-голубого мрамора. Ее массивные перила напоминали набегающую
череду морских волн.
Слайд 29Здание вокзала Термини построено в 1948-1950 гг. архитекторами А. Вителлоцци,
Л. Калини, М. Кастелацци и др.
Термини— главный вокзал Рима, соединяющий
«вечный город» с севером Италии и заальпийскими столицами, включая Париж и Вену. В 1947 остановленное войной строительство было возобновлено по новому модернистскому проекту из железобетона с традиционной для Рима облицовкой из травертина. За внушительные размеры римляне прозвали это здание, распахнувшее двери в 1950 году, «динозавром».
Слайд 30Сигрем билдинг, Нью Йорк, 1958. Один из лучших примеров корпоративного
модернизма.
Сигрем Билдинг— небоскрёб, эталон интернационального стиля, спроектированный его крупнейшими
представителями — немцем Мис ван дер Роэ и американцем Филиппом Джонсоном. Строительство здания было завершено в 1958 году.Оно составляет 157 метров в высоту и состоит из 38 этажей. Здание предназначалось под офисы канадской фирмы, занимающейся перегонкой спирта Joseph E. Seagram’s & Sons.
Слайд 31В России одним из наиболее заметных и типичных памятников модерна
является Дом компании «Зингер» (сейчас "Дом Книги") на Невском проспекте
в Санкт-Петербурге. С одной стороны, здание не связано с окружающим ансамблем, что считается градостроительной ошибкой, с другой стороны, это пример удачной планировки в сложных условиях затесненного участка (1902—1904, арх. П. Ю. Сюзор).
Дом компании «Зингер» (1902—1904) Санкт-Петербург
Архитектор Павел Юльевич Сюзор
(1844-1919)
Слайд 32Дом компании «Зингер» (1902—1904) Санкт-Петербург
Слайд 33Дом был построен для магазина колониальных товаров торгового товарищества «Братья
Елисеевы». Здание выделяется на фоне классической архитектуры Невского проспекта своими
витражами, скульптурами и роскошью отделки. Стиль здания был призван показать богатство товарищества и привлечь внимание потенциальных покупателей. Витраж на Невской стороне здания, покрывающей несколько этажей, создаёт впечатление одной громадной витрины.
Елисеевский магазин, Дом торгового товарищества «Братья Елисеевы»
(1902—1903) Санкт-Петербург
Архитектор Гавриил Васильевич Барановский
(1860-1920)
Слайд 34
Вобрав дух своего бурного времени, модерн возник и сложился под
влиянием эстетики символизма. Эта общность символизма и модернизма давно подмечена
исследователями искусства. Действительно, порой трудно провести четкую грань между символизмом и модернизмом в творчестве таких художников, как А. Гауди, Э. Мунк, М. Врубель. До сих пор ученые по-разному трактуют вопрос об их взаимоотношениях, некоторые рассматривают символизм в рамках стиля модерн.
Слайд 35Отличительные черты архитектуры модернизма:
- принцип: материалы и функциональные требования
определяют результат
- эстетика машины
- отрицание орнамента
- упрощение
форм и отказ от лишних элементов
- выразительная структура
- форма следует функциональности
Слайд 36Модерн в России явился базой для формирования и развития архитектуры
конструктивизма. В 20 – 30-е годы в крупных городах России
осуществляются проекты
А.В. Щусева, В.Г. Шухова, Братьев Весниных,
М.Я. Гинзбурга
Сюда же нужно отнести неосуществленные проекты И.И. Леонидова
Слайд 37Здание казанского вокзала(1902-1904) москва
Архитектор А.В. Щусев
Слайд 38Мавзолей В. И. Ленина у Кремлёвской стены(1924—1930)
Памятник-усыпальница
Слайд 41Особняк Льва Кекушева в Глазовском переулке
Слайд 42Особняк И.А. Миндовского. Архитектор Л.Н. Кекушев. 1903 г
Слайд 43доходный дом И.П. Исакова на Пречистенке
Слайд 44Особняк балерины М.Кшесинской на Петроградской
стороне (архитектор А.И.Гоген, 1904-1906)
Слайд 45Торговые ряды "Новый Пассаж", Модерн Васильев
Слайд 46Прядильно-ниточный комбинат «Красная нить»
Слайд 48Свердлова, 41, Коммунистическая, 18, (дом Захарова, постройка 1912г. по проекту
ПерейтиОтправить
архитектора Ф.Лидваля (стиль модерн))
Слайд 49Малая Конюшенная. Доходный дом церкви Святой Екатерины
Слайд 50Азовско-Донской коммерческий банк -Городская междугородная телефонная станция, Неоклассицизм, Архитектор Лидваль
Ф. И., Большая Морская ул., 3-5
Слайд 51Радиобашня Шухова на Шаболовке в Москве.
Архитектор В.Г. Шухов
Слайд 52Днепрогэс( 1927—1932), восстановлена в (1947—1950) Украина
Архитекторы братья Веснины
Строительство Днепрогэса
Слайд 53Панорама "Культурный центр ЮЖНЫЙ". Ранее - Дворец культуры автозавода имени
И.А. Лихачева (ЗИЛ).
Дворец культуры автозавода им. И.А. Лихачева
Слайд 54Самое необычное произведение Мельникова – это собственный дом в Кривоарбатском
переулке. Два врезанных друг в друга цилиндра с шестиугольными оконными
проемами по внешнему виду напоминают башню. В ней все необычно и в то же время строго функционально, все подчинено профессиональным интересам архитектора.
Архитектор -Константин Степанович Мельников(1890-1974) Архитектурный стиль: авангард, конструктивизм
Дом в Кривоарбатском переулке.(1927-1929) Москва
Слайд 55Павильон представлял собой лёгкую каркасную двухэтажную постройку, выполненную из дерева.
Большая часть площади наружных стен павильона была остеклена.
Советский павильон на
международной выставке декоративных искусств в париже. (1925)
Архитектор -Константин Степанович Мельников(1890-1974)
Слайд 56Архитектор -Константин Степанович Мельников(1890-1974) Архитектурный стиль: авангард, конструктивизм
Павильон «Махорка» на Всероссийской
сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке
Слайд 57ИДЕИ КОНСТРУКТИВНОЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АРХИТЕКТУРЫ ПРОДОЛЖАЛИ РАЗВИВАТЬСЯ НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕГО ХХ
СТОЛЕТИЯ.