Слайд 1Астрономия в Древней Индии
Наиболее древние сохранившиеся документальные источники сведений об
астрономических представлениях и знаниях обитателей Древней Индии, населявших эту территорию
до современной, индо-европейской (арийской) индийской цивилизации – это печати , сохранившиеся от Индской цивилизации (история которой уходит в 7-е тыс. до н.э. ), с изображениями на мифологические космологические и космогонические сюжеты.
Первые данные о существовании до-арийской цивилизации в западной Индии опубликовал в XIX в. Александр Каннингем. Окончательно существование Индской цивилизации было установлено в 1921—1922 гг. экспедицией во главе с Джоном Маршалом (США).
Слайд 2Изученная индская, или хараппская цивилизация в долине реки Инд, на
территории нынешних с-з Индии (Западный Пенджаб) и ю-в Пакистана (район
Мултана) датируется 3-м тыс. до н.э. .
Главными культурными центрами ее были города Хараппа, Мохенджо-Даро, Лотхал, Калибанган, обнаруженные в начале 20-х гг. ХХ-го столетия (и названные так археологами). Обнаружено было свыше 500 памятников – следов высокоразвитой экономической и культурной жизни обитателей, имевших сухопутные и морские связи с городами Месопотамии и Древнего Египта.
Слайд 3Ареал индской (хараппской) цивилизации (3-2 тыс.)
Индская или Хараппская цивилизация — одна
из трёх наиболее древних цивилизаций человечества, наряду с древнеегипетской и
шумерской. По своим размерам она была примерно равна Египту, Месопотамии, Малой Азии, Ирану, Сирии, Финикии и Палестине, вместе взятым.
Хараппская цивилизация (земледельческая, с ирригационным земледелием) развивалась в долине реки Инд в XXIII—XIX веках до н. э.[1] до прихода во II тыс. до н. э. ариев. Наиболее значительные центры — Хараппа, Лотхал и Мохенджо-Даро. Население в годы расцвета составляло около 5 миллионов человек (современная численность населения Шотландии, например).
Слайд 4Из предыстории Индии.
В долине Инда производящее хозяйство развивается с
VII тыс. до н. э. Культура долины Инда не была единственной в
своём регионе. Ей предшествовала местная оригинальная культура, некоторое время сосуществовавшая с хараппской.
Население – дравиды, более темные, чем современные индийцы. Дравиди́йские (дравидские языки) — семья языков на территории Южноазиатского (Индийского) субконтинента, на островах Индийского и Тихого океанов и в Южной Африке. Общая численность говорящих на 85 дравидийских языках превышает 200 млн. человек.
Письменность долины Инда иероглифическая; расшифровать ее пока не удаётся, поэтому сведения о политическом развитии Хараппы и Мохенджо-Даро и имена правителей на сегодняшний день неизвестны.
Слайд 5Уровень развития
Индская цивилизация - археологическая культура бронзового века (середина 3-го тысячелетия — XVII—XVI вв.
до н. э.). Города (Хараппа, Мохенджо-Даро и др.) - регулярной застройки с цитаделями,
канализацией, водопроводом, общественными зернохранилищами; оросительные каналы, портовые сооружения, могильники; расписная керамика, иероглифическая письменность, печати.
У индских дравидов были развиты монументальное строительство, металлургия бронзы, мелкая скульптура.
Слайд 6Каменное изображение жреца (3-2 тыс. до н.э.)
Слайд 7Крупнейшим городом был Мохенджо Даро (название дано археологами. Букв. «Холм
мертвецов»), основание его относят к 2600г. до н.э. Расположен в
Пакистане, в провинции Синд. Историки считают его вероятным административным центром
Всей Индской цивилизации. Просуществовал ок. 900 лет.
Слайд 9Из оформления древнего индского кладбища.
Культура захоронений в хараппской цивилизации возникла
около 1900 г. до н. э. Среди отличительных черт в захоронениях: красноватая керамика,
на которой чёрной краской изображены антилопы, павлины и др., но также и солнечные или звёздные знаки.
Слайд 11Конец индской цивилизации
Закат индской цивилизации приходится на XVIII—XVII века до н. э.
Вероятно, это было вызвано ухудшением природных условий. Последний удар по
носителям цивилизации нанесло вторжение ариев, описанное в «Ригведе».
Слайд 12 Письменная история древнеиндийской астрономии начинается для нас лишь со
времен утверждения арийской цивилизации.
Слайд 13Астрономия арийской древней Индии
Астрономические познания древних индийцев отчасти нашли
отражение в древнейшем собрании индийских религиозных гимнов "Ригведа" ( их
создание относят к периоду с конца 2-го до первой половины 1-го тыс. до н.э.
Слайд 14 § 2. Фрагменты наблюдательной и математической астрономии.
Первыми объектами наблюдений
на небе стали Солнце и Луна. Их наблюдением занимались служители
культа – жрецы. Первым практическим применением астрономии стало составление календаря.
Область видимого движения Луны была разделена на 28 "лунных стоянок"-накшатр. Каждой соответствовала либо яркая звезда (например, Арктур), либо группа звезд (Плеяды, Орион, Пегас).
Слайд 15
Сведений о каких-либо систематических наблюдениях планет не сохранилось. Но на
старинном изображении Вселенной в соответствии с описанием в "Ригведе имеются
три планеты далеко от Солнца (возможно, Марс, Юпитер и Сатурн).
Слайд 16 Мифологическая картина мира
в древней Индии
Слайд 17Загадка явления Раху и Кету
В "Ригведе" упоминается некое парное явление
"Раху" и "Кету". В литературе имеются разные толкования этого. По
данным, найденным студ. 5-го курса 2011г. Шветы Тиаги, так обозначались узлы лунной орбиты.
В "Ригведе" упоминаются среди божеств и "семь адитьев" (семь солнц). Быть может – это пять планет, Луна и Солнце.
Сведений о каких-либо астрономических инструментах у древних индийцев, как и остатков наблюдательных площадок, пока не обнаружено.
Слайд 18О парном явлении «Раху» и «Кету»
По сведениям из историко-астрономической индийской
литературы парным явлением "Раху" и "Кету» обозначались узлы лунной орбиты,
северный и южный. Они же фигурировали и среди скульптур божеств, украшавших храмы.
Слайд 19О математике
Древние индийцы изобрели десятичную систему счета, к VI в.
до н.э. имели большие успехи в арифметике, в решении квадратных
уравнений и т.п. За несколько столетий до греков здесь также была известна теорема, названная впоследствии пифагоровой. (Есть версия, что знаменитый философ и математик VI в. до н.э. Пифагор побывал и в Индии).
О календаре
Уже в VI в.до н.э. в Индии существовало
несколько календарных систем – лунных и солнечных календарей. Употреблялся лунный год в 354 дня и близкий к тропическому солнечный в 360 + 5 дней ("для жертвоприношений"). В лунном календаре употреблялся сидерический месяц в 27 дней (год состоял либо из 12, либо из 13 таких месяцев).
В самых ранних календарях была уже и семидневная неделя. В названиях дней использовались имена семи подвижных светил и в том же порядке, как, например, в Египте.
Месяц делили на две половины - светлую, до полнолуния (шукла) и темную (кришна). Отсюда, видимо, и разделение лунного пути не на 13 частей, (сидерических месяцев), а на 27 -28 их «половинок» (накшатр).
Слайд 21
§ 4. Натурфилософия и космолого-космогоническая картина мира в Древней
Индии.
Разумеется, мир древних индийцев был наполнен астральными богами: ветра, бури,
грома и молнии т.д.
Вместе с тем в философском осмыслении Вселенной, космофизической картине мира древнеиндийские мыслители высказывали порой идеи такой глубины, к какой человечество в своем развитии вновь (и, конечно, на совершенно ином уровне!) подошло лишь в наши дни.
Слайд 22О принципах устройства Вселенной
Существовало представление о действии во Вселенной универсального
организующего начала - принципа упорядоченности мира . Такой принцип они
называли "рита". Противоположным ему был принцип неупорядоченности мира – "анрита"(хаос, тьма).
Под мировым порядком разумелось циклическое движение Солнца, возвращение времен года, возвращение Луны к одной и той же накшатре. Все это говорит о появления идеи "риты" из наблюдений.
Существование Вселенной рассматривалось как борьба этих принципов - риты и анриты.
Слайд 23 Мифологическая картина мира
(в передаче
знаменитого астронома-популяризатора К.Фламмариона):
Земля представлялась бесконечным плоским "обширным пространством". Покровительницей матери-Земли
считалась богиня Притхиви (или P’rtovi). Бог неба Варуна, "творец и хранитель природы» управлял и воздушной зоной между небом и землей. На небесной сфере помимо Солнца и Луны указаны три тела, вероятно это планеты Марс, Юпитер и Сатурн.
Слайд 24 Мифологическая картина мира
в древней Индии
Слайд 25От мифологии к натурфилософии
Для древнеиндийской космологии характерен был ранний переход
к абстрактным натурфилософским идеям тех или иных сил природы. "Боги
природы", как правило, не имели конкретных черт, в отличие, например, от богов у древних греков.
Существенным элементом древнеиндийской натурфилософии было убеждение в существовании тесной связи каждого живого существа со всем мировым порядком, с "ритмом бытия". Было убеждение, что связь человека и Вселенной обоюдная, активная и со стороны человека. Поэтому человек может и обязан своим поведением, нормами жизни поддерживать не только свое благополучие, но и весь мировой (!) порядок.
Слайд 26В древнеиндийской натурфилософии была идея "единой вселенской безличной силы", которой
подчиняются не только люди, но даже (!) боги-небожители. Так, уже
в некоторых ведических гимнах провозглашалось, что и самих богов создало (!) нечто "бесформенное", не имеющее зримого облика первоначало всех вещей. Они называли его "Брахманаспати" (Властитель молитвы). Иногда это абстрактное божество отождествляли с Солнцем, иногда - с идеей знания, мудрости.
В одной из версий мифа о возникновении мира Бытие (Сат) родилось из Небытия (Асат), и Бытие состояло из твердого Неба и Земли (т.е. было материальным). Согласно "Ригведе" этому "созданию всего" предшествовало появление "первого зародыша" (пратхама гарбха) или "золотого яйца" (брахманды), которое появляется в первозданном океане. В нем заключались даже все будущие боги.
Этот космический зародыш, как гласил один из гимнов "Ригведы", был тем, "что есть по ту сторону неба, по ту сторону этой Земли, по ту сторону богов и асуров [демонов]". Зародыш мира считался либо "нерожденным", "вечным", либо возникшим в водах.
Слайд 27Существенной в древнеиндийской натурфилософской космогонии была идея первоначального космического жара
(тапас). В "Ригведе" провозглашалось:
Закон [рита] и истина родились
Из воспламенившегося жара.
Отсюда родилась Ночь,
Отсюда - волнующийся Океан.
Далее из Океана появляется… "год, распределяющий дни и ночи, Солнце, Луна и все существа".
Слайд 28
Вселенная, по представлениям древних индийцев, бесконечно повторяла некий многоступенчатый цикл
"развития"- от зарождения до гибели и вновь к возрождению, и
так без конца.
Время от возникновения мира делили на 4 периода – юги, длительность которых соотносилась как 4:3:2:1. Название «юга»(букв. поколение) и представление о смене периодов в указанном отношении пришло из … древней игры в кости (с четырьмя метками на них: 4,3,2,1).
Слайд 29Критаюга (когда поклонялись одному богу и царило равенство всех людей)
длилась 1728000 лет .
Третаюга (нравственное состояние общества ухудшается, но
еще строго соблюдаются религиозные обязанности) – следующие 1296000 лет.
3. Двапараюга (начинают преобладать зло и пороки) – 864000 лет.
Калиюга (полный упадок добродетели, войны, грабежи и т.п. Пренебрежение заветами Вед) – 432000. лет.
Слайд 30Корни основного периода в 432000 лет уходят в Месопотамию, с
ее 60-ричной системой счета. Вавилоняне считали великим периодом суммарное время
правления всех своих царей до потопа (легендарного события, нашедшего отражение едва ли не во всех древних цивилизациях, по крайней мере, Старого Света.). Он был принят ими как 120 SAR (1 SAR = 60x60 = 3600) = 432000.
Слайд 31Сумма четырех юг (4320000 лет) составляла махаюгу, тысяча махаюг (4
320 000 000 ) одну «кальпу», или «день Брахмы» -
главного божества в религии буддизма, а 365 (иногда называют 360) таких «дней» составляли «божественный год Брахмы. Считалось, что в конце каждого такого года Вселенная гибнет в мировом огне от 12 или от 7 солнц (иначе, время существования нашей Вселенной порядка 1011 лет, что близко к оценке возраста Метагалактики).
Слайд 32По истечении 100 «божественных лет» (очевидно, через 4320000000х365х100, или время,
порядка 1014лет) гибнет и сам Брахма, и весь организованный мир
превращается в хаос, чтобы спустя еще 100 таких «лет» возродиться в новую Вселенную, и т.д.
Впечатляющее на первый взгляд соответствие этих громадных периодов современным космологическим оценкам - например, возраста Метагалактики (1011 лет!) чисто случайное. Первоисточником всех этих оценок, как показано одним из крупнейших исследователей древних цивилизаций Ван- дер -Варденом, является древневавилонский период правления всех шумеро-аккадских правителей «до потопа» , «вычисленный» на основе 60-ричной системы счета одним из вавилонских астрологов (60х60 х120 = 432000 лет). Приведенные оценки скорее говорят о существовании контактов между древними цивилизациями.
Слайд 33Особенности философии индийцев
В качестве одной из отличительных черт древнеиндийской космогонии
исследователи культуры Древней Индии отмечают особый "дух искания", отсутствие аксиоматичности
суждений. Отсюда возникал и дух сомнения, самокритичности.
Слайд 34Гимн о сотворении мира заканчивается размышлениями, полными сомнений, свидетельствующих, прежде
всего, о понимании степени глубины и неохватности поднятой проблемы –
происхождения Вселенной:
«Кто воистину знает? Кто здесь провозгласит?
Откуда родилось, откуда это творение?
Далее боги появились посредством сотворения
[мира, а не перед его сотворением! – А.Е.]
Так кто же знает, откуда он появился?
Откуда это творение появилось:
Может, само создало себя, может, нет –
Тот, кто надзирает над этим [миром] на
высшем небе,
Только он знает или же не знает [!]
Слайд 35
Зарождение материалистической натурфилософии в древней Индии
В противоположность мировоззрению жреческих кругов
уже во II в. до н.э. в древней Индии сформировались
и первые материалистические философские учения – "санкхья" и "локаята".
Слайд 36Согласно учению санкхья, Вселенная материальна, все вещи и существа возникают
из саморазвивающейся материи. Причем вначале материя находилась в нерасчлененном состоянии,
в "непроявленной" форме (авьякта). Благодаря существованию трех качеств - "гун" она превращается в "проявленную" форму (вьякта) – наблюдаемую Вселенную, в мир предметов и существ. Качества эти – "тàмас" (тьма, инерция), "рàджас" (страсть, огонь, энергия, активность, красный ) и "сàттва" (сущность, истина, равновесие, успокоение, белое).
Слайд 37Учение локаята утверждало, что единственной сущностью всего живого является тело,
душа же – чистая иллюзия. В этом учении, быть может,
возрождались более древние идеи, уходящие корнями в до-арийскую цивилизацию, Труды локаятиков беспощадно уничтожались. Идеи их дошли до наших дней только через... критику этих идей противниками.
Была также попытка материалистического описания "первостихии" Вселенной в форме "дыхания" (праны) как признака самого существования. Такая идея высказывалась более поздними последователями Вед.