Слайд 2Правильная артикуляция
Подготовительная работа
-артикуляционная гимнастика
-фоноритмика
Автоматизация звука [р]
Дифференциация звуков [р] [л]
Дефекты звука
Постановка звука
Слайд 3Правильная артикуляция
Положение губ и расстояние между резцами зависят от
следующего звука. Язык – форма ложечки. Боковыми краями прилегает к
верхним коренным зубам. Передний край языка поднят к альвеолам и дрожит под напором выдыхаемого воздуха. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые связки вибрируют.
Самоконтроль:
1) Поднести руку ко рту – толчкообразное движение воздуха.
2) Руку приложить к гортани – вибрация голосовых связок.
Слайд 4Артикуляционная гимнастика
«Качели»
«Чашечка»
«Вкусное варенье»
«Парус»
«Маляр»
«Дятел»
«Грибок»
Слайд 5Рот широко открыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться боковыми краями
и кончиком языка к верхним зубам, но не касаться их.
Чашечка
Слайд 6Вкусное варенье
Рот приоткрыть. Высунуть широкий язык, облизать им верхнюю, а
затем нижнюю губу по кругу. Выполнять в одну, а затем
в другую сторону.
Слайд 7Парус
Улыбнуться, широко открыть рот, кончик языка поднять и поставить на
бугорки (альвеолы) за верхними зубами. Удерживать язык в таком положении
под счёт до восьми; потом до десяти.
Слайд 8Маляр
Улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка проводить
по нёбу от верхних зубов до горла и обратно.
Слайд 9Грибок
Улыбнуться, открыть рот, «приклеить» (присосать) язык к нёбу. Следить, чтобы
при этом рот был широко открыт.
Слайд 10Дятел
Улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх. Кончиком языка с
силой ударять по бугоркам (альвеолам) за верхними зубами и произносит
звуки «д-д-д..»
Слайд 11Качели
Улыбнуться, открыть широко рот, на счёт «раз» - опустить кончик
языка за нижние зубы, на счёт «два» - поднять язык
за верхние зубы.
Слайд 14Постановка –р- механическим путём
а) Произнесение звука –ш- при раскрытом рте,
приблизить язык к альвеолам, присоединить голос, получается фрикативное –р- с
этим звуком произносить все слова (1,2 месяца), затем начать вырабатывать вибрацию языка.
б) Можно при произнесении фрикативного –р- вызывать вибрацию языка механическим путём: указательным пальцем правой руки, шпателем, шариком.
в) Постановка звука –р- от –ш-, -ж-.
Ученик произносит –ш-,-ж- и затем вызвать вибрацию кончика языка.
г) Ребенок длительно, протяжно произносит:
- * либо верхнеязычныйзвук [Ж], [З]
- *либо одно из сочетаний: «ЗА», «ЖА», «ДЖ»,«ДЗ».
Одновременно под язык ребенка подкладывается соска (зонд). Быстрыми движениями вправо и влево вызывается механическое колебание языка, попеременное смыкание и размыкание его переднего края с альвеолами.
Слайд 15Постановка звука [Р]
от звука [С] на выдохе
Выдуть воздух
изо рта со звуком [С] , а потом резко всосать
этот же самый воздух и звук [С] обратно вместе с языком, как будто улитку в раковину.
При этом язык должен как бы «чиркнуть» по альвеолам.
Затем нужно естественным образом произнести звук [С] и повторить эти же действия на выдохе.
Слайд 16Постановка звука [Р] от слогового сочетания или «ЗА»
«Заводим мотоцикл».
Протяжно произнося слог «Ззза» ребенок, как бы
«газуя» делает РЕЗКИЙ поворот кистями рук, и, таким же РЕЗКИМ рывком «чиркая» кончиком языка вверх по альвеолам, делает резкий выдох на кончик языка. Получается фрикативный звук [R] или нормативный [Р] в сочетании с гласным [А] .
Затем ребенок «катается на мотоциклах других марок», имитируя рев моторов РУ, РЫ, РЭ или РО.
Слайд 17По подражанию
Детям, имеющим остатки слуха (III, IV группа глухоты), предлагается
послушать, как звучит -р- , и рассмотреть положение и работу
языка. Учитель демонстрирует звук при открытом рте. Здесь надо внимательно следить, чтобы звук не переходил в горловой, если это случилось, приём заменить.
Слайд 19Замена отсутствующего звука
В словах со звуком р заменять звук р
звуком л (артикуляция похожа – широкий язык упирается в альвеолы)
три
– тли
четыре – четыле
2) Слова со звуком р произносить с фрикативным – р (передний край языка образует щель с альвеолами, но не дрожит)
Слайд 21Дефекты звука «р» и коррекция
1. Смягчение. Вместо твёрдого слышится
мягкое. Дефект не очень грубый, поднята спинка языка. Можно оставлять.
2.
Оглушение (глухое –р- без голоса). Элементы артикуляции есть все, но нет голоса.
а) на слух.
б) от в_____р
ж_____р
3. Дорзальное. Вибрирует не кончик языка, а спинка. Дефект грубый. Ставить заново.
4. Горловое(храп). Авулярное –р- вибрирует язычок. Дефект грубый, надо ставить заново.
5. Звук шипящий. Уздечка мешает вибрировать и поднимать язык.
Исправление:
1. Подрезать уздечку.
2. Остановиться на фрикативном –р- во всех словах (подрезать уздечку).
6. Призвук перед «р» (в виде согласных Т, К, Г, Н
Рука – крука, нрука
Четыре – четыгре, четынре.
Дефект грубый.
Исправление:
Сопоставление правильной и неправильной артикуляции с опорой
А) на слух;
Б) на буквенном изображение: Ты говоришь грука. Надо рука.
Слайд 25
Ра – ра – ра радуга
оро – оро –
оро огород
Ру – ру – ру рука
Ри
– ри – ри рисунок, рис
Слайд 27Рак -
Рубашка -
Расчёска –
Роза –
Рыцарь -
Игра
«Один – много»:
раки
рубашки
расчёски
розы
рыцари
Слайд 30Дополни предложение
В корзине лежат большие ….
Слайд 32Бабушка заготовила на зиму ...и ..
Слайд 33Бабушка заготовила на зиму огурцы и помидоры.
Слайд 34Звук Р в стечении с согласными
Ар__та
парта
ар__ка марка
ар__ва сорвать
ар__на карнавал
ак__ра кравать
ат__ра матрац
авт__ра завтрак
ор__ка пятёрка
Слайд 35Повтори
Дра-дра-дра — выльем воду из ведра,
Дро-дро-дро — на мосту
стоит ведро,
Дру-дру-дру — к нам пришёл на праздник друг,
Дры-дры-дры
— в сказках совы все мудры.
Слайд 36Назови
Ватрушка
Завтрак
Трость
Педиатр
Слайд 37«Доскажи словечко».
Дует сильный ве...
Вика вяжет сви...
Миша сорвал с грядки красный поми...
Землю пашет
трак...
Папа включил телеви...
На перекрестке свето...
В чай кладут са...
Слайд 38Выбери овощи, в названии которых есть звук «Р»
Слайд 43Составь предложение по схеме
Кто? Что? Что делает? На чём?
Слайд 45
В аквариуме у Харитона
Четыре рака, три тритона.
Слайд 46Все бобры добры для своих бобрят.
Слайд 47У Тамары на огороде
Выросли помидоры.
Слайд 48У барана рога
Скручены-перекручены,
Верчены-переверчены.
Слайд 50Дифференциация Р-Л
ра — ла
ро — ло
ру — лу
ры — лы
ла
— ра
ло — ро
лу — ру
рак — лак
рай — лай
рот
— лот
рожь — ложь
игла — игра
укол — укор
голод — город
Слайд 52Дифференциация Р-Л
Мальчик осторожно несёт ведро.
Вертолёт летит в небе.
Слайд 53
Презентацию подготовила
Каменщикова Елена Анатольевна