Слайд 1Аутизм.
Мифы и факты
Презентация для широкого круга общественности
Слайд 2Аутизм, расстройства аутистического спектра - определение понятия
Аутизм (расстройства аутистического спектра)
- термин, используемый для описания группы расстройств развития центральной нервной
системы.
Слайд 3Расстройства аутистического спектра проявляются нарушениями в трех сферах:
Общение.
Как человек общается
с детьми и взрослыми (нарушения социального взаимодействия).
Разговор.
Как человек разговаривает,
пользуется жестами или выражением лица (нарушения в области коммуникации).
Поведение.
Как человек ведет себя (своеобразие, ограниченность и стереотипность интересов и деятельности).
Слайд 4Виды расстройств аутистического спектра:
детский аутизм
атипичный аутизм
синдром Аспергера
органический аутизм
аутистическое расстройство
Все эти термины описывают разные проявления одного и того же
нарушения.
Слайд 5Аутизм часто сочетается с другими нарушениями:
значительная часть людей с РАС
(от 25 до 50%) имеют сопутствующую умственную отсталость
часто у
них имеются расстройства моторики и координации
проблемы с желудочно-кишечным трактом
нарушения сна
Слайд 6Для людей с РАС также характерны другие особенности:
особенности восприятия информации
трудности
с концентрацией внимания
раздражительность.
Слайд 7Кто виноват?
Ребенок с аутизмом может появиться в любой семье, вне
зависимости от достатка, образования, социального статуса родителей. В том, что
у ребенка аутизм, нет ничьей вины. Аутизм – не вина родителей, бабушек, дедушек и тем более, самого ребенка, а биологическое расстройство.
Слайд 8Люди с расстройствами аутистического спектра хотят общаться:
Вопреки распространенному мифу, люди
с аутизмом не стремятся жить в собственном мире, наоборот, многие
очень заинтересованы в общении с другими, способны устанавливать глубокие эмоциональные связи с важными для них людьми, однако не имеют достаточных навыков для того чтобы общаться так, как это делают их сверстники.
Слайд 9Люди с РАС – очень разные:
Некоторые (около 20–25%) так и
не начинают говорить и общаются, используя альтернативные способы коммуникации (жесты,
обмен карточками или письменный текст). Во взрослом возрасте им может требоваться много поддержки и заботы, они не могут жить самостоятельно.
У других людей с аутизмом развивается речь и другие навыки социального взаимодействия, они могут посещать школу, поступать в высшие учебные заведения и работать.
Слайд 10
Каждый человек с аутизмом уникален в своих проявлениях, и порой
на первый взгляд сложно понять, что объединяет людей с расстройствами
аутистического спектра.
Слайд 11
Им необходима поддержка, для того чтобы жить, полностью реализуя свои
возможности, справляться с непростыми для них социальными задачами. Они нуждаются
в признании и принятии их особенностей так же, как и мы с вами, но многие из людей с аутизмом просто не смогут достойно жить без этой поддержки.
Слайд 12Вы можете помочь семье, воспитывающей ребенка с РАС?
Слайд 13Пять способов проявить принятие по отношению к родителям аутичных детей:
Перестаньте
использовать катастрофичный язык. Не нагнетайте обстановку, не говорите, что вам
жаль, потому что отчаяние опасно воздействует на родителей
Будьте рядом. Это самый надежный способ помочь
Не осуждайте и не давайте «ценных советов». «Я тут читала про диету/теорию/исследование/метод излечения»…
Приглашайте их. Та вечеринка, которая наверняка будет слишком напряженной для их особого ребенка? Все равно пригласите их. Ваши усилия будут значить очень многое
Дайте им передохнуть. Принимайте тот факт, что у ваших друзей или родственников есть аутичный ребенок, принимайте аутизм, научитесь чувствовать себя комфортно и наслаждаться его компанией. Ваша жизнь гарантированно станет интереснее!
Слайд 14Вы стали случайным свидетелем истерики, связанной с аутизмом?
Истерики у детей
случаются нередко, и это касается не только детей с аутизмом.
Однако гораздо труднее успокоить ребенка, если у него есть аутизм.
Важно понять, что ребенок в состоянии истерики уже прошел тот этап, когда он может прислушаться к чужим уговорам. Он потерял контроль над собой.
При наличии аутизма истерика связана с более высоким риском причинения себе вреда. Это может выглядеть очень страшно. Это также значит, что в этот момент приоритет родителей — это безопасность ребенка, а не удобства окружающих.
В первую очередь, вам необходимо помнить, что в случае аутизма нет никаких «рецептов на все случаи». Так что никакая реакция не может подходить для любой ситуации.
Самое главное — доверяйте родителям и их знанию своего ребенка. Всегда позволяйте семье играть ведущую роль в отношении ребенка.
Слайд 15
Не бойтесь подойти к родителям и спросить, можно ли им
чем-то помочь. Будьте готовы принять ответ «нет».
Если кто-то будет негативно
комментировать ситуацию или возмущаться — отвечайте вместо родителей, что истерика была вызвана трудностями ребенка, и что ситуация не имеет отношения к родительскому воспитанию.
Продолжительность истерики может быть разной. Она не зависит ни от вас, ни от родителей. Лучшая помощь с вашей стороны — это ваше спокойствие и попытки успокоить окружающих.
Даже если вы просто предложите помощь и при этом проявите терпение и понимание, то уже одним этим шагом вы окажете родителям неоценимую поддержку.
Воздержитесь от каких-либо советов родителям. Скорее всего, это не первая истерика, с которой им приходится справляться
Слайд 16
Каждый из нас в чем-то ограничен, иногда трагически. Каждый из
нас в чем-то переизбыточен. Надо делиться и взаимодействовать.
Любовь Аркус,
«БГ»
Слайд 17В подготовке презентации использованы материалы:
http://autism.tilda.ws
http://outfund.ru
http://autism38.ru
Слайд 18Презентация подготовлена:
Иркутская региональная общественная организация родителей детей с расстройствами аутистического
спектра «Аутизм – Иркутск», Иркутск, 2015 год