Слайд 1Артикуляционная гимнастика
Учитель-логопед
Федоренко Ольга Олеговна
МБДОУ «Детский сад №17 «Ласточка»
Слайд 2Артикуляционная гимнастика
– это выполнение специально подобранных (с учетом возраста
и индивидуальных возможностей ребёнка) логопедом упражнений подвижными речевыми органами (губами,
нижней челюстью, языком) и мимическими мышцами, которые направлены на развитие у него недостаточных или отсутствующих артикуляционных движений.
Слайд 3Затруднения, встречающиеся у детей:
* поднимание языка к нёбу (может
быть связано с укороченной подъязычной связкой или слабостью его
продольных или поперечных мышц);
* прогибание языка посередине или сужение по краям (обусловлено слабостью боковых мышц языка);
*чередование нескольких движений;
* выполнение упражнений в сочетании с правильным дыханием.
Слайд 4Рекомендации к проведению упражнений:
* Сначала упражнения выполняются медленно, перед зеркалом.
*
Затем темп увеличивается и упражнения выполняются под счёт. Следим за
правильностью выполнения упражнений.
* Заниматься лучше 2 раза в день (утром и вечером) 5 – 7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.
* Если во время занятий язычок ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону и ребёнок не может удержать нужное положение языка даже короткое время, требуется специальный массаж.
Слайд 5Предлагаем ознакомиться с некоторыми артикуляционными упражнениями
Слайд 6«ГРИБОК»
Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язычок к небу. Это шляпка
гриба, а подъязычная связка- ножка. Кончик языка не должен подворачиваться,
губы - в улыбке. Если ребенку не удается присосать язык, то можно пощелкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощелкивании улавливается нужное движение языка.
Слайд 7«БЛИНЧИК»
Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать
в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении
важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.
Слайд 8«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ»
Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю
губу сверху- вниз (можно намазать губу вареньем). Нижняя губа не
должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее вниз рукой).
Слайд 9«ДЯТЕЛ»
Рот широко открыт и слегка растянут в улыбке, язычок в
форме «чашечки» поднят вверх: боковые края языка прижаты к верхним
коренным зубкам, а передний край языка поднят за верхние передние зубы к альвеолам. Ребёнок говорит с придыханием Д-Д-Д или Т-Т-Т. Язык «прыгает на бугорках».
Слайд 10«ЁЖИК»
Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком
языка круг ( правая щека- под верхней губой, левая щека-
под нижней губой). Затем язык двигается в обратном направлении. Так "нарисовать" по 5- 6 кругов в одну и другую стороны.
Слайд 11«ЧИСТИМ ЗУБКИ»
Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние, затем верхние
зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо - влево.
Нижняя челюсть при этом не двигается.
Слайд 12«ИНДЮК»
Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения
широким передним краем языка по верхней губе вперед- назад, стараясь
не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Темп упражнения, постепенно убыстряясь, затем добавить голос, чтобы слышалось «БЛ-БЛ-БЛ». Следите, чтобы язык не сужался, он должен быть широким.
Слайд 13«КИСКА СЕРДИТСЯ»
Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы.
На счет «раз»- выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в
нижние зубы. На счет «два» вернуться в исходное положение. Кончик языка при этом не должен отрываться от нижних зубов, рот не закрывается
Слайд 14«КАЧЕЛИ»
Улыбнуться, открыть рот. На счет 1-2 поочередно упираться языком то
в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом
неподвижна.
Слайд 15«МАЛЯР»
Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить небо от зубов
к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.
Слайд 16«ПАРУС»
Улыбнуться, широко открыть рот, кончик языка поднять и поставить на
бугорки (альвеолы) за верхними зубами. Удерживать язык в таком положении
на счёт до восьми, потом до десяти. Опустить язык и повторить упражнение 2-3 раза.
Слайд 17«РАСЧЕСКА»
Улыбнуться, закусить язык зубами. «Протаскивать» язык между зубами вперёд-назад, как
бы «причёсывая» его. Выполнять 3-4 раза.
.
Слайд 18«СЛОНИК»
Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед
трубочкой. Удерживать их в таком положении на счет до пяти.
Слайд 19«МЕСИМ ТЕСТО»
Улыбнуться, открыть рот, покусать язык зубами та-та-та…; пошлёпать язык
губами пя-пя-пя…; закусить язык зубами и протаскивать его сквозь зубы
с усилием.
Слайд 20«ФУТБОЛ»
Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну,
то в другую щёку так, чтобы под щекой надувались «мячики».
Слайд 21«ЧАСИКИ»
Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «раз-два» из
одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается
неподвижной.
Слайд 22«ЧАШЕЧКА»
Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу,
боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет
до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.