Разделы презентаций


Атмосфера земли

Содержание

Метеорология – наука о физических процессах и явлениях в атмосфере Земли и их взаимодействии с земной поверхностью и космической средой. Сам термин «метеорология» произошел от двух греческих слов: «метеор», что означало

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Авиационная метеорология
Общие сведения об атмосфере Земли
Состав Атмосферы
Строение атмосферы
Стандартная атмосфера
Физические характеристики

атмосферы и их влияние на полеты ВС
Л.1: Атмосфера Земли

Авиационная метеорологияОбщие сведения об атмосфере ЗемлиСостав АтмосферыСтроение атмосферыСтандартная атмосфераФизические характеристики атмосферы и их влияние на полеты ВСЛ.1:

Слайд 2Метеорология – наука о физических процессах и явлениях в атмосфере

Земли и их взаимодействии с земной поверхностью и космической средой.

Сам термин «метеорология» произошел от двух греческих слов: «метеор», что означало всякое небесное явление (движение звезд, облаков и т.п.), и «логос» - изучение, познание.
Практическая деятельность ставит перед метеорологией задачу познания законов, которым следуют атмосферные процессы
Развитие метеорологии как науки привело к оформлению отдельных крупных разделов в самостоятельные научные дисциплины. Среди них сформировалась серия прикладных дисциплин, таких как авиационная метеорология, агрометеорология, морская метеорология и медицинская метеорология.
Авиационная метеорология — это наука, изучающая влияние метеорологических факторов на деятельность авиации, разрабатывающая теоретические основы и практические вопросы метеорологического обеспечения полетов.
Метеорология – наука о физических процессах и явлениях в атмосфере Земли и их взаимодействии с земной поверхностью

Слайд 3Атмосфера – газовая (воздушная) оболочка Земли, представляющая собой механическую смесь

газов и коллоидных примесей (пыли, кристаллов, капелек). Данная смесь газов

называется воздухом.
Вертикальная протяженность атмосферы составляет 60- 70 тыс. км. Резкой верхней границы атмосферы не существует, она постепенно переходит в межпланетную среду. Общая масса атмосферы приближенно оценивается в 5,15 1018 кг, что составляет примерно одну миллионную массы Земли.
Примерно 50 % всей массы атмосферы заключено в слое от земной поверхности до высоты 5 км, 75 % — до высоты 10 км, 90 % — до 16 км, 95 % — до 20 км, около 99 % — до высоты 30—35 км.
Незначительная толщина основного (по массе) слоя атмосферы по сравнению с ее горизонтальной протяженностью приводит к тому, что вертикальные масштабы наблюдаемых в атмосфере явлений и процессов оказываются значительно меньше горизонтальных: воздушные массы, циклоны и антициклоны, фронтальные поверхности по горизонтали занимают области в сотни и тысячи километров, а по вертикали распространяются лишь на несколько километров.
Атмосфера – газовая (воздушная) оболочка Земли, представляющая собой механическую смесь газов и коллоидных примесей (пыли, кристаллов, капелек).

Слайд 4Состав атмосферы
Воздух гомосферы однороден по составу входящих в него газов,

которые находятся в молекулярном состоянии. По объему он содержит:

Состав атмосферыВоздух гомосферы однороден по составу входящих в него газов, которые находятся в молекулярном состоянии. По объему

Слайд 5Строение атмосферы
Атмосфера по своим физическим свойствам неоднородна как по вертикали,

так и по горизонтали. Изменяются такие физические величины, как температура,

давление, плотность, состав и влажность воздуха, содержание твердых и жидких примесей, скорость ветра. Наиболее резко они изменяются по вертикали. Вследствие этого при делении атмосферы на первое место выступает неоднородность её свойств по вертикали.
Строение атмосферыАтмосфера по своим физическим свойствам неоднородна как по вертикали, так и по горизонтали. Изменяются такие физические

Слайд 6По этому же признаку в атмосфере выделяют озоносферу (20—55 км)

, в которой сосредоточена основная масса озона.
Начиная с высоты 50—60

км, в атмосфере резко увеличивается содержание заряженных частиц (ионов и электронов). Вследствие этого слой атмосферы, расположенный выше указанного уровня, называется ионосферой.
По этому же признаку в атмосфере выделяют озоносферу (20—55 км) , в которой сосредоточена основная масса озона.Начиная

Слайд 7В пограничном слое (высотой до 1—1,5 км) на характер движения

большое влияние оказывают земная поверхность и силы турбулентного трения. В

этом слое хорошо выражены суточные изменения метеорологических величин.
В пределах пограничного слоя метеорологические величины (например, температура и скорость ветра) резко изменяются с высотой.
В свободной атмосфере (на высотах более 1—1,5 км) в первом (достаточно грубом) приближении силами турбулентного трения можно пренебречь.
В пограничном слое (высотой до 1—1,5 км) на характер движения большое влияние оказывают земная поверхность и силы

Слайд 8Сопротивление плотных слоев атмосферы настолько велико, что в пределах этих

слоев летательный аппарат с выключенной двигательной установкой не может совершить

хотя бы один оборот вокруг Земли (потеряет скорость или сгорит).
В то же время на высотах более 150 км время существования ИСЗ превышает время, необходимое для совершения одного оборота (при этом оно тем больше, чем выше располагается орбита). На основании этого полеты ИСЗ называют космическими, хотя орбиты большинства запущенных до настоящего времени ИСЗ лежат в пределах атмосферы.
Сопротивление плотных слоев атмосферы настолько велико, что в пределах этих слоев летательный аппарат с выключенной двигательной установкой

Слайд 9Строение атмосферы
Наиболее отчетливо различие в свойствах слоев атмосферы проявляется в

характере изменения температуры воздуха с высотой. По этому признаку атмосфера

делится на пять основных слоев.
Строение атмосферыНаиболее отчетливо различие в свойствах слоев атмосферы проявляется в характере изменения температуры воздуха с высотой. По

Слайд 11Состав атмосферы
Воздух гомосферы однороден по составу входящих в него газов,

которые находятся в молекулярном состоянии. По объему он содержит:

Состав атмосферыВоздух гомосферы однороден по составу входящих в него газов, которые находятся в молекулярном состоянии. По объему

Слайд 12Стандартная атмосфера
При конструировании ВС, их оборудования и приборов, при оценке

возможностей их эксплуатации, при планировании полетов применяется оcредненное распределение физических

характеристик состояния атмосферы по высоте — стандартная атмосфера. Это распределение не зависит от географического района, от времени года и суток.
В настоящее время действует ГОСТ 4401—81 (СА—81), которая соответствует международной стандартной атмосфере. СА—81 определяет средние значения основных метеорологических параметров в диапазоне высот от минус двух до 120 км для широты 45°32'33'', соответствующие среднему уровню солнечной активности. Атмосфера считается неподвижной относительно поверхности земли (ветер отсутствует).
На уровне моря основные физические параметры СА—81 принимают следующие значения: давление р0= 1013,25 гПа = 760 мм рт. ст., температура воздуха Т0 = 15°С=288,15К, молярная масса воздуха М0 = 28,96 кг/кмоль, ускорение свободного падения go=9,80665 м/с2.
Стандартная атмосфераПри конструировании ВС, их оборудования и приборов, при оценке возможностей их эксплуатации, при планировании полетов применяется

Слайд 13СА широко применяется при решении научно-практических задач, в том числе

при конструировании и эксплуатации воздушных судов. Возникающие в полете аэродинамические

силы, сила тяги двигателя и расход топлива, а также скорость, предельно допустимая высота полета и показания некоторых аэронавигационных приборов могут значительно изменяться в условиях реальной атмосферы, параметры которой отклоняются зачастую от стандартных.
СА широко применяется при решении научно-практических задач, в том числе при конструировании и эксплуатации воздушных судов. Возникающие

Слайд 14Физические характеристики атмосферы
Состояние атмосферы определяется рядом физических характеристик (параметров). Основными

из них являются температура, влажность, давление, плотность воздуха.
Температура воздуха –

характеристика теплового состояния равная средней кинетической энергии движения молекул и атомов, составляющих воздух [оС, оК].
Для измерения температуры применяются термометры.
Для непрерывной записи температуры воздуха используются суточные и недельные термографы.
Физические характеристики атмосферыСостояние атмосферы определяется рядом физических характеристик (параметров). Основными из них являются температура, влажность, давление, плотность

Слайд 15Температура воздуха
На метеорологических площадках термометры и термографы устанавливаются в метеорологических

будках на высоте 2м от поверхности земли. Метеорологическая будка должна

хорошо вентилироваться и защищать установленные в ней приборы от непосредственного воздействия солнечных лучей. Температура для практических целей измеряется с точностью 0,1оС
Температура воздухаНа метеорологических площадках термометры и термографы устанавливаются в метеорологических будках на высоте 2м от поверхности земли.

Слайд 16Атмосферное давление
Атмосферным давлением называется сила, действующая на единицу горизонтальной поверхности

и равная весу столба воздуха, простирающегося от данной поверхности до

верхней границы атмосферы [гПа, мм рт. ст., мбар].
1мм.рт.ст.=1,333мбар=4/3мбар=133,3Па=1,33гПа
На метеостанциях вычисляется также барическая тенденция – изменение давления за последние 3 часа.
Для того чтобы иметь возможность сравнивать давление в различных пунктах, его приводят к одному исходному уровню – уровню моря.
Атмосферное давлениеАтмосферным давлением называется сила, действующая на единицу горизонтальной поверхности и равная весу столба воздуха, простирающегося от

Слайд 17Для характеристики изменения давления с высотой и по горизонтали используется

барический градиент – изменение давления на единицу расстояния.
Барическая ступень –

это такая высота, на которую нужно подняться или опуститься, чтобы давление изменилось на единицу.
Общий закон изменения давления с высотой выражается формулой:


где:
- ускорение свободного падения;
- универсальная газовая постоянная;
- средняя температура воздуха в слое от 0-h;
– основание натурального логарифма.

Атмосферное давление, измеренное на метеорологических станциях, приведенное к уровню моря, наносят на приземные карты погоды. На этих картах проводят линии равного давления – изобары, которые позволяют судить о распределении атмосферного давления над различными районами. Поле атмосферного давления, представленное на картах, называется барическим полем.

Для характеристики изменения давления с высотой и по горизонтали используется барический градиент – изменение давления на единицу

Слайд 18
Приземная карта погоды

Приземная карта погоды

Слайд 19Выделяют следующие барические системы (образования):
Циклон – область низкого давления, ограниченная

замкнутыми изобарами, с наименьшим давлением в центре;
Антициклон - область повышенного

давления, ограниченная замкнутыми изобарами, с наибольшим давлением в центре;
Ложбина – область изобар, вытянутых от го давления, которая называется осью ложбины; центра циклона к его переферии. Вдоль ложбины можно провести линию наименьше
Гребень - область изобар, вытянутых от центра антициклона к его переферии. Вдоль гребня можно провести линию наибольшего давления, которая называется осью гребня;


Седловина – барическое поле, заключенное между двумя циклонами и двумя антициклонами, расположенными крест-накрест.

Выделяют следующие барические системы (образования):Циклон – область низкого давления, ограниченная замкнутыми изобарами, с наименьшим давлением в центре;Антициклон

Слайд 20Эшелон полета - это выделяемая для полетов относительная барометрическая высота,

отсчитываемая от изобарической поверхности с давлением 760 мм рт. ст.

(1013,2 гПа). Высота полета выдерживается с помощью барометрического высотометра, нуль высоты которого установлен на давлении 760 мм рт. ст. Полет на эшелоне - это полет по одной и той же изобарической поверхности. Истинная высота полета (высота над рельефом местности), а также абсолютная высота полета (над уровнем моря) могут существенно отличаться от барометрической высоты при полете на эшелоне.
При полете на международных авиалиниях используется так называемое давление QNH (гПа), т. е. давление на аэродроме, приведенное к уровню моря по стандартной атмосфере. Ему соответствует барометрическая высота уровня моря. Значение давления QNH сообщается в сводке о фактической погоде на аэродроме по метеорологическому международному коду METAR.


Экипажу перед посадкой в международном аэропорту сообщается давление QFE - давление на уровне рабочего курса ВПП.

Эшелон полета - это выделяемая для полетов относительная барометрическая высота, отсчитываемая от изобарической поверхности с давлением 760

Слайд 21Влажность воздуха - содержание водяного пара в атмосферном воздухе. Для

её количественной оценки используются следующие характеристики:
Парциальное давление (упругость) водяного пара

(e [гПа или мм рт.ст.]) - это та часть атмосферного давления, которая создается водяным паром. Различают фактическую упругость водяного пара e и максимально возможную при данной температуре E.
Абсолютная влажность a – масса водяного пара в граммах в 1 м3 влажного воздуха [г/м3].
Относительная влажность f – отношение фактического давления водяного пара е к давлению насыщения E над плоской поверхностью чистой воды, выраженное в процентах [%].
Массовая доля водяного пара (удельная влажность) s – количество водяного пара в граммах в 1 кг влажного воздуха [г/кг].
Точка росы td – температура, при которой содержащийся в воздухе водяной пар при постоянных общем атмосферном давлении и массовой доле водяного пара становится насыщенным по отношению к плоской поверхности воды [оС].
Дефицит точки росы Δtd – разность между температурой воздуха t и точкой росы td



Влажность воздуха - содержание водяного пара в атмосферном воздухе. Для её количественной оценки используются следующие характеристики:Парциальное давление

Слайд 23Плотность воздуха ρ – отношение массы воздуха к его объему

[г/м3].
Плотность воздуха тем больше, чем больше атмосферное давление и чем

ниже температура воздуха.
Плотность воздуха зависит как от атмосферного давления и температуры так и от влажности. Водяной пар легче сухого воздуха, поэтому чем больше в воздухе водяного пара, тем меньше будет плотность воздуха.
Для вычисления плотности влажного воздуха пользуются формулой:




где:
- плотность влажного воздуха;
- плотность сухого воздуха;
- парциальное давление водяного пара;
- атмосферное давление.

Плотность воздуха ρ – отношение массы воздуха к его объему [г/м3].Плотность воздуха тем больше, чем больше атмосферное

Слайд 24Влияние физических параметров атмосферы на дозвуковые ЛА
Потребная воздушная скорость горизонтального

установившегося полёта обратно пропорциональна плотности воздуха. Поскольку плотность воздуха уменьшается

с высотой, потребная скорость при прочих равных условиях увеличивается.


- вес самолета;
- коэффициент подъемной силы;
- площадь крыла в плане;
- плотность воздуха

На постоянной высоте полёта скорость изменяется в зависимости от распределения температуры и давления на уровне полёта. Так как в полёте постоянная высота выдерживается по барометрическому высотомеру (p = const), то скорость полёта зависит только от температуры воздуха.


Из выражения видно, что чем выше температура воздуха, тем больше должна быть потребная воздушная скорость горизонтального полёта.

Состояние атмосферы влияет на взлетно-посадочные характеристики самолётов. Для взлета необходимо, чтобы подъемная сила была больше веса самолёта, т.е.скорость отрыва самолёта на 10- 15% превышает потребную:


Из выражения видно, что повышение температуры воздуха приводит к увеличению скорости отрыва самолета, а рост атмосферного давления – к её уменьшению.

Влияние физических параметров атмосферы на дозвуковые ЛАПотребная воздушная скорость горизонтального установившегося полёта обратно пропорциональна плотности воздуха. Поскольку

Слайд 25Влияние физических параметров атмосферы на дозвуковые ЛА
Длина разбега реактивного самолета

с учетом изменения плотности воздуха выражается следующей приближенной формулой:

- длина

разбега в стандартных условиях;
- относительная плотность воздуха, равная отношению фактической плотности воздуха к стандартной.

Посадка самолёта также зависит от атмосферных условий. Посадочная скорость выражается формулой:


При превышении фактической 3,5%.




Из выражения видно, что чем выше температура воздуха, тем больше должна быть посадочная скорость самолёта. Изменение длины пробега по сравнению со стандартной выражается следующим образом:

температуры над стандартной на 10оС длина пробега увеличивается примерно на

Влияние физических параметров атмосферы на дозвуковые ЛАДлина разбега реактивного самолета с учетом изменения плотности воздуха выражается следующей

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика