Слайд 1Структура курса
«Маркетинговые исследования»
Сущность и значение маркетинговых исследований
Виды и источники
маркетинговой информации
Проектирование маркетингового исследования
Методы проведения маркетинговых исследований
Определение генеральной совокупности и
составление выборки
Обработка информации
Представление результатов
Направления маркетинговых исследований
Слайд 2Рекомендованная литература:
1. Полторак В.А. Маркетингові дослідження: навч. посібник. – К.:
ЦНЛ, 2003.
2. Красовская Е.Ю. Маркетинговые исследования: Слайд-конспект. –Д.: Изд-во ДУЭП,
2007.
3. Международный кодекс МТП и ЕСОМАР по практике маркетинговых и социальных исследований
4. Крикавський Є.В., Косар Н.С. Маркетингові дослідження. – Львів, 2004.
5. Ілляшенко С.М., Баскакова М.Ю. Маркетингові дослідження: навч. посібник. – К.: ЦНЛ, 2006.
6. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. – М.: Финпресс, 2000.
7. Малхотра Нареш. Маркетинговые исследования и эффективный анализ статистических данных. /Пер. с англ. – СПб.:ООО “ДиаСофтЮП”, 2002.
8. М. Сондерс, Ф. Льюис, Э. Торнхилл. Методы проведения экономических исследований./ Пер. с англ. М.: Эксмо, 2006.
9. Гаркавенко С.С. Маркетинг. – К.: Лібра, 2006.
Слайд 3Тема 1.
Маркетинговые исследования в структуре маркетинга
Слайд 4 ПЛАН
1.1. Роль и значение маркетинговых исследований в деятельности предприятия
1.2.
Понятие, задачи и функции маркетингового исследования
1.3. Классификация и направления маркетинговых
исследований
1.4. Исполнители маркетинговых исследований
Слайд 51.1. Роль и значение маркетинговых исследований в деятельности предприятия
Слайд 6Маркетинг – социальный и управленческий процесс с помощью которого определенные
лица или группы лиц удовлетворяют свои нужды и потребности посредством
создания товаров и потребительских ценностей и взаимообмена ими.
Основная цель маркетинга – определить, а затем удовлетворить нужды потребителей.
Маркетинговые исследования – это систематизированный процесс сбора, обработки и анализа информации про рыночную среду (маркетинговой информации) с целью принятия управленческих (маркетинговых) решений.
Маркетинговые исследования – это функция, которая информационно связывает предприятие с рынком, потребителями, конкурентами и всеми элементами внешней среды, которые влияют на деятельность предприятия.
Слайд 7Значение маркетинговых исследований для предприятия (фирмы):
Использование полученной в ходе маркетинговых
исследований информации дает возможность выбрать наиболее эффективные управленческие (маркетинговые) решения
при оптимальном уровне риска
Слайд 91.2. Понятие, задачи и функции маркетингового исследования
Слайд 10Маркетинговое исследование
- это научное исследование, направленное на систематический сбор,
оценку и анализ фактографической информации о потребностях, мнениях, мотивации, поведении,
намерениях отдельных лиц и организаций, о состоянии внутренней и внешней маркетинговой среды предприятия, о конъюнктуре рынка и динамике рыночных показателей, а также на подготовку этой информации к принятию управленческих (маркетинговых) решений.
Слайд 11Функции маркетингового исследования
Сбор разнообразной маркетинговой информации, направленной на удовлетворение информационно-аналитических
потребностей маркетинга
Анализ и оценка собранной информации
Подготовка собранной информации к
принятию маркетинговых решений
Слайд 121.3. Классификация и направления маркетинговых исследований
Слайд 13С точки зрения причин проведения маркетинговых исследований выделяют:
Исследования для идентификации
проблемы
Исследования для решения проблемы
Слайд 14Что такое проблема?
Проблема – противоречивая, сложная или нежелательная ситуация,
требующая решения.
Проблемы-симптомы (следствия): снижение прибыли, сокращение доли рынка, жалобы потребителей,
снижение спроса
Проблемы-причины: действия конкурентов, изменения внешней среды, поведение потребителей, изменения в деятельности компании
Слайд 15Цели и задачи исследования (общность и различие)
Цель маркетингового исследования -
это получение конечных данных (информации), необходимых для решения проблемы
Задачи исследования
– разработка или выбор адекватных методов исследования, сбор соответствующей информации, ее обработка и анализ.
Слайд 16
С точки зрения целей и задач исследования выделяют следующую информацию:
Разведывательная
(поисковая) – направленная на выяснение проблемы
Описательная (дескриптивная) – характеристика ситуации
на основе дополнительной информации
Экспериментальная (причинная, казуальная) полученная при дополнительном изучении проблемы
Инновационная – качественно новая, выявляющая новые проблемы, ведущая к разработке новых гипотез и т.д.
Слайд 17Виды маркетинговых исследований
Разведывательные (поисковые) исследования – получение дополнительной информации
для точного определения проблем и проверки гипотез;
Описательные (дескриптивные) исследования
– систематическое качественно-количественное описание аспектов реальной маркетинговой ситуации;
Экспериментальные (казуальные) исследования – анализ причинно-следственных зависимостей в развитии экономических процессов, обоснование гипотез, которые имеют причинно-следственные связи.
Инновационные исследования – направленные на поиск и разработку новых маркетинговых решений, методов исследования и т.д.
Слайд 18Разработка поисковых вопросов
После определения целей исследования их необходимо трансформировать в
поисковые вопросы: Кто? Где? Когда? Каким образом? Какой? Что именно?
Почему? Как часто?
Слайд 19Гипотеза – предположение относительно сущности, содержания и возможных путей решения
проблемы
Требования, выдвигаемые к рабочей гипотезе:
Достоверность (непосредственно связана с проблемой)
Предсказуемость (должна
быть сформулирована на основе предварительно отмеченных закономерностей и тенденций)
Возможность проверки
Возможность формализации
Пример гипотезы: увеличение доли рынка стирального порошка “Tide” до 24% возможно при росте объема продаж на 12%. Для этого необходимо снижение цены товара на 8%.
Слайд 20Основные направления маркетинговых исследований
(комплексного исследования рынка)
Исследование макросреды: PEST-анализ (политико-правовые, экономические,
социальные, технологические факторы)
Исследование микросреды (рынок как таковой, потребители, конкуренты, посредники,
поставщики)
Исследование внутренней среды предприятия (производство, сбыт, менеджмент, маркетинг, финансы)
SWOT- анализ
Слайд 21Исследование рынка
Конъюнктура рынка – состояние экономики в целом, отдельной отрасли
или конкретного товарного рынка
Показатели конъюнктуры:
- показатели производства (предложения)
- показатели спроса
-ценовые
показатели
Слайд 22Показатели предложения
Показатели материального производства, которые характеризуют предложение товаров:
Абсолютные показатели производства
(натуральные и стоимостные)
Относительные показатели (индексы, темпы роста)
Косвенные показатели (объемы заказов,
динамика загрузки производственных мощностей, объем капиталовложений, уровень занятости в соответствующей отрасли, фонд заработной платы, продолжительность рабочей недели)
Слайд 23Показатели спроса
Емкость рынка – возможный объем продаж при данном уровне
цен за конкретный промежуток времени
- емкость потенциального рынка (потребители, которые
интересуются данным товаром, имеют в нем потребность)
- емкость реального рынка (потребители, которые имеют потребность, интересуются данным товаром и могут его приобрести)
Доля рынка – удельный вес продаж фирмы в общем объеме продаж или в общей емкости рынка (в%)
Насыщенность рынка – отношение количества покупателей, которые уже приобрели товар, к общему количеству потребителей (характеризует перспективность рынка
Уровень спроса, объемы импорта и экспорта, движение товарных запасов и др.
Слайд 24Направления маркетинговых исследований, %
Слайд 251.4. Исполнители маркетинговых исследований
специализированные исследовательские фирмы и компании, исследовательские экономические
институты;
рекламные агентства (исследования в части рекламы);
промышленные и торговые союзы;
торгово-промышленные палаты;
консультанты
по исследованиям рынка, консалтинговые фирмы и агентства;
отделы исследований рынка, маркетинговые отделы непосредственно на предприятиях
Слайд 26Ведущие специализированные организации в области маркетинговых исследований
D&B Marketing Information Ser.
Information
Resources, Inc.
A.C. Nielsen
В Украине действуют:
GFK Ukraine
Action Data Group LTD
AGB Ukraine
UMG
(Українська маркетингова група)
Слайд 27Международные организации в области маркетинговых исследований
European Society for Opinion and
Marketing Research – ESOMAR
(www. esomar.org)
American Marketing Association – AMA
International Chamber
of Commerce
Market Research Society - MRS