Слайд 1Архитектура барокко в Италии ( XVII в.).
Социально-политические и экономические предпосылки
формирования стиля барокко.
Церковь Иль Джезу. 1568 г.. Виньола,
фасад в
1575-1584. Арх. Джакомо Делла Порта.
Доменико Фонтана. Трех лучевая система Рима
Карло Мадерна. Завершение строительства с. Св. Петра.
Лоренцо Бернини. (1598-1680гг.)- скульптор и архитектор.
Пл. Собора. Св. Петра в Риме.
Церковь Сант-Андреа в Риме, Паллаццо Барбирини.
Франческо Баромини. Ц. Сан- Карло у четырех фонтанов
Ц. Сант-Иво.
Барочные виллы.
Слайд 2Социально-политические и экономические предпосылки формирования стиля барокко:
рост и укрепление национальных государств Европы;
обострение
противоречий феодального общества и формирование основ капиталистического строя;
борьба между дворянством и буржуазией, усиление влияния буржуазии;
развитие мануфактурной промышленности, рост торговли;
подъём точных и естественных наук;
формирование научных методов познания действительности;
общий кризис гуманизма и наступление феодально–церковной реакции
переход от поэтически целостного восприятия мира учёных и мыслителей Ренессанса к научным методам познания действительности.
Джордано Бруно (1548-1600 гг.): «Единственным авторитетом должны быть разум и свободное исследование.»
Слайд 3ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТИЛЯ БАРОККО:
Внутренняя напряжённость, динамичное
движение форм.
Центрический план культовых сооружений сменяется базиликальным.
Спокойные
устойчивые формы плана (круг, квадрат) уступают место неясным, подвижным формам прямоугольника и овала.
Стабильность композиционного строя, ясность и чёткость уравновешенных пропорций заменяется сложными ритмическими построениями, движением масс, многообразием пропорций.
Композиции придаётся фронтально-осевой характер с сильным акцентом на главном фасаде и глубинным развитием внутреннего пространства
Вместо ясной тектоники и логического построения – произвол в формообразовании.
Ровное яркое освещение сменяется контрастами резкого света с таинственным полумраком.
Чёткое построение интерьера заменяется усложнённостью и запутанностью с неожиданными пространственными эффектами .
Трактовка ордера подчёркнуто декоративная и пластичная.
Нарочитая преувеличенность ордерных форм.
Активное применение скульптурных и декоративных мотивов.
Один из первых признаков искусства барокко: избыточность средств и смешение масштабов.
Слайд 4Характерные особенности барокко в Италии.
Стремление к максимальной выразительности минимальными средствами.
Отрицание
конструктивной логики ордера и применение его только как декоративно-пластической формы
наряду со скульптурой.
Привлечение пейзажа в качестве основного композиционного приема для создания городского ансамбля.
Фасады и интерьеры отличаются исключительной роскошью и пластикой, хотя в рядовых и официальных сооружениях преобладает сухость и строгость формы.
Слайд 5Ц. Иль Джезу. 1568г. арх. Д.Виньола,
фасад в 1575-1584гг. Арх.
Дж.делла Порта
Слайд 9Ц.Сант-Андреа в Мантуе.
Проект арх. Альберти,
1470-1472г.
Слайд 11Дворец Барберини
Лоренцо Бернини.
Слайд 13Палаццо Кариньяно, Турин. Гварино Гварини
Слайд 20Палаццо Фарнезе
Антонио да Сангало Младший
Дворец Барберини
Слайд 21Доменико Фонтана. Трех лучевая система Рима
Слайд 22Большие заслуги в области градостроительства принадлежат выдающемуся архитектору и инженеру
Доменико Фонтана (1543—1607). В 1580-х гг. ему были поручены перепланировка
и декоративное украшение Рима, внешний вид которого должен был соответствовать значению города как мирового центра католицизма.
Слайд 23Д. Фонтана прокладывает новые прямые улицы с таким расчетом, чтобы
отдельные наиболее значительные ансамбли города оказались связанными между собой, образуя
единую систему акцентов.
Такова осуществленная им впервые в истории градостроительства трехлучевая система улиц, расходящихся от площади дель Пополо и связывающих главный въезд в столицу с центром и его основными ансамблями.
Чтобы усилить пространственный эффект и подчеркнуть осевую перспективу улиц, архитектор ставит в точках схода лучевых проспектов и в их концах обелиски и фонтаны, добиваясь тем самым большого композиционного единства и завершенности. Раскрывающаяся с площади дель Пополо глубокая перспектива трех проспектов, акцентированная и подчеркнутая постановкой на их углах двух одинаковых купольных церквей (Санта Мария ин Монтесанто и Санта Мария деи Мираколи, начатых строительством в 1661 году по проекту архитектора К. Райнальди), производит исключительно эффектное впечатление богатством и разнообразием аспектов, несколько напоминающих систему перспективных театральных кулис.
Слайд 24Пьяца дель Пополо в Риме. 1. Ворота дель Пополо (построены
в 1591 г.)
2. Древнеегипетский обелиск, поставленный Доменико Фонтана при
реконструкции Рима в 1 5 8 5-1588 гг. 3. Церковь Санта Мария ин Монтесанто. 1 6 6 1-1 6 7 5 гг.
Архитекторы Карло Райнальди и Карло Фонтана. 4. Церковь Санта Мария деи Мираколи. 1 6 7 5-1 6 7 9 гг. Архитекторы Карло Райнальди и Карло Фонтана. Пунктиром показаны очертания площади в 17-18 вв.
1
2
3
4
Слайд 25Пьяцца дель Пополо в Риме (1662г.) арх. К.Райнальди, К.Фонтана
Слайд 26Церкви Санта-Мария-ди-Монтесанто и Санта-Мария-деи Мираколи,арх. К.Райнальди.
Слайд 27Завершение строительства с. Св. Петра.
Слайд 28
Браманте
Рафаэль
Перуцци
Антонио Сангало
Собор св. Петра в Риме
Слайд 30План Ватикана и собора св.Петра в Риме: 1- собор св.Петра,
2- трапециевидная площадь, 3-овальная площадь с колоннадой Бернини, 4- Сикстинская
капелла, 5- станцы Рафаэля, 6- двор Лоджий, 7- двор Бельведера, 8- Ватиканская библиотека, 9- сад Пиньи, 10- сады Ватикана.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Слайд 31
Ансамбль пл. Святого Петра.
Лоренцо Бернини.
Слайд 34Площадь перед собором св. Петра. Колоннада арх. Л.Бернини
Собор св. Петра в Ватикане.
(D купола -42м; H – 123,4м; L гл. нефа– 187м; h-46,2м; ширина гл.нефа – 27,5м)
Слайд 36Площадь перед собором св. Петра в Риме.
Слайд 38Площадь перед собором св.Петра в Риме
Слайд 40Сень над папским алтарём в центральном нефе собора св. Петра
работы Л. Бернини.
Слайд 41Интерьер собора св. Петра
Киворий – балдахин над алтарём.
Лоренцо Бернини создал
одно из лучших своих творений в интерьере собора св. Петра.
Бронза
для кивория была взята из Пантеона. Высота балдахина 29м; на колоннах вверху стоят ангелы. Среди ветвей лавра на верхних частях колонн расположены геральдические пчёлы семейства Барберини.
(папа УрбанVIII являлся представителем этого семейства).
Слайд 42Церковь Сант-Андреа в Риме
Лоренцо Бернини
Слайд 46Церковь Сан-Карло у Четырёх фонтанов, начата в 1638г.,
фасад завершён в
1667г., арх. Ф.Борромини.
Франческо Баромини.
Слайд 49Церковь Сан-Карло у Четырёх фонтанов, начата в 1638г.,
фасад завершён в
1667г., арх. Ф.Борромини.
Слайд 52Церковь Сант-Иво.
Франческо Баромини.
Слайд 57Церковь Санта Мария ин Кампителли
арх. Карло Райнальди (1611-1691)
Санта
Мариа ин Кампителли (1663-1667), построенная на месте более древнего храма
в память об избавлении от чумы.
Двухъярусный фасад церкви напоминает церковь Иль-Джезу. Высокая, впечатляющая фасадная стена, «прикрывающая» основной объем сооружения, тектонически построена на многообразном использовании двух колонных портиков, то выступающих вперед, то отходящих назад, подчеркивающих вертикальный план. Эффектно и красиво задумано завершение, в виде сочетания вкомпонованных друг в друга лучковых и треугольных фронтонов.
Слайд 58Церковь Санта Мария ин Кампителли
арх. Карло Райнальди (1611-1691)
Слайд 60Церковь Санта Мария ин Кампителли
арх. Карло Райнальди (1611-1691)
Слайд 61Вилла Альдобрандини во Фраскати (1598-1600, достроена К.Фонтаной).
Джакомо делла Порта